Сибирские Огни № 002 - 1990

суду, то есть подал жалобу. Над нею ан. гло-индийцы хохотали три дня, а монегара прогнали из суда в шею. Тогда бюргеры, баддаги решились на самосуд: сжечь всю деревню курумбов, до последнего человека. Они умоляли одного тодда идти с ними поджигать: без тодда де ни один курумба ни в огне не сгорит, ни в воде не потонет. Такое уж у них поверье, и их в противном не уверишь. Собрав совет, тодды согласи­ лись: вероятно, их «буйволы так решили». Сопровождаемые одним тоддом, баддаги отправились, и вот в одну темную, ветреную ¡ночь они зажгли разом лачуги карликов. Ни один не спасся. По мере того, как курумба выскакивал, баддаги бросали его назад в пламя вилами, убивали топорами. Спаслась только старая старуха, спрятавшись во вре. мя смятения в кусты: она и донесла. Арес­ товали много баддагов, и с ними тодда, первого преступника, с основания Утти, из этого племени. Но им не довелось повесить его. Накануне смертной казни он неизвест­ но куда пропал, а человек двадцать бадда­ гов успели умереть от распухших живо­ тов в тюрьме... Это было несколько месяцев тому назад; а точно такая же драма разыгралась года три назад в Катагири. Напрасно защитни­ ки и даже правительственный адвокат на­ стаивали на смягчающих обстоятельствах, глубокой вере всех туземцев в колдовство и совершаемое над ними безнаказанно ку- румбами зло. Они требовали если не поми­ лования, то хоть отменения смертной каз­ ни. Все оказалось тщетным. Английские ученые могут еще поверить, под более уче­ ным термином в существование «глаза» и порчи; английские суды — никогда. И од­ нако же закон, который всего двести лет тому назад приговаривал ежегодно столько тысяч колдунов и колдуний к костру и пыт­ ке, до сих пор здравствует в Англии. Он остается без употребления, но до сего дня еще не отменен. Когда является необходи­ мость, вроде желания удовлетворить само­ дурную публику, в лице ханжей и таких атеистов, как профессор Ланкастер, на­ казав американца медиума (Слееда), то этот древний закон вызывается из пыли забвения и применяется к неповинному ни в чем, кроме непопулярности, «преступни­ ку». Но в Индии этот закон бесполезен. Он мог бы даже сделаться вредным, на­ против, показав туземцам, что было время, когда и их владыки разделяли их «суеве­ рие». Такова сила общественного мнения в Англии, что перед ним пасует даже за­ кон!.. Это не диверсии, как то можно подумать, а события и замечания на оные, относя­ щиеся прямо к нашему рассказу. История сожжения целой деревни курумбов, то есть не одинокой злополучной ведьмы, как в России, а уже ста шестидесяти семи че­ ловек колдунов с их колдуньями и колду- нятами невзирая на то, что в Индии мно­ го разыгрывается подобных этой ужасных драм, памятна каждому жителю в Утта- каманде... Но не к этому мы теперь ведем речь. На­ ша задача в этом правдивом рассказе несколько более философского характера, смеем думать. Она не ограничивается опи­ санием простого, весьма естественного пре­ ступления, совершенного в припадке бе­ зумного страха и злобы, нагнанных верой в роковую силу чар и колдовства. Равно, она не останавливается на изжаренных ведьмах и колдунах, да несправедливо повешанных вольнопрактикующих торквемадах, «воль­ нопрактикующих» именно в силу того, что не закон, а судьи не хотят признать чар и колдовства. Наша задача, как мы то сей­ час покажем, стремится гораздо далее. Во-первых, как секретарь общества, за­ давшегося целью изучать сколько возможно глубже все такие сложные психологичес­ кие вопросы, я желаю доказать, что нет в мире «суеверия», которое не было бы осно­ вано на твердом грунте истины. Затем, проникнув, как я думаю, до корня вопроса о «колдовстве», я намерена показать на ос­ новании и свидетельства самой науки, что это народное чародейство разрабатывается под покровом ее закона самими господами учеными, что колдовство, месмеризм, гипно­ тизм просто синонимы; что все это прояв­ ления одной и той же месмерической силы или гипнотизма, ныне не только допускаемо­ го, но даже преподаваемого, как в клинике доктора Шарко, так и в разных других центрах науки. Понятно, что я не могу надеяться разра­ ботать даже в его общем виде такой мно­ госложный, трудный вопрос в простом рас­ сказе. Надеюсь, однако, показать достаточ­ но ясно, конечно, только тем, кто убедился в существовании так называемой месмери­ ческой силы, насколько заблуждались в те­ чение стольких веков люди, глядевшие на этот вопрос с двух противоположных полю­ сов мнения. Говорю о тех, кто видели в этой внутренней, хотя и ненормальной силе че­ ловека козни одного дьявола, как и о дру­ гих, прямо и слепо отрицавших и отрицаю­ щих существование такой силы. Заблуж­ дение первых повело к избиению сотен ты­ сяч невинных людей; заблуждение послед­ них ведет в наш век образованное чело­ вечество прямо к общественному мракобе­ сию. По этому поводу и в прямом отноше­ нии с занимающим нас теперь вопросом прошу позволение сделать маленькое от­ ступление. Нашему Теософическому Обществу сле­ довало бы, истины ради, наименоваться «Обществом недовольных современною ма­ териальною наукой». Мы — живой протест против грубого материализма дня, столько же как и против неразумного, слишком сжатого в узкой рамке сентимен­ тального, верования в «духов» умерших и прямого сообщения между двумя мирами. Состоя в большинстве из" людей не толь­ ко лучшего общества Европы, но насчиты­ вая между нашими членами много имен, известных в современной науке и литера! туре, мы дерзаем поэтому обходиться без прямой санкции официальных ученых об­ ществ. Мы ничего не заявляем и ничего не отвергаем. Мы предпочитаем, так сказать, тактику выжидательную, не упуская, од­ нако, случая пользоваться каждым выдаю­ щимся из рамки физических условий фак­ том, дабы затем выставить его на сообра­ жение публики. Пусть являются такие фак­ ты живым упреком бездействию науки ес­ тествознания и ее двигателям, не желаю­ щим, рутины ради, пальцем пошевелить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2