Сибирские Огни № 002 - 1990

самобытны, лишены всякого налета лите­ ратурщины, просты, как сама природа. О животном и растительном мире написаны тысячи книг, и открыть, подметить новое, скажем, в повадке зверей и птиц удается теперь только тем, кто живет постоянно и слитно с природой, тонко чувствует, перво­ бытно воспринимает малейшие перемены в ней. Думаю, гавыринские рассказы — это не только находки для читателя, но и по­ лезное подспорье для ученых-естественни- ков. Ю. Чернов не только воспроизвел расска­ зы Гавырина, но и как бы дал художест­ венную биографию этого «таежного челове­ ка». И оказалось, что сам он и вся жизнь его не так уж просты, как может пока­ заться на первый взгляд. Рассказ «Запоз­ далая стая» — это повествование о слож­ ной человеческой судьбе. Гавырин — нату­ ра чистая и до наивности доверчивая, страстно любящая природу и все живое в ней. В соприкосновении с современной жизнью таким людям приходится подчас не легко. Таежник глубоко переживает неудачную историю с разведением бобров, противоре­ чивы отношения его с зачинателем этого дела ученым Веней; он приходит к грустно­ му выводу: зачем такая наука, которая за версту от живой жизни?! Он мучается, упрекает себя,— на глазах его происходит оскудение лесов и вод, а он не борется с этим, так как от природы человек добрый, не подготовленный к такому всей своей не­ мудрящей полупервобытной жизнью... Словом, перед нами хороший познаватель­ ный рассказ об отношении человека с ми­ ром, об огромной сложности этих отно­ шений... Ю. Чернов вообще из тех писателей, кто более всего пристрастен к факту, докумен­ ту. Это аксаковская, пришвинская тради­ ция. Такой способ изображения действи­ тельности имеет свои плюсы и минусы. Хо­ рошо, что меньше приходится иметь дело с фантазией, вымыслом, — вещами очень капризными, даже коварными. Но, с другой стороны, от пишущего требуется исключи­ тельная наблюдательность и добросовест­ ность в изображении. В лучших своих вешах Ю. Чернов этого добивается. В художественном очерке «Вё- шенское тепло» автору удается живо и правдиво рассказать о встречах с великим Шолоховым, добавить свой штришок к его портрету. Доброе слово можно сказать и об очерке «Там, где шумит урман», докумен­ тальном повествовании о гражданской вой­ не в Сибири, о людях яркой и неповтори­ мой судьбы. «Поклонная верба» — рассказ о матери, простой русской крестьянке, на долю кото­ рой выпали все тяготы и невзгоды нашего сурового времени. О таких женщинах напи­ сано очень много,— сказал ли здесь Чер­ нов свое слово, внес ли что-нибудь новое? Да. Ведь он писал о матери, а матери у всех резко индивидуальны, потому что у каждого своя, единственная в мире. Вот эта единственность в любом виде искусства имеет решающее значение. К недостаткам сборника я отношу опре­ деленные стилистические издержки: в пого­ не за эффектным сравнением, якобы имею­ щим подспудный смысл, автор иногда теря­ ет чувство меры, ему изменяет вкус. Приве­ ду лишь один очень характерный пример. В хорошем рассказе «Шарик и Кучум» речь идет о ласковой и общительной собаке — Шарике, который попал в чужую деревню, и «наперехват ему, проваливаясь в сугробе, двинулись сразу два огромных волкодава. С молчаливой решимостью слободских дра­ чунов, выламывающих из изгороди дре­ колья, они грузно переваливались через торчащий из снега штакетник и встали, как Сцилла и Харибда, на пути бесшабаш­ ного Шарика». Здесь вычурность стиля, ненужное нагромождение сравнений толь­ ко усугубляют читательское восприятие, В самом деле — к чему здесь «слободские драчуны», «Сциллы и Харибды», тем более что сборник рассчитан на юного читателя? К счастью, подобных излишеств в книге не­ много, автор от этой никчемной усложнен­ ности все более приходит к простоте и глубине мысли, которую не подменишь ни­ какими выкрутасами. Большой, разнообразный, интересный цикл миниатюр озаглавлен «Караканская заимка». Это опыт многолетних наблю­ дений автора над явлениями природы, над животным и растительным миром в одном из очаровательнейших уголков Сибири — Караканском бору. Ю. Чернов — фенолог прилежный, он умеет не только смотреть, но и писать об увиденном — выразительно и лаконично. В миниатюрах о природе осо­ бенно ценна познавательная сторона, и в большинстве их этот принцип соблюдается Не сомневаюсь, что книга Юрия Чернова вызовет большой интерес, особенно у юно­ го читателя. Замысел сборника трудно пе­ реоценить: ведь воспитание любви к природе — это одновременно и воспитание любви к Родине, к своему народу. ПЕТР ДЕДОВ, О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2