Сибирские Огни № 002 - 1990

бов, особенно когда дело идет о каком, нибудь нечистом или незаконном приобре­ тении. Тогда они обращаются, посредством карликов, к воображаемым и подвластным курумбам злым духам...» Так пишет главноуправляющий, и пишет верно, хотя и не входит в подробности, в которые старается не верить. В одном, впрочем, даже англичанам пришлось убе­ диться: в таких «нечистых» делах, никогда еще не был замешан ни один тодд. По­ мощь, которую баддаги нередко ищут и всегда находят у курумбов, они не могли бы надеяться получить от рыцарски чест­ ных тоддов и, в этих случаях, они всегда подкупают колдунов... Такие, совершенно ненормальные и на­ ходящиеся в полном антагонизме одно с другим, чувства баддагов к курумбам че- резвычайно интересны с психической точки зрения. Баддаги ненавидят курумба, они трепещут перед ним в ужасе и, несмотря на это, постоянно нуждаются в нем. Алч­ ность и любовь к наживе превозмогают в них и врожденный страх, и запрещение тод­ дов употреблять колдунов на темные дела. Ни один посев, никакое дело у баддагов не обходятся без помощи «черного заклина­ теля», как они называют это отвратитель­ ное существо, именуемое муллу-курумбом... «Весною, во время посева, ни одна рабо­ та не начинается прежде, нежели курумб не освятит ее приношением на поле козленка или петуха (всегда черных), или пока он не бросит первой горсти семян и не про­ изнесет известных заклинаний. Дабы полу­ чить хороший урожай, баддаги обращаются к курумбу, чтобы тот провел первый бо­ роною, а во время жатвы скосил бы или сорвал первый сноп или плод». Далее, в виде ученого объяснения, ав­ тор старается показать причину такого за­ мечательного суеверия. На страницах 65 и 66 мы читаем следующее: «Курумб смешно мал ростом. Его чахлая, мертвенная наружность с целым лесом не­ чесаных и связанных в огромный пучок или узел на макушке волос, его вообще омер­ зение внушающая фигурка вполне объясня­ ют глупый перед ним страх робкого бад- дага. Встретясь с ним нечаянно на дороге, баддаг бежит от него, как от дикого зверя*. И если он не успел уйти вовремя, от так называемого «змеиного взгляда» колдуна, то баддаг тотчас же возвращается домой и, с беспомощностью осужденной наверное жертвы, предается, по его мнению, неиз­ бежной участи. Он совершает над собою все предписанные Шастрами обряды и предсмертные церемонии; разделяет, если владеет каким-нибудь имуществом, свои вещи, деньги и поля между родными; ло­ жится и приготовляется к смерти, которая (нелепо даже подумать об этом!) наступа­ ет между третьим и тринадцатым днем после встречи! Такова сила суеверного воображения,— объясняет наивно автор, — что она почти неизбежно убивает в наз­ наченное время глупого бедняка... Упоми­ наю также о сильно вкоренившемся в на­ роде таком же суеверии насчет тоддов. Эти, по их понятиям, обладают еще бо- * Автору следовало бы добавить, впрочем, что баддаг бежит только от питающих к нему враж­ ду курумбов. От других ему не для чего бегать. Но если курумб на кого зол, то, как мы сейчас покажем, он делается действительно опасным. лее замечательною силою по части магии: только тодды считаются честными, добры­ ми колдунами (джадду). Между этими двумя племенами баддагам приходится так­ же плохо, как ослу в стойле между двух коней. Они должны платить дань тоддам в знак своего к нему уважения, а вместе с тем и курумбу, чтобы тот не испортил посе­ ва. Впрочем, курумбы, насколько прави­ тельство успело исследовать их внутренний быт, жийя столько столетий в лесах, успели приобресть значительные познания в свой­ ствах разных трав и корений. Они вылечи, вают даже таких больных, от которых сами тодды отказываются*, но при этом, ко­ нечно, часто и убивают — не колдовством и заговорами, а просто растительным ядом и по ошибке». Этим ученым объяснением убивается на­ повал всякое «суеверие». Прошу заметить подчеркнутые выше строки. Мы видели показание г-жи Морган в предшествующей главе и читали случай с Беттеном. Вот дру­ гой, весьма похожий на первый, только с совершенно другим результатом. Если си­ ла суеверного воображения одна убивает или способна убить в назначенное время испуганного бедняка, то как почтенный ав­ тор объяснит следующий случай? Этот слу­ чай был очень недавно, и его все помнят в Нильгири. Англо-индийским «бара-саабам» негде встречаться с полудикими, грязными ку- румбами, как только в лесу, то есть из десяти раз девять во время охоты. Поэтому и второе столкновение между английским чиновником и курумбами случилось так­ же из-за слона. Героем этого происшествия был чело­ век в довольно высоком официальном по­ ложении. Его все знали как одного из тузов общества, и семейство его кажется еще до сей поры не оставило Калькутты, где его молодая вдова живет у его старшего брата. Она была очень любима генеральшей Мор­ ган, и это единственная причина, почему я не могу, как в первом случае, дать его пол­ ное имя. Я обещала не называть его, хо­ тя в описании этих происшествий его уз­ нают все, бывавшие в Мадрасе... Мистер К..., как мы его назовем, поехал на охоту с несколькими приятелями, не­ сколькими шикарями и многочисленною прислугой. Слона убили, и только тогда за­ метили, что забыли взять с собой особен­ ный, для вырезывания клыков, нож. Реши­ ли, оставить животное под присмотром че­ тырех баддаг-охотников, чтоб охранить его от диких зверей, самим отправиться завтра­ кать в соседнюю плантацию. Откуда К... должен был вернуться часа через два за клыками... Программа не трудная и, казалось, со­ вершенно удобоисполнимая. Несмотря на это, не успел К... вернуться, как нашел од­ но маленькое затруднение. На слоне си­ дело человек десять курумбов, которые усердно работали над клыками. Не обра­ щая внимания на сановника, они ему хлад­ нокровно объявили, что так как слон убит на их земле, то они считают как его самого, так и его клыки своею собственностью. Действительно, их землянки оказались в нескольких шагах оттуда. * То есть пьяниц, с зараженною и испорчен­ ною кровью. См. главу 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2