Сибирские Огни № 002 - 1990

рившего ни во что богатого и образованно. го джентльмена? Странное совпадение, от­ ветят нам, простая случайность. Все воз­ можно. Только уж слишком много таких случайностей в летописях Нильгири, чтоб они сами собой не представляли странного, более самой истины, явления. Пусть неве­ рующие прежде порасспросят серьезно та­ ких старожилов на этих горах, как генерал Морган, и других очевидцев, и только за­ тем делают свои заключения. Наивная теория, что одна грязная отвра­ тительная наружность курумбов, внушая этот общий, разделяемый всеми племенами туземцев страх, отворяет широко двери су­ еверию, очень неудовлетворительна. Многие из кхотов и эрулларов и даже баддагов столь же грязны и часто отвратительнее тех, кого они так страшатся. Если бывали случаи, когда люди умирали вследствие одного воображения и страха, то ведь нельзя и не следует превращать исключе­ ние в непреложное правило. А в том-то и главная задача, что, по сознанию многих англичан, не было еще случая, чтобы по­ павший под «змеиный взгляд» рассержен­ ного курумба туземец, а особенно баддаг, остался цел и невредим. Одно в таких слу­ чаях, по их словам спасение: «отправиться в первые три часа после встречи к тод- дам и молить о помощи. Тогда, если терал- ли даст на то согласие, всякому тодду лег­ ко выманить яд из отравленного глазом че­ ловека». Но горе тому, кто находится пос­ ле сглаза далее, нежели на трехчасовом расстоянии от тодды, или, если последний, посмотрев на сглаженного, почему-либо откажется «выманивать яд». В таком слу­ чае больному грозит верная смерть. Тот факт, что тодды всегда вылечивают, если раз возьмутся за это, и что сглаженные, от которых они отказываются, всегда уми­ рают, доказывает, что это не пустое по­ верье. Как объяснить такую странность? Само собою разумеется, что гг. ученые и скептики всегда легко выйдут из этого за­ труднения. Они, например, скажут, что са­ мый заявленный нами факт не только еще не доказан, но что его совсем нет. Так они поступали в отношении ко всякому заявля­ емому не ими открытию; так поступают и теперь, касательно гипнотических и мес- мерических феноменов. Для них самая не­ правдоподобная, но истекающая из научного, якобы, источника гипотеза всегда будет ми­ лее всякой истины, если она не освяще­ на их одобрением. Это ничего, что их ги­ потезы почти всегда только в теории быва­ ют весьма научны и красивы, но на прак­ тике и примененные к голым фактам, они натыкаются на них, как на рог дилеммы, и обыкновенно разбиваются об него вдре­ безги... «Это de l'histoire ancienne*, скажут нам, а ваши басни о колдовстве и чарах муллу-курумбов все-таки — чушь». — Но мы имеем возможность доказать, что это не басни, а факты... — А мы все-таки не поверим, потому, что за науку стоит большинство, а офи­ циальная наука не хочет верить... Бедный факт! Несчастная голая истина!.. Подлинно, в наш век она выглядывает непристойною. Ей приходится либо умереть ♦ из древних преданий (франц.) на дне своего колодца, либо умолять ве­ ликих «вортов» науки одеть себя по по­ следней физиологической моде. А на это они хотя и долго не соглашались, но те­ перь, кажется, решились,— как и с каким успехом, мы покажем после, а пока одной истине приходится страдать. Действитель­ но, каждый раз, когда простому голому факту приходится заявлять о себе, он встречается сперва и борется с мнением влиятельного большинства, заносчивого пропорционально своему самомнению и глупости. Но когда дело доходит до борь­ бы с официальною наукой, то лучше ему разом откланяться и до поры до времени исчезнуть. Иначе все жрецы ее, все нахва­ тавшиеся вершков, все консерваторы, ру. тинеры, «обезьяны» науки и светской ин­ теллигенции, все это поднялось бы горой за попранные права академий, и факт был бы прогнан в область «бабьего суеверия», галлюцинаций да «гистеро-эпилепсии». Невзирая на такой прием в продолжение многих лет, изгнанные было факты снова всплыли, как потопленный труп, на повер­ хность житейского моря, и заявили о себе громче прежнего, так громко, что даже многие из серьезных людей науки увидели себя вынужденными призаняться ими... Но не станем забегать вперед. Было на свете много таких необъяснимых или, скорее, не объясняемых нашими уче­ ными истин и фактов, от которых только пресса еще — следуя в этом раболепно тому классу ханжей науки, о которых д-р Шарко говорит с таким заслуженным през­ рением, в книге д-ра П. Ришера, — отвора­ чивается с трепетом напускной брезгливости и бежит от них, как нечистая сила от лада­ на. Бывают однако случаи, когда нашей саркастической прессе приходится quand même* взглянуть неприятному факту в ли­ цо, и даже серьезно призаняться им. Это случается каждый раз, когда вследствие так называемого суеверного страха перед колдовством и чарами какой-нибудь одной личности, целая деревня сжигает ее как ведьму или колдуна. Тогда, законности ра­ ди и для удовлетворения общего любопыт­ ства, газеты начинают распространяться о грустном проявлении «столь печального и непонятного суеверия в нашем народе». Такой случай был года три-четыре тому назад в России, когда судили и оправдали целую деревню (человек шестьдесят, если не ошибаюсь) за сожжение старой, полу- умной бабы, возведенной мужиками-сосе- дями в достоинство ведьмы. Таким же не­ приятным вопросом пришлось признаться недавно и мадрасской печати. Только наши гуманные приятели островитяне оказались менее снисходительными, чем русские при­ сяжные: человек сорок курумбов и бад­ дагов были в прошлом году повешены. Всем памятна ужасная трагедия на Нильгирийских высотах, происходившая в деревне Эбанауде, всего в нескольких ми­ лях от Уттакаманда. Заболел у старосты ребенок и стал медленно умирать. Так как уже было несколько таинственных смерт­ ных случаев в течение прошедшего месяца, то и болезнь ребенка была тотчас же при­ писана баддагами «змеиному взгляду» ку­ румба. Староста в отчаянии упал в ноги * тем не менее (франц.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2