Сибирские Огни № 003 - 1990
перераспределение произведенной стои мости в пользу владельцев большей доли средств, имеет место эксплуатация. Прин цип распределения доходов — это тот пункт, по которому кооперативы отличают ся от акционерных обществ, независимо от демократичности последних. Акционерные общества при неравном количестве акций на руках акционеров всегда есть капитали стические предприятия. Недаром К. Маркс в свое время предупреждал: «Во избежание вырождения кооперативных обществ в обыкновенные буржуазные акционерные об щества рабочие каждого предприятия, неза висимо от того, являются они пайщиками или нет, должны получать равные доли в доходе» (т. 16, с. 200). Тут могут последовать возражения: как же так? — человек внес наибольший матери альный вклад в организацию кооператива и ничего с этого не имеет? Ну почему же? Он может и должен получать какие-то аморти зационные отчисления на свои средства, в том числе «а денежный пай — средний бан ковский процент. Но не свыше того. В ос тальном распределении прибыли все коопе раторы должны участвовать на равных пра вах. Иначе пай станет капиталом, средст вом эксплуатации. Таковы отличительные черты кооперати вов, если взглянуть на них с точки зрения их внутренней организации. Но можно по смотреть еще и извне. Что при этом обнару жится? Обнаружится продолжение внут ренних достоинств, которое, как известно, обретается уже в сфере пороков. Впрочем, не будем спешить с преждевременными ха рактеристиками. Из самого того факта, что кооператив — самоуправляющееся объединение тружени ков, вытекает необходимость их управлен ческой самостоятельности. Кооператив лишь тогда кооператив, когда он никому не подчинен. Иначе он превратится в обычное подразделение фабрики, завода, объедине ния, того же, извините за неприличное ны не слово, Агропрома. Распоряжение его средствами производства окажется вовсе не в руках кооператоров, то есть они переста нут быть сособственниками. От кооперати ва опять-таки останется одна только выве ска. И это — вторая принципиальная осо бенность всякого кооперативного предприя тия. А теперь, уважаемый читатель, огляни тесь кругом себя. Много ли вы видите вок руг предприятий, по названию кооператив ных, которые соответствовали бы указан ным принципам? Я, признаюсь честно,— не очень. Нет, что касается обособленного рас поряжения средствами производства, то тут, в основном, все в порядке. По крайней мере, за это идет ожесточенная борьба на всех уровнях. Но вот насчет внутреннего демо кратического самоуправления... Сплошь и рядом кооперативы создаются у нас не на основе кооперирования равных совладель- цев-тружеников, а энергичными предприни мателями, которые вкладывают свои или кредитованные средства в производство и элементарно нанимают работников со сто роны. Разумеется, никакого отношения к процессу управления чужими средствами производства эти, последние, не имеют, в распределении прибыли не участвуют и по лучают не по труду. Да разве же это ко оперативы? Я беру на себя смелость зая вить, что добрая часть тех «кооперативов», что мы наплодили за последние два года, причем, из самых крупных, по своему эко номическому существу к кооперативам не относится. В них идет не кооперирование трудящихся, а становление обычных капита листических порядков. Но оставим это. Оставим непрофессиона лизм многих уважаемых экономистов, рас суждающих о социалистичности кооперати вов путем подмены понятий и игнорирую щих реальный далеко не социалистический и даже не кооперативный характер текущего «кооперирования». Давайте обратимся к анализу того вопроса, насколько социали- стичны не подтасованные, не фальшивые, а действительные, подлинные кооперативы. Тут, очевидно, следует сказать несколько слов по поводу критериев социалистичности. Точнее, по поводу тех вульгарных пред ставлений, которые насаждают среди чита телей в этой области иные наши авторитет ные ученые. В частности, академик Л. И. Абалкин. В сборнике его интервью «Пере стройка: пути и проблемы» (М., Экономика, 1988) на вопрос «чем является сегодня ко операция (читай: кооперативы.— Авт.) — отступлением или не отступлением?» он от вечает просто: «Если полнее удовлетворя ются потребности людей... то это означает больше социализма» (с. 71). Эта мысль не раз варьируется в сборнике. Странная логика! Логика, рассчитанная на человека, который на ура воспринимает любые обещания по части лучшего удовлет ворения своих потребностей. Но если следо вать ей, то сегодня больше всего социализ ма мы имеем в Японии и ФРГ. Можно ли так абстрактно отвечать на вопросы? Ведь, наверное, Л. И. Абалкину хорошо известно, что социализм — это не просто и не только высшее благосостояние народа, а особая политэкономическая система, особое устрой ство общества и производства. Разумеется, социализм предполагает высшую произво дительность труда и обеспеченность мате риальными и прочими благами. Само отсут ствие этих следствий должно заставить нас задуматься: а имеем ли мы сегодня социа лизм? Но в то же время присутствие их еще не свидетельство в пользу этого. В Япо нии производительность труда выше, чем в Штатах, но и там, и там мы имеем капита листическую формацию. Чтобы выяснить критерии социалистично сти, надо копать глубже. И начинать нам здесь придется опять же с кооперации. Ко оперативы — лишь частная форма ее, а из вестно, что нельзя браться за частные воп росы, не решив прежде общих. Выше уже отмечалось, что кооперация присуща любому обществу и даже состав ляет его суть. В этом смысле она совершен но нейтральна. И социализм, и капитализм, и феодализм — все это есть кооперации, особые формы общественного сотрудничест ва людей. Но что здесь следует подчеркнуть? Имен но, особенность формы. Социализм есть фор ма общественной кооперации, отличающаяся от капиталистической. Чем? Согласно материалистическому учению об обществе, формации различаются прежде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2