Сибирские Огни № 002 - 1990
суду, то есть подал жалобу. Над нею ан. гло-индийцы хохотали три дня, а монегара прогнали из суда в шею. Тогда бюргеры, баддаги решились на самосуд: сжечь всю деревню курумбов, до последнего человека. Они умоляли одного тодда идти с ними поджигать: без тодда де ни один курумба ни в огне не сгорит, ни в воде не потонет. Такое уж у них поверье, и их в противном не уверишь. Собрав совет, тодды согласи лись: вероятно, их «буйволы так решили». Сопровождаемые одним тоддом, баддаги отправились, и вот в одну темную, ветреную ¡ночь они зажгли разом лачуги карликов. Ни один не спасся. По мере того, как курумба выскакивал, баддаги бросали его назад в пламя вилами, убивали топорами. Спаслась только старая старуха, спрятавшись во вре. мя смятения в кусты: она и донесла. Арес товали много баддагов, и с ними тодда, первого преступника, с основания Утти, из этого племени. Но им не довелось повесить его. Накануне смертной казни он неизвест но куда пропал, а человек двадцать бадда гов успели умереть от распухших живо тов в тюрьме... Это было несколько месяцев тому назад; а точно такая же драма разыгралась года три назад в Катагири. Напрасно защитни ки и даже правительственный адвокат на стаивали на смягчающих обстоятельствах, глубокой вере всех туземцев в колдовство и совершаемое над ними безнаказанно ку- румбами зло. Они требовали если не поми лования, то хоть отменения смертной каз ни. Все оказалось тщетным. Английские ученые могут еще поверить, под более уче ным термином в существование «глаза» и порчи; английские суды — никогда. И од нако же закон, который всего двести лет тому назад приговаривал ежегодно столько тысяч колдунов и колдуний к костру и пыт ке, до сих пор здравствует в Англии. Он остается без употребления, но до сего дня еще не отменен. Когда является необходи мость, вроде желания удовлетворить само дурную публику, в лице ханжей и таких атеистов, как профессор Ланкастер, на казав американца медиума (Слееда), то этот древний закон вызывается из пыли забвения и применяется к неповинному ни в чем, кроме непопулярности, «преступни ку». Но в Индии этот закон бесполезен. Он мог бы даже сделаться вредным, на против, показав туземцам, что было время, когда и их владыки разделяли их «суеве рие». Такова сила общественного мнения в Англии, что перед ним пасует даже за кон!.. Это не диверсии, как то можно подумать, а события и замечания на оные, относя щиеся прямо к нашему рассказу. История сожжения целой деревни курумбов, то есть не одинокой злополучной ведьмы, как в России, а уже ста шестидесяти семи че ловек колдунов с их колдуньями и колду- нятами невзирая на то, что в Индии мно го разыгрывается подобных этой ужасных драм, памятна каждому жителю в Утта- каманде... Но не к этому мы теперь ведем речь. На ша задача в этом правдивом рассказе несколько более философского характера, смеем думать. Она не ограничивается опи санием простого, весьма естественного пре ступления, совершенного в припадке бе зумного страха и злобы, нагнанных верой в роковую силу чар и колдовства. Равно, она не останавливается на изжаренных ведьмах и колдунах, да несправедливо повешанных вольнопрактикующих торквемадах, «воль нопрактикующих» именно в силу того, что не закон, а судьи не хотят признать чар и колдовства. Наша задача, как мы то сей час покажем, стремится гораздо далее. Во-первых, как секретарь общества, за давшегося целью изучать сколько возможно глубже все такие сложные психологичес кие вопросы, я желаю доказать, что нет в мире «суеверия», которое не было бы осно вано на твердом грунте истины. Затем, проникнув, как я думаю, до корня вопроса о «колдовстве», я намерена показать на ос новании и свидетельства самой науки, что это народное чародейство разрабатывается под покровом ее закона самими господами учеными, что колдовство, месмеризм, гипно тизм просто синонимы; что все это прояв ления одной и той же месмерической силы или гипнотизма, ныне не только допускаемо го, но даже преподаваемого, как в клинике доктора Шарко, так и в разных других центрах науки. Понятно, что я не могу надеяться разра ботать даже в его общем виде такой мно госложный, трудный вопрос в простом рас сказе. Надеюсь, однако, показать достаточ но ясно, конечно, только тем, кто убедился в существовании так называемой месмери ческой силы, насколько заблуждались в те чение стольких веков люди, глядевшие на этот вопрос с двух противоположных полю сов мнения. Говорю о тех, кто видели в этой внутренней, хотя и ненормальной силе че ловека козни одного дьявола, как и о дру гих, прямо и слепо отрицавших и отрицаю щих существование такой силы. Заблуж дение первых повело к избиению сотен ты сяч невинных людей; заблуждение послед них ведет в наш век образованное чело вечество прямо к общественному мракобе сию. По этому поводу и в прямом отноше нии с занимающим нас теперь вопросом прошу позволение сделать маленькое от ступление. Нашему Теософическому Обществу сле довало бы, истины ради, наименоваться «Обществом недовольных современною ма териальною наукой». Мы — живой протест против грубого материализма дня, столько же как и против неразумного, слишком сжатого в узкой рамке сентимен тального, верования в «духов» умерших и прямого сообщения между двумя мирами. Состоя в большинстве из" людей не толь ко лучшего общества Европы, но насчиты вая между нашими членами много имен, известных в современной науке и литера! туре, мы дерзаем поэтому обходиться без прямой санкции официальных ученых об ществ. Мы ничего не заявляем и ничего не отвергаем. Мы предпочитаем, так сказать, тактику выжидательную, не упуская, од нако, случая пользоваться каждым выдаю щимся из рамки физических условий фак том, дабы затем выставить его на сообра жение публики. Пусть являются такие фак ты живым упреком бездействию науки ес тествознания и ее двигателям, не желаю щим, рутины ради, пальцем пошевелить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2