Сибирские Огни № 003 - 1990
пенного уровня населения. За 1929—1932 гг. фонд накопления был увеличен в 4,8 раза, а фонд потребления вырос всего на 5%1. Во второй пятилетке нажим со стороны госу дарства на потребителей был несколько ослаблен, но перед войной снова усилился. Форсирование развития оборонного произ водства привело в 1939—1940 гг. к заметно му снижению жизненного уровня населения. Так, объем товарооборота государственной и кооперативной торговли в 1940 г. умень шился на 7%, в том числе по продовольст венным товарам — на 11%2. Падение сельскохозяйственного производ ства, перераспределение сырьевых ресурсов в пользу группы «А» промышленности и со кращение импорта сырья для группы «Б» привели к резкому ухудшению структуры потребления населения. В составе потребле ния продуктов питания упала доля продук ции животноводства. Так, потребление мяса на душу населения уменьшилось с 28 кг в 1928 г. до 16 кг в 1937 г. Потребление яиц сократилось более чем на 40%3. В предво енные годы, несмотря на лихорадочные по пытки исправить положение в сельском хо зяйстве, добиться этого не удалось. В 1940 г. среднедушевое производство его продукции, по расчетам автора, было мень ше, чем в 1928 г., на 14% и не выросло по сравнению с 1913 г. Следовательно, курс на коллективизацию, с точки зрения эконо мической, себя не оправдал. Душевое по требление продукции животноводства, ха рактерное для 1928 г., было восстановлено лишь в середине 50-х годов. Начиная с первой пятилетки, инвестиции в сферу жизненных потребностей человека стали безнадежно отставать от роста его потребности в жилье, услугах образования, здравоохранения и т. п. Сформировался тех нократический подход к человеку, не прео доленный и поныне. Десятилетиями он де магогически прикрывался фиговым листком «заботы партии и государства о благе на рода». Рост городского населения значи тельно превосходил размеры вложений в объекты социально-бытовой инфраструкту ры. До войны огромные масштабы приобре ло сооружение жилья барачного типа, до- Мов без водопровода и канализации, раз мещение школ, больниц, поликлиник и т. д. в нестационарных и непрофилированных помещениях, в так называемых, «приспособ ленных помещениях». Словом, вместо капи тально выполненных объектов строились временные сооружения, сохранившиеся кое- где и сейчас. Пожалуй, в наибольшей мере от авантю ристического курса руководства пострада ло крестьянство. Не говоря уже о том, что его экспроприация сопровождалась репрес сиями по отношению к значительной части сельского населения, колхозники были ли шены возможности получать сколь-нибудь существенные доходы от общественного хо зяйства. Натуральные выдачи на трудо- 1 Б а р с о в А. А. Баланс стоимостных обменов между городом и деревней,—М„: Наука, 1969 — __ Q до_gj 2 ЦГАНХ СССР,-Ф , 4372,-Оп. 38,—Д. 252,- Л. 22. 3 Центральный государственный архив народно го хозяйства СССР (ЦГАНХ) —Ф. 4372—Оп. 41. —Д. 199-Б.—Л. 178; Материалы по балансу на родного хозяйства СССР...—М.; ЦУНХУ СССР 1932,—С. 168—169. день были малы, а денежные — ничтожны: так, в колхозах Нечерноземья до 1953 г. на один трудодень начислялось по 1—2 коп. (в масштабе современных цен). В этих условиях формирование нищенского фонда потребления колхозников зависело главным образом от их труда в личном подсобном хозяйстве, самовольного присвоения части колхозной продукции и сторонних заработ ков. В 1940 г. личное подсобное хозяйство дало 51,7% всех доходов колхозников, а в 1946 г. — даже 69,5%'. В 1937—1940 гг. из всего денежного дохода колхозников лишь от 17 до 20% приходилось на оплату труда в колхозах и МТС2*. Широкие размеры приобрела антигуман ная практика использования в обществен ном хозяйстве труда подростков, больных и престарелых, «подставляемых» на работы взамен взрослых, занимавшихся поиском средств существования на стороне. В 1940 г. в колхозах работало 60% всех под ростков и 90% всех престарелых и боль ных8. Общественные фонды потребления для деревни государством не формировались под тем предлогом, что это — прерогатива самих колхозов, которые, однако, не распо лагали для этого средствами. Пенсионное обеспечение колхозников носило чисто сим волический характер, поскольку зависело от финансового состояния колхозов, большин ство которых было малодоходным. Госу дарственное финансирование пенсий колхоз ников (в половинном размере) было введе но лишь во второй половине 60-х годов. Поток непродовольственных товаров (тканей, одежды, обуви и т. д.) из города в деревню после 1928 г. резко ослаб. При карточной системе продажи населению по требительских товаров (1929—1935 и 1941— 1947 гг.) она была распространена лишь на несельскохозяйственное население. Если го рожанам гарантировался известный мини мум потребления непродовольственных то варов, то жители села могли приобретать их либо по спекулятивным ценам, либо за счет натурального обмена на продовольст вие. Замечу в данной связи, что сплошную коллективизацию Сталин рассматривал чис то прагматически: не как средство повы шения благосостояния крестьянства, а как средство решения зерновой проблемы. Иными словами, теоретически возможная социальная цель данного процесса меркла перед его другим предназначением, а имен но созданием продовольственной базы для форсирования индустриализации. Словом, с начала первой пятилетки и примерно до се редины 50-х годов Советский Союз характе ризовала почти всеобщая бедность населе ния, которая практически стала социальной «нормой» сталинского режима. Притяга тельная сила социализма явно ослабла. IV. ЭКОНОМИКА ДЕФИЦИТА В первом пятилетием плане был отражен курс на рациональное хозяйствование: наме- 1 История социалистической экономики СССР — Т. VI.—М.: Наука. 1980,—С. 127. 2 ЦГАНХ СССР,—Ф. 4372,—Оп. 41—Д. 194 — Л. 24. 3 Всемирно-историческая победа советского на рода. 1941—1945 гг,—М.: Наука, 1971,—С. 339— 340.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2