Сибирские Огни № 003 - 1990

местно это способны сделать уже десять— двадцать работников. Простейшее сотрудни­ чество, при котором все делают одно и то же дело. Более сложной является кооперация с разделением труда и специализацией. Пе­ рейти к ней, конечно, невозможно, не имея для ¡начала простого количественного сое­ динения. Но это соединение с его развитием перестает быть простым и легко распадаю­ щимся на составляющие. С разделением труда из него формируется ¡некий цельный организм. Стимул к такому развитию — по­ вышение эффективности труда. Совершенст­ вуясь в этой или иной специальной области, труженики достигают высшей производи­ тельности, и в целом десять скооперировав­ шихся работников выпускают за то же ко­ личество времени больше продукции, чем десять индивидуалов при тех же затратах сил. Тут есть возможность экономии поме­ щений, орудий труда и проч. Короче, коопе­ рация выгодна. (Подробнее об этом см.: К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., 2-е изд., т. 23, с. 333—347 и далее). Однако мной приведены примеры только производственной кооперации. Поскольку производство — основная сфера деятель­ ности людей. Но не единственная. Скажем, армия — чем не кооперация? Даже с раз­ делением труда по родам войск. Вообще, все общество, как особое соединение людей, представляет собой не что иное, как вид кооперации. Где каждый социальный слой выполняет свою специальную функцию. И тем самым в итоге взаимообмена трудом обеспечивается совместное воспроизводство общественного организма. В конечном счете, только то и держит нас в рамках конкрет­ ного, исторически сложившегося сообщест­ ва, что лишь в нем мы в состоянии сообща удовлетворять ¡наши индивидуальные по­ требности, причем не обязательно чисто ма­ териальные. Так что общество — суть большая коопе­ рация. Основывающаяся на становом хреб­ те кооперации производственной. Но не сво­ дящаяся только к ней, благодаря чему эти две сферы кооперирования можно рассмат­ ривать отдельно. Различие между ними, на­ пример, состоит уже в том, что в производ­ стве имеет место и простое, и сложное сое­ динение усилий, а в обществе только слож­ ное. Вот это содержание термина «коопера­ ция» является главным и в науке — единст­ венным. Однако в бытовой речи, а также некоторыми учеными, это слово использует­ ся несколько ¡небрежно и расширительно. В частности, им нередко обозначают такое явление, как кооператив. Вернемся к той же фразе В. Липицкого: «Сегодня кооперация воспринимается многими как пережиток». Это странное утверждение, если понимать термин буквально. Поскольку вряд ли най­ дется человек, который бы рискнул ныне призвать к отказу от сотрудничества, от современного высококооперированного про­ изводства, от общества, ¡наконец. Коопера­ ция— это общее понятие, отражающее сущ­ ность самых разных типов производствен­ ного и общественного содействия людей. В истории она существовала в различных формах — от первобытной общины до гер­ манской марки, от мануфактуры до капита­ листической фабрики. Кооперация вообще, разумеется, никогда устареть и стать пере­ житком не может. Но это может произойти с конкретной ее формой. Одной из которых и являются кооперативы1. Так вот — в данной фразе В. Липицкого речь как раз идет о кооперативах. Это имен­ но их «многие воспринимают как пережи­ ток прошлого». А вовсе ¡не кооперацию, как таковую. Суть терминологической ошибки в смешении и подмене частного общим и на­ оборот. Отсюда проистекает возможность всякого рода спекуляции. Сплошь и рядом приходится замечать, как общему приписы­ вают свойства частного, а на частное рас­ пространяют свойства общего. Правильная по своему содержанию мысль, что коопера­ ция присуща социализму (как и любой во­ обще формации), из-за своей двусмыслен­ ности, из-за того, что в нее вкладывают со­ вершенно неадекватное термину содержа­ ние, понимая под кооперацией кооперативы, оказывается ложной. Кооперация, разуме­ ется, присуща социализму. Но вот социали- стичны ли кооперативы — это еще надо до­ казать. И не спекулятивным методом под­ мены понятий... Что же такое кооперативы? Уже сказано, что это особая форма кооперации. В чем ее особенности? В организационных принци­ пах, заложенных в основание. Возьмем про­ изводственную сферу, как главную. Если, например, капиталистическая кооперация на фабрике представляет собой форму эконо- мически-принудительного соединения труда рабочих под эгидой частного владельца средств производства, который определяет производственную и распределительную по­ литику предприятия в ущерб рабочим для собственного блага, то в кооперативе все должно быть иначе. Это есть союз сособст- венников, равноправно распоряжающихся кооперированными средствами производст­ ва, совместно трудящихся и получающих по труду. Разумеется, это возможно только при полной внутренней демократии в управле­ нии производственным и распределительным процессами. Если этих последних нет, если отдельные члены коллектива получают ка­ кие-то привилегии и реально оказываются у власти, монопольно управляют производст­ вом, то есть распоряжаются средствами ко­ оператива, а также ведают распределени­ ем прибыли, то остальные кооператоры фактически скатываются на положение про­ стых наемных рабочих. Кооператив, как форма кооперации, исчезает, и на его месте, под его вывеской функционирует обычное капиталистическое предприятие. Вроде того, о котором говорилось в начале этой статьи. То же самое происходит, если распределе­ ние благ в кооперативе осуществляется не по труду, а по каким-либо другим принци­ пам. Например, соответственно внесенному при основании паю. В этом случае пай вы­ полняет роль капитала, который приносит проценты. То есть имеет место фактическое 1 «Кооперация представляет собой всеобщую форму, которая лежит в основе всех обществен­ ных устройств, направленных на увеличение про­ изводительности общественного труда, и которая в каждой из них получает дальнейшую специфи­ кацию. Но в то же время кооперация сама явля­ ется и особой формой, существующей наряду с ее более развитыми и более специфицированными формами» (К. Маркс, Ф. Энгельс, собр. соч., 2-е изд.—Т. 47.—С. 285). Под этой особой формой ко­ операции, очевидно, Маркс имеет в виду коопера­ тив. В самом примитивном его виде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2