Сибирские Огни № 002 - 1990
для разъяснения тайных сил природы. А от этого разъяснения зависит нравственное и физическое благосостояние, быть может, сотен тысяч людей. За неимением этого разъяснения, гибнут умы отцов и матерей семейств, ходят на воле миллионы спиритов, безвредные, но, тем не менее, угрожающие в будущем, мономания которых, право, не уступит галлюцинациям пациентов любого желтого дома. Словом, мы ищем не одних только мате риальных неопровержимых доказательств сути того, что в народе ходит под названи ем «колдовства», «знахарства» и «глаза»; а в мистических кружках образованных людей зовется спиритическими явлениями, месмеризмом, наконец, просто магией; но желанием доискаться до зародивших все эти поверия причин, до самого начала той психической силы, которую физическая на ука продолжает с таким странным упорст вом осмеивать и отрицать, вместо того, чтобы серьезно призаняться ею и объяснить ее хотя бы поверхностно. Не добравшись же сначала до источника этой силы, не изучив и даже прямо отвергая ее существование, трудно, если не невоможно, отождест влять, как то думает Шарко, бесчисленные разветвления этой тайной силы. Другими словами: вырыв общую яму под ярлыком «склад больших и малых истерий», свали, вать в нее безразлично все проявления че го-то «неведомого», как его теперь вели чают в невропатологических клиниках, пси хического агента, не значит объяснить что- либо профанам, а тем менее оказать ус лугу науке. «Агент» этот не объясняет ров но ничего. Положим, что профаны науки, из уваже ния к авторитету ее представителей, и по верят, например, следующему, эпилептичес кая истерика (возбуждаемая чисто физио логическими беспорядками в отправлениях человеческого организма) есть то же самое, что самопляшущий карандаш медиума; а пророческие, оправданные события, изрече ния «вдохновенных» всех веков подходят под одну категорию с галлюцинациями чре вовещательницы m-lle Amanda, «вследствие истерического раздувания газами ее боль шой кишки...»; а все эти четыре рода кон статированных явлений, как нас важно поу чают жрецы науки, происходят под сово купным действием «психического агента» и великой истерии. Неужели мы должны думать, что эта неискоренимая вера народных масс в су ществование колдовства, что эта, почти достоверно доказанная способность неко торых смертных приобретать умение (вследствие ли науки или врожденных способностей) управлять организмом дру гих, как мы то видим в месмерических и гипнотических явлениях, употребляя спо собности особ под таким влиянием на доб ро или зло,— неужели, повторяю, мы дол жны думать, что все это выходит из од ного источника, подводится под один и тот же итог «большой истерии»? Мы вполне верим (потому что знаем, изучая такие си лы годами), что в них нет трансцендентных проявлений. Но мы также знаем и то, что если они проявляются в совокупности с физиологическими и даже климатическими особенностями*, которые всегда влияют на психическую сторону человека, вызывая и зарождая разные ненормальные в нем яв ления, то эти силы все-таки не то, чем их нам представляют материалисты и физики. Поэтому достаточно ли убедительна для серьезных, развитых и даже иногда очень ученых людей эта презрительная манера «авторитетов» бросать в лицо им насмешку или обвинение в невежественной (якобы) вере в магию, при каждой попытке разъ. яснения таких странных явлений, а затем повернуться к ним спиной, ничего не объ. ясняя? Не следует ли прежде всего дока зать научно: 1) Каким это образом «вели кая истерия» и ее консорт** «психический агент» так могли повлиять на человечество в массе, что у него одновременно и с самой его колыбели развилась дикая идея о кол довстве и вера в магию? 2) Вследствие ка ких симпатических однохарактерных эво люций этой таинственной пары зародилась в людях с доисторических времен*** навеем земном шаре, между народами, не сооб щавшимися между собою никогда и со вершенно друг другу неизвестными, такое общее понятие, такая единодушная вера в вещи, совершенно одинаковые в сути и подробностях? Чем объяснить такую веру? Чему припи сать, например, тот странный факт, что меж ду дикими племенами «Голубых Гор», ко торые никогда и не слыхивали про наших русских ведьм, существуют во всех под робностях от заклинаний в устах русских знахарей до особенной фармацевтики, сос тавов зелий и пр„ совершенно те же по верья, какие находим и в русских деревнях? Те же, как по духу, так и по букве «суеве рия» мы открываем в английской, фран цузской, немецкой, итальянской и испанской, как и в славянских народностях. Латинские расы подают руку славянским, а арийские и туранские семитам в их общей вере в ма гию и чары, в ясновидения и предвидения, в злых и добрых духов, в древних, средне вековых и современных ведьм****. Называя эти поверия «тождественными», употреб ляю слово в его буквальном, а не в от носительном смысле. Это уж не просто ве ра или суеверие в колдовство в его общем отвлеченном смысле; а экземпляры одного и того же издания международной науки с ее неизменными законами, формулами и т. д. в их применении на практике. * Чаще всего в разреженном воздухе, на горах, как мы то видим в Шотландии, где дар предвиде ния, ясновидения и духовидения присущ почти каждому горцу. ** разновидность. *** Никто не станет, надеюсь, менее всего наши ученые, отрицать доисторической древности хал дейских магов, египетских иерофантов и браминов Индии? А все чти народы верят испокон века в колдовство и магию. **** С появлением сочинения Леярда «Ниневия» и «Вавилон» новый свет пролит на Книгу Еноха и универсальность науки, называемой «магией», бывшей вместе и религией всех древних народов. На чашках, кувшинах и другой посуде из терра- котты, найденной в развалинах Вавилона и Ни невии, разобраны надписи (Томасом Эллисом, ди ректором отделения рукописей в Британском Му зее), в которых мы находим заклинания, описание талисманов против чар и колдовства, злых духов, болячек, глазу и скоропостижной смерти, как и имена духов. В подлиннике все это составлено по-халдейски в смеси с древне-еврейскими слова ми и написано буквами, общими наречию и язы кам сириакскому и пальмирскому с древним фи никийским. Между прочими словами находится ныне употребляемое даже в христианской церкви не только в древней магии, слово «аллилуйя». Окончание следует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2