Сибирские Огни № 002 - 1990
ветки? А где гарантия, что не будет до веден до инфаркта достойный человек, как случилось с нашим старшим другом, из вестным поэтом Яковом Терентьевичем Вохменцевым? Не вражеские пули,— а он воевал на Халхин-Голе и прошел Ве ликую Отечественную,— сразили честней шего и до неистовства правдивого чело века. Злобные людишки даже после кон чины мстили поэту. И каких невероятных трудов стоило Ивану Ягану охлопотать разрешение на установление мемориальной доски на доме, где жил основатель и ру ководитель Курганской писательской ор ганизации!.. Все, о чем с болью пишет автор («Из леса возвратясь»), повторяется и теперь на каждом шагу. Варварское загрязнение и отравление природы, «плановое» уничто жение лесов — в лесостепной-то зоне! Ученые агрономы и зоотехники, взращен ные в стенах родного сельхозинститута, безжалостно пичкают землю и луга ядо химикатами, наплевали не только на ди кую фауну и флору — не щадят и домаш ний скот. Чего стоило хотя бы рукописное объявление на заборе сельмага в деревне Замараево, призывающее жителей встре чать вечерами своих коров из пастушни «в связи с внесением удобрений на лугах». Внесение оказалось обыкновенным раски дыванием комков и куч по высокой ота ве... Однажды Валентин Распутин признал ся, что защитнику природы лучше оста ваться пессимистом. Понимаю его. И все же, все же Иван Яган оптимист, иначе зачем бы он взялся за перо и написал эту книгу. В ней ведь речь не только о траги ческих и скверных страницах истории и сегодняшнего дня, в ней сыновний гимн тем людям, которые дарят нам свет, на которых держалась и держится наша зем ля. Сам рано осиротевший, писатель осо бенно чуток на материнскую ласку. Тро гательно, с щемящей нежностью и тепло той создал он образы женщин в очерке «Три Анны». Каждая из них, будь то тет ка Ганна или мать писателя Виктора По танина — учительница Анна Тимофеевна, или учительница самого автора — Анна Федоровна Романовская, встреча с кото рой у него состоялась через сорок лет,— все Анны первой степени, как награды за трудную судьбу Ивана Ягана. Я никак не могу пометить «вторым» сортом и прек расный очерк «Материнское поле Наги- мы». Суть не только в том, что Нагима — дочь казахского народа — «Мать-ге роиня» и редкостная труженица. Взволно ванно и на высокой художественной ноте, как и любую повесть, написал И. Яган о Нагиме и ее большой дружной семье, и не патетически, а естестественно вырвалось у него: — Спасибо тебе за все, сестра! Рахмат, Нагима-апа! Низкий поклон тебе, мать! У всех у нас ныне главная тревога и боль за вспышки межнациональных обо стрений. Похоже, мрачная тень «корифея» национальных отношений воодушевляет тех, кому перестройка словно кость в гор ле. Люди, утратившие политическое и эко номическое всевластие, хотят потопить об щество в крови межнациональной резни и погромов. Выстоять против этой провока ции зовет страстное слово писателя Ивана Ягана — украинца по крови, русского писателя, выросшего в Сибири, в семье вольной, новой, где все равны — русские и украинцы, немцы и казахи, татары и баш киры... Свидетельство тому — живые, реа льные герои его очерков и невыдуманных рассказов. ВАСИЛИИ ЮРОВСКИХ Борис Климычее. Возвращение земли. Сти хи, поэма. М., «Современник», 1988. Новая, девятая по счету, книжка Б. Кли- мычева вышла несколько странноватым тиражом — 5700 экземпляров. Однако, ве роятно, не тиражами, не листами-оттисками определяется значимость поэтического сло ва. Те пять тысяч с гаком читателей, если сборник Б. Климычева попал к ним не слу чайно, смогут убедиться, что все рассужде ния об «отставании» поэзии, о «девальва ции» лирики, к счастью, преждевременны. Отдав некоторую дань «эстраде» в са мом начале творческого пути, Б. Климычев сохранил присущие его поэтическому поко лению плодотворные «зерна», освободив шись от столь же присущих «плевел». Под линность, ненадрывный трагизм и чистота раннеевтушенковских «Свадеб» — вот, пожалуй, отправная точка творческого пути томского поэта. Но это отнюдь не обвине ние в эпигонстве. Сохраняя и развивая кое-какие евтушенковские приемы, Б. Кли мычев строит собственный поэтический мир, все дальше отходя от русла «эстрадности». Кстати, со временем этот отход становится куда убедительней декларативного «от хода», запрограммированного автором во второй поэтической книжке, не без умысла названной «Тихий свет». Поэзия Б. Климычева, как убедительно доказывает новый сборник, это не «эстра да» и не «тихая лирика». Это — просто поэзия. В книге «Возвращение земли» автор впер вые раскрывается как поэт эпического склада. Впрочем, тяготение к эпосу было заметно и раньше, если принимать во вни мание склонность к сюжетности, детализа ции, психологической прописке характеров. И все же новой книге дала название имен но поэма, и именно она является, как вер но сказано в аннотации, «сердцевиной по этического сборника». Главное достоинство поэмы — ее испо- ведальность. Конечно же, недаром есть в ней эпизод о том, как щуплый солдатик, сам автор в молодости, попал в рентгенов ский кабинет: Гудит рентген. И это означает, Что видит дядька в белом колпаке. Как сердце бьется, кровь мою качает, И как оно сжимается в тоске. Он видит все И то, как в Барнауле Мешочник надо мной вздымал кастет, Он знает: в прошлом челюсть мне свернули, И на ребре не зря остался след. Пусть притворюсь я бодрым и веселым. Не обмануть,—он видит все насквозь. Уж лучше бы стоять на рынке голым, Там хоть нутро бы скрыть мне удалось... Беспощадной, «рентгеновской» испове- дальностью отмечены строки поэмы. Начиная повествование о себе с тех времен, когда «был беспризорником тощим и шалым»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2