Сибирские Огни № 003 - 1990
Александр ХОЦЕЙ КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ? РАЗМЫШЛЕНИЯ НЕПРОФЕССИОНАЛА О СОЦИАЛИЗМЕ И КООПЕРАЦИИ К ак-то встречаю я на улице приятеля: — Как жизнь, как работа? — Отлично, — говорит. — Выполняю заказы кооператива, пишу программы для компьютеров. Два месяца работы — пять тысяч в кармане. «Ого!— думаю.— И правда неплохо». Од нако интересуюсь подробностями: — А вообще сколько такая программа стоит? — Тысяч двадцать... И вот иду я после этого разговора даль ше и размышляю. Что-то уж больно знако мая ситуация. У одних — средства произ водства, те же компьютеры, у других — ничего, кроме квалификации, так сказать, способности к определенному виду труда. Первые нанимают вторых и оплачивают им четверть произведенного. Остаток на языке науки, кажется, называется прибавочной стоимостью? Ба! Да это же не что иное, как обычное, многократно изобличенное свойст во капиталистических производственных отношений! Все отличие от порядков, гос подствующих на «проклятом» Западе, раз ве лишь в том, что у них норма этой самой прибавочной стоимости, отчуждаемой у пролетариев, составляет в среднем 40 про центов произведенного, а у нас — аж все 75. Конечно, после восьми процентов, оставляе мых нашему рабочему на государственном предприятии (см. журнал ЦК ВЛКСМ «Па рус» за 1988 год, № 10, с. 7), такой грабеж кажется благодатью, тем более, что сохра няется в полной мере и доступ к общест венным фондам. Но ведь суть-то от этого не меняется? Озадаченный, прихожу домой, раскрываю журнал. Как всегда, на самом интересном месте: «И в наши дни приходится слышать мнение о несоциалистическом или не вполне социалистическом характере кооперативного движения... И сегодня кооперация воспри нимается многими как пережиток прошлого, влекущий за собой конкуренцию, рыночную стихию, непривычные формы получения и распределения прибыли ...и другие явления, неоправданно связанные в массовом созна нии лишь с капитализмом («Коммунист», 1988, № 16, с. 21). Значит, все-таки неоп равданно? И задача лишь в том, чтобы по степенно привыкнуть к вышеописанной «форме получения и распределения прибы ли»? Докторам да кандидатам наук легко: для них «массовое сознание» не указ. Ну, а ря довому представителю массы куда подать ся? Кому верить-то — автору утверждения В. Липицкому или К. Марксу? О В. И. Ле нине я уж и не говорю. Поскольку, оказы вается, важнейшим из ленинских положе ний о кооперации при социализме «является вывод о социалистическом характере коо перативной собственности» («Вопросы эко номики», 1988, № 5, с. 92). Сплоченные ко горты экономистов расчехлили и, как зна мя, полощут «а ветру знаменитую фразу: «мы вынуждены признать коренную переме ну всей точки зрения нашей на социализм» (Ленин В. И., Поли. собр. соч., т. 45, с. 376. В дальнейшем будет указываться лишь том и страница.— Авт.). Дескать, «такие слова просто так не произносятся» («Вопросы экономики», 1988, № 10, с. 96). Что тут делать? Как избавляться от зам шелых догм? И стоит ли? Право, в наше взбаламученное время поневоле приходится кончать с прежним интеллектуальным ижди венчеством Надоело верить на слово! Ко му бы то ни было! Все! Откладываю все другие менее срочные дела и начинаю ду мать. Самостоятельно! Так что же это за феномен такой — кооперация? И как она относится к социа лизму? Прежде, чем взяться отвечать на эти вопросы, надо, наверное, сначала дого вориться о терминах. Уж больно много дров наломано сегодня вокруг иных поня тий. Так что и не разберешь, о чем речь. Слова, увы, нередко многозначны. Одни при команде «месть» хватаются за метлу, а дру гие— за нож. И если в быту каламбуры приветствуются, то в науке двусмыслен ность неприемлема. Термином «кооперация» обозначают се годня самые разные явления. Ну,' во-пер вых, собственно кооперацию, то есть соеди ненный, совместный труд. Это слово так и переводится с латинского — «сотрудничест во». Самый первый вид кооперации — и исто рически, и логически — это простое количе ственное соединение усилий для решения тех задач, которые одиночке непосильны. Например, даже миллион человек по одно му не поднимут полутонный камень, А сов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2