Сибирские Огни № 003 - 1990
местно это способны сделать уже десять— двадцать работников. Простейшее сотрудни чество, при котором все делают одно и то же дело. Более сложной является кооперация с разделением труда и специализацией. Пе рейти к ней, конечно, невозможно, не имея для ¡начала простого количественного сое динения. Но это соединение с его развитием перестает быть простым и легко распадаю щимся на составляющие. С разделением труда из него формируется ¡некий цельный организм. Стимул к такому развитию — по вышение эффективности труда. Совершенст вуясь в этой или иной специальной области, труженики достигают высшей производи тельности, и в целом десять скооперировав шихся работников выпускают за то же ко личество времени больше продукции, чем десять индивидуалов при тех же затратах сил. Тут есть возможность экономии поме щений, орудий труда и проч. Короче, коопе рация выгодна. (Подробнее об этом см.: К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., 2-е изд., т. 23, с. 333—347 и далее). Однако мной приведены примеры только производственной кооперации. Поскольку производство — основная сфера деятель ности людей. Но не единственная. Скажем, армия — чем не кооперация? Даже с раз делением труда по родам войск. Вообще, все общество, как особое соединение людей, представляет собой не что иное, как вид кооперации. Где каждый социальный слой выполняет свою специальную функцию. И тем самым в итоге взаимообмена трудом обеспечивается совместное воспроизводство общественного организма. В конечном счете, только то и держит нас в рамках конкрет ного, исторически сложившегося сообщест ва, что лишь в нем мы в состоянии сообща удовлетворять ¡наши индивидуальные по требности, причем не обязательно чисто ма териальные. Так что общество — суть большая коопе рация. Основывающаяся на становом хреб те кооперации производственной. Но не сво дящаяся только к ней, благодаря чему эти две сферы кооперирования можно рассмат ривать отдельно. Различие между ними, на пример, состоит уже в том, что в производ стве имеет место и простое, и сложное сое динение усилий, а в обществе только слож ное. Вот это содержание термина «коопера ция» является главным и в науке — единст венным. Однако в бытовой речи, а также некоторыми учеными, это слово использует ся несколько ¡небрежно и расширительно. В частности, им нередко обозначают такое явление, как кооператив. Вернемся к той же фразе В. Липицкого: «Сегодня кооперация воспринимается многими как пережиток». Это странное утверждение, если понимать термин буквально. Поскольку вряд ли най дется человек, который бы рискнул ныне призвать к отказу от сотрудничества, от современного высококооперированного про изводства, от общества, ¡наконец. Коопера ция— это общее понятие, отражающее сущ ность самых разных типов производствен ного и общественного содействия людей. В истории она существовала в различных формах — от первобытной общины до гер манской марки, от мануфактуры до капита листической фабрики. Кооперация вообще, разумеется, никогда устареть и стать пере житком не может. Но это может произойти с конкретной ее формой. Одной из которых и являются кооперативы1. Так вот — в данной фразе В. Липицкого речь как раз идет о кооперативах. Это имен но их «многие воспринимают как пережи ток прошлого». А вовсе ¡не кооперацию, как таковую. Суть терминологической ошибки в смешении и подмене частного общим и на оборот. Отсюда проистекает возможность всякого рода спекуляции. Сплошь и рядом приходится замечать, как общему приписы вают свойства частного, а на частное рас пространяют свойства общего. Правильная по своему содержанию мысль, что коопера ция присуща социализму (как и любой во обще формации), из-за своей двусмыслен ности, из-за того, что в нее вкладывают со вершенно неадекватное термину содержа ние, понимая под кооперацией кооперативы, оказывается ложной. Кооперация, разуме ется, присуща социализму. Но вот социали- стичны ли кооперативы — это еще надо до казать. И не спекулятивным методом под мены понятий... Что же такое кооперативы? Уже сказано, что это особая форма кооперации. В чем ее особенности? В организационных принци пах, заложенных в основание. Возьмем про изводственную сферу, как главную. Если, например, капиталистическая кооперация на фабрике представляет собой форму эконо- мически-принудительного соединения труда рабочих под эгидой частного владельца средств производства, который определяет производственную и распределительную по литику предприятия в ущерб рабочим для собственного блага, то в кооперативе все должно быть иначе. Это есть союз сособст- венников, равноправно распоряжающихся кооперированными средствами производст ва, совместно трудящихся и получающих по труду. Разумеется, это возможно только при полной внутренней демократии в управле нии производственным и распределительным процессами. Если этих последних нет, если отдельные члены коллектива получают ка кие-то привилегии и реально оказываются у власти, монопольно управляют производст вом, то есть распоряжаются средствами ко оператива, а также ведают распределени ем прибыли, то остальные кооператоры фактически скатываются на положение про стых наемных рабочих. Кооператив, как форма кооперации, исчезает, и на его месте, под его вывеской функционирует обычное капиталистическое предприятие. Вроде того, о котором говорилось в начале этой статьи. То же самое происходит, если распределе ние благ в кооперативе осуществляется не по труду, а по каким-либо другим принци пам. Например, соответственно внесенному при основании паю. В этом случае пай вы полняет роль капитала, который приносит проценты. То есть имеет место фактическое 1 «Кооперация представляет собой всеобщую форму, которая лежит в основе всех обществен ных устройств, направленных на увеличение про изводительности общественного труда, и которая в каждой из них получает дальнейшую специфи кацию. Но в то же время кооперация сама явля ется и особой формой, существующей наряду с ее более развитыми и более специфицированными формами» (К. Маркс, Ф. Энгельс, собр. соч., 2-е изд.—Т. 47.—С. 285). Под этой особой формой ко операции, очевидно, Маркс имеет в виду коопера тив. В самом примитивном его виде.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2