Сибирские Огни № 003 - 1990
нятно, что тут же вписываются и нерыноч ные способы обмена, которые характерны для внутренних взаимоотношений членов всякого кооператива. Кооператив — это не посредственная форма соединения трудя щихся в общем процессе производства при общем управлении им, то есть сособствен- иости на средства производства. Эти принципы должны быть на нынеш нем уровне развития производства распро странены на все общество. Оно должно превратиться в единый большой кооператив. Это и будет означать построение подлинно го социализма. Именно так понимали его классики. Об «ассоциации свободных и равных производителей» говорил К. Маркс (т. 16, с. 199). Но свобода и равенство тру дящихся достижимы только при коопера тивной форме их соединения1. Все другие формы кооперации — суть подчинение рабо чих или собственнику средств производства, или простому рабовладельцу с кнутом. О том же писал и В. И. Ленин: «Коопера тив, если он охватывает все общество... есть социализм» (т. 36, с. 161). Соответственно, и задачи им ставились определенно — пере вести «отдельные кооперативы в единый всенародный кооператив» (там же, с. 162). Таков исторический путь развития обще ства и кооперации — от кооператива перво бытного к кооперативу социалистическому. И вот теперь нам значительно проще разобраться в сущности кооперативного движения. Что же представляют собой под линные кооперативы с точки зрения полит экономии (напоминаю, что я веду речь именно о настоящих кооперативах, а не о современных подделках под них)? Если взглянуть изнутри, то кооперативы — чисто социалистическая форма. Работник здесь соединен со средствами производства социалистически, во взаимоотношениях со- собственников обязателен коллективизм и взаимопомощь, поддерживаемые взаимовы- годностью их. Эти бы явления, да в обще ственный масштаб! — цены бы такому коо перативу не было. Но, увы,— общественного масштаба не получается. Взгляд извне портит всю карти ну. Ибо коллектив кооператоров составляет обособленную ячейку производства, соб ственность его на средства производства есть форма частная, а не какая-нибудь иная. Уже отмечалось ведь то, что коопера тивы суть кооперативы лишь до той поры, пока они самостоятельно распоряжаются своими средствами, независимо от общества, от других трудовых коллективов. Частная собственность — одно из общих понятий, которыми я уже, вероятно, заму чил читателей. Она выступает в разных формах: как индивидуальной, так и корпо ративной, коллективной. В отношении к об ществу любой отдельный коллектив есть частное юридическое и, следовательно, про изводственное лицо. Коллективная собст венность кооперативов вовсе не есть форма общественной собственности, как бы нас ни пытались убедить в этом. Поскольку об- 1 «Чтобы освободить трудящиеся массы, коопе ративный труд должен развиваться в общенацио нальном масштабе и, следовательно, на общена циональные средства» (К. Маркс, Ф. Энгельс,— Т. 16.—С. 10). щество есть общество, а всякий коллектив — лишь его ограниченная часть1. Поэтому, когда доктор исторических наук Г. Мучаид- зе разъясняет нам известный тезис Маркса: общественная собственность есть «собст венность ассоциированных производителей» (т. 25, ч. I, с. 480) таким образом, будто классик имел в виду «кооперативно-груп повую собственность» («Вопросы экономи ки», 1989, № 1, с. 53), то с ним не стоит спешить соглашаться. Речь у Маркса идет о совершенно ином масштабе ассоциации2— отрицающем частное производство. Коопе ративы же с их групповой собственностью — типичные представители этого последнего. Закономерно, что и формой их связи с внешним экономическим миром может быть только буржуазный рынок. В этом отноше нии кооперативы — предприятия буржуаз ные. Однако, еще не капиталистические. Тако выми они по природе своей быть «е могут3. Нужно очень осторожно подходить к тако му, например, положению В. И. Ленина, что «кооперация (читай: кооперативы,— Авт.) в обстановке капиталистического государ ства является коллективным капиталистиче ским учреждением» (т. 45, с. 374). Это име ет только тот смысл, что кооператоры могут выступать коллективными капиталистами в отношении не входящих в кооператив рабо чих. Другого выхода к капиталистической эксплуатации для них не существует. И именно в этом направлении, как уже гово рилось, движется частенько наше современ ное кооперативное движение. Но вовнутрь подлинного кооператива эксплуатация про никнуть не в состоянии — иначе от него ос танется только выеденная оболочка. Под шкурой барашка мы будем иметь волка. Впрочем, и примерка роли коллективного капиталиста — не из тех мероприятий, что обеспечивают кооперативное долголетие. Кооператив эксплуататоров неизбежно должен довольно быстро выродиться в ак ционерное общество. Каково же тогда место нормальных коо ператоров на политэкономическом стеллаже! Где их полочка? Она расположена между мелкой (то есть некапиталистической) бур жуазией и социализированными трудящими ся. Это своего рода переходное состояние. С мелкой буржуазией кооператоров сбли жает общий характер производства — ча стный его характер. Соответственно объеди няет их заинтересованность в свободе тор говли, в прочности частной собственности на соедства производства, в развитии рын ка. Одновременно и те, и другие являются тружениками, враждебны эксплуататорам, смыкаясь в этом с некооперированными слоями трудящихся. Правда, первый комп лекс интересов противоречит второму. Сво. 1 Кооперативную собственность, собственность «коммуны», Маркс назвал «высшей формой ар хаического типа собственности» (Т. 6,—С. 71). 2 Маркс ставил задачу «превратить обществен ное производство в единую, обширную и гармони ческую систему свободного кооперативного тру да» (Т. 1 6 ,- С. 199). 3 При капитализме «кооперативные фабрики са мих рабочих являются, в пределах старой формы, первой брешью в этой форме, хотя они всю'ду, в своей действительной организации, конечно, вос производят и должны воспроизводить все недо статки существующей системы. Но в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом» (К. Маркс,—Т 2 5 - Ч. 1,—С. 483).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2