Сибирские Огни № 002 - 1990
воспитание, ведь Анна мужу изменила (это, кстати, взаимодействие персонажа с об ществом, богатый муж, положение «пад шей» женщины). Знать — это одно. Десять библейских за поведей все знают. Но тем не менее... Жизнь наша — это очень сложно и в то же время очень просто. Вот Л. Толстой это понял. И, наверное, поэтому в его кни гах нет ни капли назидания. Так пускай и наши писатели современ ные забудут на время написания своих книг, что они самые справедливые, самые честные, не ведающие сомнений, ни страха, ни упрека, и вспомнят, что герои бывают не только очень положительные и очень от рицательные, как в повести, например, «Имя для сына» М. Щукина. Эта прямолиней ность наивна. Я не призываю наших современных про заиков писать, как Куприн или К. Паус товский. Но помнить о них надо. И чер пать из открытого ими родника чистую во ду со свежим вкусом истинной художест венности и силы литературного русского слова. Не боясь гнева критика, я — лицо частное, хотя и заинтересованное в появлении но вых, серьезных, вдумчивых, прекрасных произведений о современности, а не отче тов о мероприятиях на производстве, на это есть публицистика,— я хочу еще раз поддержать И. Аристова во всех его не таких уж страшных и преступных, как кри тику кажется в силу служебного поло жения, претензиях к «городской литера туре». Мне в статье А. Горшенина понравилась мысль: «Если рассматривать литера туру с позиции «шедевр — не шедевр», то Й. Аристов не так уж и далек от истины, выводя подобного рода триединство. Но дело в том, что осмыслить сложнейший литературный процесс только под этим углом зрения едва ли возможно — шедев ры редки, как самородное золото, но они не возникают из ничего. Именно в утробе текушей литературной жизни они и зреют. Поэтому «хорошие книги» хороших писа телей и не совсем бесполезны (я пока умалчиваю о читателях) в плане появле ния будущих гениев, ибо готовят для них почву. Так что взаимосвязь различных по художественному качеству слоев литерату ры значительно сложнее, нежели пред ставляет ее себе И. Аристов, требуя свер жения одних писателей и поднятия на щит других». Интересная, но весьма спорная мысль, и если ее развить, то что ж получается: критик даже заинтересован в издании плохих, заведомо некачественных произведений, так как понимает сложность «взаимосвя зи различных по художественному качест ву слоев литературы»? Да, пака живо человечество, все новые и новые поколения писателей и поэтов будут нарождаться, и лишь творенья некоторых из них переживут века. Но это — пафос, а если подойти к литературе и издательско му делу с позиции повседневности, то на прашивается простой вывод, а именно: больше демократии в издательском деле. А то ведь доходит до абсурда. Произведе ние писателя «X» явно неудачное, и вто рое и третье тоже, а его печатают и пе чатают, т. к. он член коллегии или хоро ший «друг семьи» члена коллегии. И судь бу его произведений рассудит время, а судьбу другого писателя и его произведе ний вы сами, коллегия, уже рассудили. В конце статьи А. Горшенин опять же точ но заметил, что «оркестр держится не толь ко на солистах, что отсутствие одного смыч ка или флейты способно внести дисгармо нию». От себя я хочу добавить, что если этот смычок или флейта фальшивят или иг рают невиртуозно, то этому хорошему ор кестру лучше от них избавиться. Впрочем, сравнивать литературу с ор кестром я бы не стала. Все-таки все музы канты в оркестре играют одно произведе ние, а писатели по роду своей деятельнос ти должны быть, просто обязаны быть солистами. В заключение хочу заметить, что какие бы дискуссии мы ни развивали, факты го ворят сами за себя. С большей долей из данных книг зачастую магазины долго не расстаются. И имена наших сибирских и уральских писателей, за исключением Рас путина, Шукшина, Астафьева, мало из вестны широкому числу читателей. А ведь они стали известными в наши дни... С уважением Людмила МОСКАЛЬЧУК, г. Челябинск О
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2