Сибирские Огни № 003 - 1990
V. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ СТАЛИНСКОГО КУРСА Огромные потери в потреблении, которые понесло население страны в первой пятилет ке, отчуждение работников от собственности на средства производства и от управления ими, явившееся, пожалуй, самой глубокой деформацией нарождавшегося социалисти ческого способа производства, замена демо кратизма режимом личной власти, развязан ные им политические преследования пред ставителей различных слоев населения — все это деформировало его отношение к труду, нормы личного и общественного по ведения людей, их индивидуальную и кол лективную психологию, породило многие антиобщественные явления. Потери в нрав ственности народа, порожденные авантю ризмом Сталина, еще не стали предметом специального изучения и потому не могут быть воспроизведены в обобщенном виде. Однако они уже привели к деформации об лика народа, к возникновению среди его различных слоев жизненных ориентаций и норм поведения, противоречащих деклари рованным принципам социалистической мо рали. Государство же, лишившись возможности регулировать общественные отношения и трудовую деятельность с помощью экономи ческих и социальных методов, прибегло к разнообразным способам внеэкономического регулирования, в том числе к репрессивным. Так, свобода передвижений населения и выбора мест приложения труда была огра ничена введением паспортов и режима прописки людей в местах постоянного и временного проживания, а в последующем и введением трудовых книжек, анкет, ха рактеристик. Насильственная коллективиза ция сопровождалась мерами принудительно го удержания колхозников в деревне с по мощью отказа в выдаче им паспортов. Кол хозник был лишен права покинуть свой кол хоз даже в тех случаях, когда последний не обеспечивал его средствами существования. Практически колхозник был закреплен за предприятием. Государство стало рассмат ривать колхозника не как субъекта эконо мических отношений и полноправного потре бителя жизненных благ, а как поставщика товарной продукции и объект индивидуаль ного налогового обложения. С юридической точки зрения положение советских крестьян напоминало практику, сложившуюся еще в феодальной Японии: крестьяне там, фор мально лично свободные, поставляли за пользование землей рис и халаты императо ру и его чиновникам. С целью насильствен ного принуждения колхозника к труду в колхозе был введен минимум трудодней, установлены жесткие нормы землепользова ния и содержания скота в личном хозяйст ве, которое фарисейски было объявлено «подсобным», хотя на самом деле долгое время было основным источником сущест вования для сельской семьи. Для колхозни ков были введены разнообразные неоплачи ваемые трудовые повинности (участие в сооружении дорог, лесозаготовках, в ирри гационном, лесохозяйственном строительст ве, ремонте школ, больниц и т. д.). В дополнение к этим формам был введен в действие мощный репрессивный нажим на крестьянство: принудительные выселения; судебные преследования по печально знаме нитому закону от 8 августа 1932 г. об уго ловной ответственности за так называемое «хищение социалистической собственности», в частности, за сбор колосков, овощей, кар тофеля, оставшихся на артельном поле пос ле уборки урожая; преследования крестьян политотделами. Жители городов фактически были постав лены в положение наемного работника. Их гражданские права были существенно ущем лены практикой неравноправных отношений с «работодателями» — государством. Нака нуне Отечественной войны рабочие и слу жащие утратили право на свободный выбор рабочего места: так называемый самоволь ный (т. е. без разрешения администрации) уход с предприятия, из учреждения, а так же прогулы, опоздания на работу были объявлены уголовно наказуемыми деяния ми. Официальная пропаганда приписывала поведению людей такие характеристики, как «самоотверженный», неустанный труд на «общее благо», «рачительное, хозяйское от ношение к общественной собственности», «всеобщий энтузиазм» и «подъем трудовой активности» в ответ на призывы руковод ства и т. д. Реальное же поведение субъек тов экономических отношений сплошь и ря дом радикально отличалось от декларатив ных норм. Из-за неудовлетворенности оплатой, усло виями труда, быта в первой пятилетке рез ко возросла текучесть рабочей силы, широко распространились «дефекты трудовой дея тельности»: отлынивание от работы, «халту ра» (пренебрежение к техническим требова ниям, обеспечению должного качества про дукции и операций, услуг) и т. д. В дорево люционных изданиях довольно-таки редко можно встретить такое выражение, как «хал тура», так как небрежная, недобросовестная работа была исключением. Теперь же она стала превращаться в правило; проявилась тенденция к превращению некачественного труда в некую социальную «норму». Утвер дилось и равнодушно-наплевательское отно шение к объектам социалистической собст венности. Последняя стала восприниматься сначала как «казенная», а затем вообще как «ничья». Возникла опасность массового рас пространения лени, очевидна ненадежность в трудовой деятельности многих работников. Приходится согласиться с выводом акаде мика Л. И. Абалкина: «Будем честны друг перед другом: у нас все не в порядке. И в первую очередь, тревожит теперь, что мы разучились работать... Мы не осознаем это как народное бедствие»1. Огромное развра щающее влияние на трудовую мораль стала оказывать теневая экономика, возродившая ся в первой пятилетке в таких формах, как «частное производство» на государственном предприятии (о чем упоминалось выше), хи щения, спекуляция, взяточничество. Их пи тательная среда — резко возросший недо статок потребительских товаров и услуг. Доколхозная деревня почти не знала воров ства. Первым «вкладом» в его распростране ние явилось так называемое «раскулачива ние»: участие в экспроприации зажиточного крестьянства создало «законную» основу 1 Комсомольская правда.— 1989.—8 февраля.— С. 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2