Сибирские Огни № 003 - 1990
вал и введения рынка внутри самой про мышленности. Невозможным оказалось быть лишь наполовину беременным. Земле делие— это не только хлеб, это еще и ры нок сырья. Стихийность этого рынка со стороны крестьян вынудила отказаться от централизованных закупок, передав это дело в руки предприятий. Был введен коммер ческий расчет, позднее названный более бла гообразно «хозяйственным». «Государствен ные предприятия переводятся на так назы ваемый хозяйственный расчет, то есть по сути дела в значительной степени на ком мерческие и капиталистические начала» (т. 44, с. 342). «Перевод госпредприятий на так называемый хозяйственный расчет не избежно и неразрывно связан с новой эко номической политикой... в обстановке допу щенной и развивающейся свободы торговли» (там же, с. 342—343). Одновременно, из-за неспособности госсектора удовлетворить за просы крестьян была допущена и частно предпринимательская деятельность. Все это очень напоминает нынешнюю ситуацию, только тогда госсектор был маломощен объ ективно — ввиду разрухи, а сегодня — нет уже никакого мелкобуржуазного крестьян ства. Нэп помог нормализовать жизнь страны, укрепить положение власти. Но на какой базе? На буржуазной. Требовалось найти пути перевода народного хозяйства на со циалистические рельсы. Эту задачу и обду мывал В. И. Ленин в своих заметках «О кооперации». Политэкономически проблема состояла в том, чтобы каким-то образом избавиться от массового слоя мелких хозяев— сторонни ков буржуазных порядков. Тут возможны были два пути. Первый — политический. По нему пошел позднее Сталин, принеся тем самым неисчислимые страдания народу. Второй — экономический. Этот путь и раз рабатывал Ленин, а после его смерти — Н. И. Бухарин. Надо было как-то устранить индивиду альный характер земледельческого произ водства, от которого проистекали все беды. С этой целью В. И. Ленин и ухватился за идею кооперирования крестьян. Коопериро вание, как отмечалось, есть объединение трудящихся, есть вытеснение рыночных свя зей людей в пользу непосредственных. Во влекая индивидуалиста, хозяйчика в коопе ративное движение, тем самым можно бы ло бы приучить его к сотрудничеству, изме нить психологию в сторону коллективист ских начал. Кооперирование отрицает част ное хозяйствование, но тем не менее оно выгодно любому частному хозяину. То есть это такая форма отрицания, на кото рую крестьянин может охотно согласиться. Шаг к коллективизму от индивидуализма в то же время есть шаг в сторону социализ ма. Все эти моменты В. И. Ленин глубоко осознал и сделал точный вывод, что в на стоящих условиях для построения социа лизма «задачей осталось только коопериро вание населения» (т. 45, с. 369), то есть крестьянства. Это была и задача конкрет ной тактики, и задача стратегии. Ведь «максимальное кооперирование» (там же) не в смысле насаждения системы изолиро ванных кооперативов, а в смысле развития кооперативных, то есть непосредственных, тесных связей на всех уровнях производства и общества — суть социализма. «В нэпе мы сделали уступку крестьяни ну, как торговцу, принципу частной торгов ли; именно из этого вытекает... гигантское значение кооперации» (с. 370), как альтер нативы, как средства ограничения и подав ления рынка. Кооперирование надевает сми рительную рубашку на разгул частных ин тересов, причем делает это при полном сог ласии самих этих интересов. На эту мысль особенно упирал Ленин, подчеркивая, что в кооперативе мы имеем соединение частного интереса с общим (с. 370), что через коопе рирование можно идти к социализму путем «возможно более простым, легким и доступ ным для крестьянина», что при этом «вся кий мелкий крестьянин» может быть фак тически привлечен к участию в построении социализма (там же). То же подчеркнул впоследствии и Н. И. Бухарин: «население идет к социализму через кооперацию, руко водствуясь собственной выгодой («Комму нист», 1988, № 2, с. 98). На этом пути реально и возможно было сохранить единство и сотрудничество рабо чего класса и крестьянства, союз трудящих ся, поскольку имелось полное совпадение их интересов. Это был вполне реальный путь социализации. Но как по нему пойти? В. И. Ленин пред лагал три основных подхода. Первый —• экономический. Государство рабочих, про мышленность через законодательство и ры ночные рычаги всячески должны были по ощрять кооперирование земледельцев, обес печивая кооперативам наилучшие условия в сбыте своей продукции, финансировании и проч. «Надо поставить кооперацию полити чески так, чтобы не только кооперация (чи тай: кооперативы.— Авт.) вообще и всегда имела известную льготу, но чтобы эта льго та была чисто имущественной льготой (вы сота банковского процента и т. л.)» (т. 45, с. 371). То есть ставилась задача экономи ческого поощрения кооперирования, чтобы оно было для крестьян очевидно выгодным. Второй путь — просвещение крестьянства, повышение его экономической культуры. Выгодность кооперирования надо было до вести до сознания каждого хозяйчика, дер жащегося за свои индивидуалистические предрассудки, одолеваемого животной жад ностью. Тем более нужна была культура в самом хозяйствовании, ибо (при неумении) и от кооперирования можно не получить ни каких выгод. Крестьян необходимо сделать цивилизованными хозяевами. Именно так понимал В. И. Ленин цивилизованность — как экономическую грамотность и понима ние собственных выгод в области, отрицаю щей идею фикс частного предприниматель ства. Он ставил задачу «сделать наше насе ление настолько «цивилизованным», чтобы оно поняло все выгоды от поголовного уча стия в кооперации и наладило это участие» (с. 372). Эта задача экономического куль турного переворота выдвигалась на роль важнейшей, ибо без решения ее коопериро вание не в состоянии было развиваться. Ес ли же крестьянство в массе поняло бы вы годность сотрудничества и научилось реаль но кооперироваться, то в этом случае дело уничтожения рынка, частного хозяйствова ния, дело социализации двинулось бы впс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2