Сибирские Огни № 002 - 1990
а книжной полки Иван Яган. Куда ни поеду, куда ни пойду... Документальная проза. Челябинск. Южно- Уральское кн. изд-во, 1989. Когда время неумолимо приближало гласность и демократию, честное слово Ивана Ягана то и дело звучало со стра ниц областной газеты «Советское За уралье», журналов «Урал» и «Сибирские огни», на областном радио. И хотя далеко не все проходило в печать и эфир, писа тель всегда бился за правду, говорил и писал, что думал тогда, когда за правду исключали из партии и снимали с работы. Перестройка лишь ускорила выход кни ги Ивана Ягана, восстановила в правах те строки, что раньше беспощадно выре зались литературными чиновниками. Не случайно же первый раздел книги «Думы мои, думы...» (горестный стон великого Кобзаря взят здесь эпиграфом) заверша ет не увидевший в свое время света очерк «Не топись в огороде, баня, или Что мо жет маленький чиновник». Внимательно прочтите эту бытовую историю. На первый взгляд, какая ничтожная мелочь, какой ничтожный «герой» — чиновник облсов. профа В. Г. Каргин, даже конфликт как будто смехотворный, буря в стакане во ды! Не торопитесь с выводами: каргины махрово расцвели на человеческой ниве во времена самых массовых репрессий — в период коллективизации. После расправы над крестьянством и казачеством они с легкой руки «вождя.диктатора» утверди лись на роль безгрешных его опричников, уже более квалифицированно провели ис требление интеллигенции, верхних эшело нов и среднего звена. Да и сама себя эта саранча почистила от лишних свидетелей. Они, каргины, были везде и всюду — иуды, доносчики, провокаторы и предате ли, садисты и мстящие нормальным людям за свою порой физическую неполноцен ность (в Шадринске один туберкулезный энкеведешник харкал кровью в лица аре стованных), негодяи без капли морали, совести, стыда и сострадания. Даром, что ли, слово «милосердие» подводило людей под известную пятьдесят восьмую статью?! Мои земляки, что постарше, и однокашни ки никогда не забудут тысячекратно про клятого матерями и бабушками налогово го агента Семена Кузьмича Юровских, хромого, с жабьим лицом и с натурой ду шегуба, и тех активистов, беспощадно проводивших подписку на заем круглого дично, невзирая на сроки правительства. Казалось бы, канули эти людишки в прошлое, ан нет! И в истории по ликви дации бань на участках курганских садо водов, безоглядно и лихо поддержанной молодежной газетой, каргины чуть ли не восторжествовали. Публикации так назы ваемых «откликов» на ее страницах на поминали собой победные реляции с по лей военной баталии. Если раньше ма ленькие чиновники из кожи лезли, чтоб страна наша полностью отюрмела (выра жение М. Кольцова), то сейчас им захо телось, чтобы она... обовшивела. Не сек рет, что помыться в общественной бане не так-то просто, будь ты курганец или шад- ринец. Махонький чиновник подсунул свою бумагу вышестоящим руководителям, и они подмахнули антинародную идею. Очерк был воспринят не как призыв к здравомыслию и реалиям жизни, а как покушение на... Советскую власть. В сей эпопее благополучную и справедли вую точку поставила встреча автора с первым секретарем обкома партии. А что, если б, как ранее бывало сплошь и рядом, не принял писателя секретарь? Исправлять то, чего понатворил бы Каргин, пришлось бы, ох, как долго и накладно! Почему же я так задержал внимание читателя на далеко не самом остром очер ке книги? Есть куда более обжигающие душу главы — «Уроки», «Ночные беседы». Процитирую все же концовку очерка: «И еще: маленькие чиновники, «перестройщи ки» типа Каргина могут наломать дров и не только в банных делах». Могут! И на ломали уже. Все они из одной очень жи вучей породы человеческих гадов, которые, приспосабливая «под себя» святое дело гласности и демократии, хотят и сегодня отравить своим ядом людскую жизнь, опо рочить перестройку. Вот почему злобо дневны и посейчас страницы книги Ивана Ягана — не книги, а исповеди писателя перед ушедшими поколениями, современ никами и самим собой. Ведь, к горькому сожалению, ничего почти не изменилось после очерка «Поездка в Зеленоборье»: зло и злодеи не наказаны. Не устарели заданные вопросы в очерке «Три дня в Мокроусово», разве что горестные «Уроки» должны оставаться уроками нам на буду щее, жуткими уроками. Равнодушие и от чужденность дают знать о себе повсюду. Ну, кто уверен, что где-то и нынче не за пашут хлеб и картошку, не уйдет трава под снег, а ей взамен не станут заготав ливать на корм скоту тростник, кочки и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2