Сибирские Огни № 003 - 1990

частной собственности» на средства произ­ водства («Лит. газета», 1989, № 8). «Для него нужно, чтобы производитель — пред­ приятие, кооператив, группа лиц — имели имущественную обособленность, выражен­ ную в так называемых вещных правах, включающих право распоряжения». Распо­ ряжения чем? Средствами производства? Распоряжения в каком объеме? Включая право купли-продажи? Если нет, то мы, конечно, не будем иметь частной собственности. Равным образом, как и товарного производства. Мы будем иметь то, что имеем сегодня. Когда средст­ ва производства не продаются, а централи­ зованно распределяются. И это распределе­ ние производственных ресурсов есть не что иное, как управление процессом производст­ ва. Так о какой же имущественной обособ­ ленности толкует А. Алексеев? О каком «оперативном управлении частью государ­ ственных имуществ»? О том, которое не связано с управлением производством? Так ведь грош ему цена. Товарным производством не совсем точно, но традиционно называется то производст­ во, которое ориентируется на рынок. Эта ориентация состоит в чуткой реакции на конъюнктуру — то есть в оперативном из­ менении производства, наращивании его или, напротив, сворачивании. И то, и другое невозможно без купли-продажи производ­ ственных ресурсов, средств производства. Если они распределяются централизованно, то производство неизбежно ориентироваться будет не на рынок, а на того, кто распреде­ ляет, то есть определяет масштабы и харак­ тер производства. Но это будет уже вовсе не товарное производство, в чем мы убеж­ даемся ежедневно и ежечасно. Подлинное товарное производство требует свободной торговли средствами производства, а, следо­ вательно, частной собственности на них. Иначе это будет фикция,— не надо здесь строить никаких иллюзий. Примеры подобных высказываний можно было бы множить и множить. Все они, при той разноголосице, которая существует в современной экономической науке, тем не менее укладываются в примерно такую кон­ цепцию. Социализм — есть строй, основан­ ный на коллективной собственности трудо­ вых коллективов. Социалистическое произ­ водство должно представлять собой сеть кооперативов, связанных рынком. Путь же к этому лежит через децентрализацию эко­ номики, то есть сокращение и отмену уп­ равления народным хозяйством сверху, с одной стороны, и всемерное развитие коопе­ ративов и прочих товарных предприятий снизу — с другой. В этой концепции ловко подменено пони­ мание социализма как большого кооперати­ ва, как союза кооператоров в обществен­ ном масштабе, анархо-синдикалистским вариантом, пониманием его, как строя вза­ имно обособленных кооператоров, субъек­ тов не общественной, а коллективной соб­ ственности, частного производства. Пред­ ставлять социализм, как сообщество коопе­ ративов, торгующих между собой,— это пренебрежение требованиями современного сверхкооперированного производства. Говоря о социализме, можно говорить об едином и единственном кооперативе, но нельзя — о кооперативах во множественном5 числе. Социализм — весь непосредственная связь и сотрудничество. Кооперативы же — обособленные производственные ячейки, неизбежно связанные рыночной формой об­ мена. Поэтому не прав В. Липицкий, утверж­ дающий, что «социализм как кооперативный строй — это общество, где при политической власти трудящихся общенародная собствен­ ность реализуется в преимущественно кол­ лективных формах» («Коммунист», 1988, № 16, с. 20). При коллективных формах собственности политической власти трудя­ щихся быстро придет конец — из-за их рас­ слоения на трудящихся и их эксплуатато­ ров. Социализм — это нечто иное. Хотя позвольте! Свой вывод В. Липиц­ кий сделал как будто бы на основании ана­ лиза статьи В. И. Ленина «О кооперации»? Не преминув сообщить, что с этой статьей сам он (Ленин) связывал «коренную пере­ мену всей точки зрения нашей на социа­ лизм» (там же, с. 15). Так как же с этим дело обстоит в действительности? Чтобы понять содержание ленинской статьи «О кооперации», нужно хорошо представлять себе соответствующую истори­ ческую обстановку, политэкономическую си­ туацию в России начала 20-х годов, где после трех лет изнурительной гражданской войны партия большевиков наконец-то мог­ ла приступить к строительству социализма. Что он есть такое, в целом было ясно — обобществление средств производства. Но вот как его строить? — это зависело от специфики конкретных условий. Специфика же самым парадоксальным образом состояла в том, что подавляющее большинство населения ни о каком социа­ лизме и не помышляло. Почти 90 процентов его составляло крестьянство, мелкие хозяй­ чики, порой даже полупатриархально- го типа, с соответствующими психологией и интересами. Уровень развития орудий труда в земледелии был крайне низок, про­ изводство велось индивидуально. Законо­ мерно, что единственной формой связи по­ добных производителей, которую они пони­ мают и принимают, мог стать только ры­ нок. Сразу же по окончании войны кресть­ янство потребовало свободы торговли. Анто­ новский, а, в особенности, Кронштадтский мятежи показали всю серьезность его на­ мерений в этой области. Что было делать большевикам? Фабрики в руинах и возможности наладить какую-то иную форму обмена с земледельцами у ра­ бочих нет, ибо нечем обмениваться, нет промышленных товаров. Армия — крестьян­ ская по своему составу. Чисто политически иного выхода не было, кроме как удовлет­ ворить требования населения. И партия пошла на перевод всей экономики на ры­ ночные рельсы. Назад к капитализму. «Только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в Рос­ сии»,— писал в это время В. И. Ленин (т. 43, с. 59). «Капитализм мы допускаем, но в тех пределах, которые необходимы крестьянству» (т. 45, с. 120). Надо сказать, что эти «пределы» оказа­ лись довольно значительными. Переход к рыночным отношениям между земледелием и промышленностью закономерно потребо- 5 Сибирские огни № 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2