Сибирские Огни № 003 - 1990
всего особенностями организации производ ства. Характер общественной кооперации отражает содержание производственного ко оперирования, опирающегося в свою оче редь на качественное состояние производи тельных сил. Поэтому давайте вернемся к намеченному выше делению кооперации на общественную и производственную и попро буем проследить кратко их взаимодействие, как оно имело место в истории. Итак, наши далекие предки зарегистриро вались в небесной канцелярии в качестве самодеятельного общества с той самой по ры, как тяготы повседневной жизни и явная бесполезность упований на милости божест венного начальства подтолкнули их к соз данию некоей производственно-обществен ной кооперации. В первую очередь совмест ный труд, сначала даже в самых простей ших формах — скажем, коллективной охо ты,— послужил тем цементом, который скрепил разрозненные и неустойчивые мо рально стада перволюдей в более-менее прочные сообщества. Последующее половоз растное разделение функций довершило процесс. В этих условиях — при малочисленности первобытных коллективов, невозможности эксплуатации и социальных антагонизмов — производственная кооперация, по существу, в большой степени совпадала с обществен ной. И в обществе, и на производстве раз дача прав и обязанностей между членами материнского рода шла по признакам пола и возраста. Все они в меру трудоспособно сти работали и получали по труду, состав ляя собой, практически, своеобразное коопе ративное объединение, организационные принципы которого распространялись не только на производственную, но и на все остальные сферы жизнедеятельности людей. А поскольку родовой коллектив в эту эпоху, в основном, совпадал с первичным общест венным организмом, то можно сказать, что первобытное общество вообще было общест вом-кооперативом. Но история не стояла на месте. Развитие орудий труда создало со временем возмож ность и необходимость — в силу высшей эффективности — их индивидуального ис пользования. Производственная кооперация в той простейшей форме, какую она имела в роде, распалась. Прежде всего отмерла необходимость простого соединения усилий: с изобретением системы рычагов поднять полутонный камень стал в состоянии уже и один человек. Во-вторых, изжило себя, как ограниченное, половозрастное функциональ ное деление в процессе производства и, со ответственно, в обществе. Род, как особая форма производственно-общественной ко операции, должен был уступить место чему- то иному. Чему же? Индивидуальное использование орудий труда, способность производителя в одиноч ку обеспечить себя и семью всеми жизнен но важными благами вели к индивидуали зации производства. Оно распадалось на от дельные самостоятельные ячейки. В то же время рост производительности труда соз дал возможность содержания непроизводя щих слоев. В этих условиях общественная кооперация, потерявшая свою базу в лице производства, приняла чисто политические формы. Выделились социальные группы и классы людей, выполняющих функции воен ной защиты и, увы, нападения, а также ад министративного управления производите лями и т. п. Именно они стали связующим звеном в данном экономически распавшем ся обществе, в силу этого до предела поли тизированном и неустойчивом. Так сформи ровался феодальный строй. Дальнейшее развитие производительных сил, однако, постепенно вновь изменило си туацию в производстве, сделав новый шаг к его кооперированию. Но теперь уже не в форме простого соединения усилий при вы полнении одной операции, а как раз в виде сложной кооперации. Полегоньку-помалень ку шло становление все новых обществен ных потребностей и новых сфер труда, раз вивались специализация и взаимозависи мость производителей друг от друга в про цессе их индивидуального, но все более ста новящегося общим процесса производства и воспроизводства. Общество в своем эконо мическом фундаменте все основательнее превращалось в единый организм. Каждая производящая ячейка из самостоятельной единицы деформировалась в сторону подчи ненной части общественного хозяйственного целого. Это закономерно отражалось и на струк туре общества вообще. Растущая экономи ческая связь производителей делала ненуж ным, избыточным и вредным тот политиче ский суррогат, который заменял ее на всем протяжении натурально-феодального типа хозяйствования. Исчезла общественная по требность в господстве класса феодалов. И он сошел с арены истории. Но свято место пусто не бывает. При той неполноте произ водственного кооперирования, которая ха рактерна была для его первоначальных этапов, нельзя было еще целиком отказаться от политической формы связи людей. Одна ко, соответственно тому, как в экономике производителей отныне стал объединять рынок, так и в политике в схватке с феода лами постепенно повсеместно утвердились его агенты. Господство перешло к буржуа зии. Это было закономерно. Изолированные труженики, частные хозяева, незаметно втягивающиеся в совместное производство, не могли поначалу оформить свои взаимо отношения ни в какой другой форме, кроме как через рыночный обмен, через куплю- продажу. Случайность их связей— сегодня с одним, завтра с другим,— спорадический их характер, наконец, традиционная обособ ленность производства не позволяли перей ти к непосредственному сотрудничеству и кооперированию. Отсюда оно носило чисто внешние в отношении каждого -производите ля формы. Все они противостояли друг дру гу, как частные, независимые субъекты рас поряжения своими средствами производст ва. И понятно, что стихийность их коопери рования нашла себе адекватную форму об мена трудом — рынок. Форму внешнюю, не посредственно не подчиняющую себе труже- ника-индивидуала, -но с развитием коопера ции, естественно, все более привязывающую его к другим производителям, к обществен ному производству. Рынок — связь частных, то есть обособ ленных, самостоятельных субъектов распо ряжения вещами. Крайняя форма распоря жения ими и состоит в возможности их от чуждения, то есть купли-продажи. Распоря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2