Сибирские Огни № 003 - 1990
бодный рынок средств производства, как го ворилось, порождает эксплуатацию и капи тализм. Борясь за него, кооператоры, как и мелкая буржуазия, создают почву для про израстания капиталистических порядков. Да и сами они, как понятно, вовсе не прочь вступить на большую дорогу капиталисти ческого грабежа. В то же время существенно и отличие кооператоров от мелкой буржуазии. Оно со стоит в коллективности их труда и управ ления производством. Сам факт сособствен- ности, преодоления индивидуализма — шаг в сторону социализации. Разумеется, коопе раторам значительно легче воспринять со циалистические идеи и порядки. Легче от казаться от рыночного обмена в пользу на турального, непосредственного. Ведь ош! постоянно занимаются им между собой. Кооперативы в этом отношении противоре чивы: внутри у них господствует обмен на туральный, а вовне — товарный. На капита листическом предприятии — кооперирован ном, но не кооперативном— это противоре чие разрешено: здесь все отношения по строены на купле-продаже и подчинены ей. Рабочий на частной фабрике не есть собст венник. Для мелкого буржуа такого рода противоречий тоже не существует: он тру женик-одиночка и вступает только во внеш ние рыночные отношения. А кооператор, как кентавр, одновременно и коллективист, и индивидуалист, вращается в принципиаль но противоположных системах связей. Причем чем крупнее, многочисленнее коо ператив, тем сильнее в нем социалистическое начало. Объем рыночных связей тут вытес няется непосредственными. Однако, пока любой кооператив работает на рынок, в нем сохраняются в той или иной степени бур жуазные черты. Так что правы те, кто при держивается «пережиточного», по мнению В. Липицкого, убеждения о «не вполне со циалистическом характере кооперативного движения». Теперь, по-моему, самое время попросить у утомленного читателя прощения за то, что я обрушил на него такое количество скуч ных теоретических выкладок, тем более — не первой свежести. Но что же делать, если ныне многие ясные и проверенные вещи вдруг без какой-либо серьезной аргумента ции подвергаются сомнению или попросту замалчиваются? Приходится вновь и вновь напоминать их. Не хочу быть голословным. Приведу не сколько примеров. Вот, скажем, академик ВАСХНИЛ В. Ти хонов определяет социализм как «строй юридически свободных, самостоятельных товаропроизводителей» («Собеседник», 1989, № 6, с. 5). Представляю, как бы поразился Маркс, познакомившись с подобным откро вением современного марксиста. Социализм, конечно, можно бы назвать строем товаро производителей — это будет совершенно неточно, но еще не ошибочно, поскольку можно сюда вложить тот смысл, что речь идет о сохранении товарной формы потреби тельских продуктов. Но ведь уважаемый ученый специально подчеркнул самостоя тельность производителей! Самостоятель ность от кого? Очевидно, друг от друга. Хо есть социалистическим объявлено частное производство. Академик Абалкин в упоминавшемся сборнике интервью успокаивает нас, что об ращение к рынку вовсе не вносит в нашу хозяйственную жизнь капиталистических элементов. Дескать, социальная природа рынка у нас иная, «она определяется гос подствующими в обществе отношениями собственности» (указ, сборник, с. 50). Д об ро бы так, добро бы академик действитель но говорил о социалистическом рынке! Так ведь нет,— видя принципиальное отличие социализма от капитализма в том, «кому принадлежат средства производства» (там же), он чуть ниже призывает не к чему иному, как «к тому, чтобы сделать коллек тив (трудовой.— Автор.) не формальным, не юридическим только, а реальным хозяи ном и распорядителем соответствующих средств производства, финансовых ресур сов» (с. 54). Но реальное распоряжение не возможно без купли-продажи. Рынок же средств производства — это буржуазный рынок, а вовсе не социалистический. Л. Абалкин, конечно, прав, что это еще не капитализм, но уже и не социализм. Это переход к буржуазному строю в его коопе ративном варианте. Выступают за такую систему вовсе не марксисты, а представите ли другого давно известного, надо думать, и Л. Абалкину, научного течения — анархо- синдикализма. Разумеется, давно известна и никем не опровергнутая критика анархо-синдикалист ских взглядов. Она состоит в указании на тот основной факт, что всякий буржуазный рынок рано или поздно порождает рынок капиталистический. Трудовые коллективы- собственники, связанные рынком, не избег нут конкуренции (стимулирование которои сегодня ставится даже как важная задача!) и ее законов, то есть кончат все тем же рас слоением на богатых и бедных, на капита листов и пролетариев. Если не спохватятся и не станут сособственниками в обществен ном масштабе. Далее, уважаемый (искренне уважаемый) ученый сообщает нам, что «практика... со циалистических стран, теоретическая мысль советских ученых и ученых других социа листических стран уже давно научно дока зали, что установление общественной собст венности отнюдь не означает конца товар ного производства, что отмирает лишь его капиталистическая форма» (с. 68). Ну, что касается практики, то она пока еще ничего не доказала, поскольку подлинно социали стической практики мы еще не имели. А вот насчет теоретической мысли, то, право же, не внушает доверия такая теория, которая путает капиталистический рынок с буржу азным. При установлении общественной соб ственности отмереть должна не только эк сплуатация, но и вообще купля-продажа средств производства как форма распоря жения ими. Иначе на что же тогда будет установлена общественная собственность? Если отдельные коллективы будут распоря жаться всем самостоятельно, вплоть до ры ночного отчуждения? Но может быть, не будет рыночного от чуждения? Интересно, например, по этому поводу высказывается член-корреспондент АН СССР С. Алексеев: «в принципе для то варного производства вовсе не требуется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2