Сибирские Огни № 002 - 1990

для разъяснения тайных сил природы. А от этого разъяснения зависит нравственное и физическое благосостояние, быть может, сотен тысяч людей. За неимением этого разъяснения, гибнут умы отцов и матерей семейств, ходят на воле миллионы спиритов, безвредные, но, тем не менее, угрожающие в будущем, мономания которых, право, не уступит галлюцинациям пациентов любого желтого дома. Словом, мы ищем не одних только мате­ риальных неопровержимых доказательств сути того, что в народе ходит под названи­ ем «колдовства», «знахарства» и «глаза»; а в мистических кружках образованных людей зовется спиритическими явлениями, месмеризмом, наконец, просто магией; но желанием доискаться до зародивших все эти поверия причин, до самого начала той психической силы, которую физическая на­ ука продолжает с таким странным упорст­ вом осмеивать и отрицать, вместо того, чтобы серьезно призаняться ею и объяснить ее хотя бы поверхностно. Не добравшись же сначала до источника этой силы, не изучив и даже прямо отвергая ее существование, трудно, если не невоможно, отождест­ влять, как то думает Шарко, бесчисленные разветвления этой тайной силы. Другими словами: вырыв общую яму под ярлыком «склад больших и малых истерий», свали, вать в нее безразлично все проявления че­ го-то «неведомого», как его теперь вели­ чают в невропатологических клиниках, пси­ хического агента, не значит объяснить что- либо профанам, а тем менее оказать ус­ лугу науке. «Агент» этот не объясняет ров­ но ничего. Положим, что профаны науки, из уваже­ ния к авторитету ее представителей, и по­ верят, например, следующему, эпилептичес­ кая истерика (возбуждаемая чисто физио­ логическими беспорядками в отправлениях человеческого организма) есть то же самое, что самопляшущий карандаш медиума; а пророческие, оправданные события, изрече­ ния «вдохновенных» всех веков подходят под одну категорию с галлюцинациями чре­ вовещательницы m-lle Amanda, «вследствие истерического раздувания газами ее боль­ шой кишки...»; а все эти четыре рода кон­ статированных явлений, как нас важно поу­ чают жрецы науки, происходят под сово­ купным действием «психического агента» и великой истерии. Неужели мы должны думать, что эта неискоренимая вера народных масс в су­ ществование колдовства, что эта, почти достоверно доказанная способность неко­ торых смертных приобретать умение (вследствие ли науки или врожденных способностей) управлять организмом дру­ гих, как мы то видим в месмерических и гипнотических явлениях, употребляя спо­ собности особ под таким влиянием на доб­ ро или зло,— неужели, повторяю, мы дол­ жны думать, что все это выходит из од­ ного источника, подводится под один и тот же итог «большой истерии»? Мы вполне верим (потому что знаем, изучая такие си­ лы годами), что в них нет трансцендентных проявлений. Но мы также знаем и то, что если они проявляются в совокупности с физиологическими и даже климатическими особенностями*, которые всегда влияют на психическую сторону человека, вызывая и зарождая разные ненормальные в нем яв­ ления, то эти силы все-таки не то, чем их нам представляют материалисты и физики. Поэтому достаточно ли убедительна для серьезных, развитых и даже иногда очень ученых людей эта презрительная манера «авторитетов» бросать в лицо им насмешку или обвинение в невежественной (якобы) вере в магию, при каждой попытке разъ. яснения таких странных явлений, а затем повернуться к ним спиной, ничего не объ. ясняя? Не следует ли прежде всего дока­ зать научно: 1) Каким это образом «вели­ кая истерия» и ее консорт** «психический агент» так могли повлиять на человечество в массе, что у него одновременно и с самой его колыбели развилась дикая идея о кол­ довстве и вера в магию? 2) Вследствие ка­ ких симпатических однохарактерных эво­ люций этой таинственной пары зародилась в людях с доисторических времен*** навеем земном шаре, между народами, не сооб­ щавшимися между собою никогда и со­ вершенно друг другу неизвестными, такое общее понятие, такая единодушная вера в вещи, совершенно одинаковые в сути и подробностях? Чем объяснить такую веру? Чему припи­ сать, например, тот странный факт, что меж­ ду дикими племенами «Голубых Гор», ко­ торые никогда и не слыхивали про наших русских ведьм, существуют во всех под­ робностях от заклинаний в устах русских знахарей до особенной фармацевтики, сос­ тавов зелий и пр„ совершенно те же по­ верья, какие находим и в русских деревнях? Те же, как по духу, так и по букве «суеве­ рия» мы открываем в английской, фран­ цузской, немецкой, итальянской и испанской, как и в славянских народностях. Латинские расы подают руку славянским, а арийские и туранские семитам в их общей вере в ма­ гию и чары, в ясновидения и предвидения, в злых и добрых духов, в древних, средне­ вековых и современных ведьм****. Называя эти поверия «тождественными», употреб­ ляю слово в его буквальном, а не в от­ носительном смысле. Это уж не просто ве­ ра или суеверие в колдовство в его общем отвлеченном смысле; а экземпляры одного и того же издания международной науки с ее неизменными законами, формулами и т. д. в их применении на практике. * Чаще всего в разреженном воздухе, на горах, как мы то видим в Шотландии, где дар предвиде­ ния, ясновидения и духовидения присущ почти каждому горцу. ** разновидность. *** Никто не станет, надеюсь, менее всего наши ученые, отрицать доисторической древности хал­ дейских магов, египетских иерофантов и браминов Индии? А все чти народы верят испокон века в колдовство и магию. **** С появлением сочинения Леярда «Ниневия» и «Вавилон» новый свет пролит на Книгу Еноха и универсальность науки, называемой «магией», бывшей вместе и религией всех древних народов. На чашках, кувшинах и другой посуде из терра- котты, найденной в развалинах Вавилона и Ни­ невии, разобраны надписи (Томасом Эллисом, ди­ ректором отделения рукописей в Британском Му­ зее), в которых мы находим заклинания, описание талисманов против чар и колдовства, злых духов, болячек, глазу и скоропостижной смерти, как и имена духов. В подлиннике все это составлено по-халдейски в смеси с древне-еврейскими слова­ ми и написано буквами, общими наречию и язы­ кам сириакскому и пальмирскому с древним фи­ никийским. Между прочими словами находится ныне употребляемое даже в христианской церкви не только в древней магии, слово «аллилуйя». Окончание следует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2