Сибирские Огни № 002 - 1990
бов, особенно когда дело идет о каком, нибудь нечистом или незаконном приобре тении. Тогда они обращаются, посредством карликов, к воображаемым и подвластным курумбам злым духам...» Так пишет главноуправляющий, и пишет верно, хотя и не входит в подробности, в которые старается не верить. В одном, впрочем, даже англичанам пришлось убе диться: в таких «нечистых» делах, никогда еще не был замешан ни один тодд. По мощь, которую баддаги нередко ищут и всегда находят у курумбов, они не могли бы надеяться получить от рыцарски чест ных тоддов и, в этих случаях, они всегда подкупают колдунов... Такие, совершенно ненормальные и на ходящиеся в полном антагонизме одно с другим, чувства баддагов к курумбам че- резвычайно интересны с психической точки зрения. Баддаги ненавидят курумба, они трепещут перед ним в ужасе и, несмотря на это, постоянно нуждаются в нем. Алч ность и любовь к наживе превозмогают в них и врожденный страх, и запрещение тод дов употреблять колдунов на темные дела. Ни один посев, никакое дело у баддагов не обходятся без помощи «черного заклина теля», как они называют это отвратитель ное существо, именуемое муллу-курумбом... «Весною, во время посева, ни одна рабо та не начинается прежде, нежели курумб не освятит ее приношением на поле козленка или петуха (всегда черных), или пока он не бросит первой горсти семян и не про изнесет известных заклинаний. Дабы полу чить хороший урожай, баддаги обращаются к курумбу, чтобы тот провел первый бо роною, а во время жатвы скосил бы или сорвал первый сноп или плод». Далее, в виде ученого объяснения, ав тор старается показать причину такого за мечательного суеверия. На страницах 65 и 66 мы читаем следующее: «Курумб смешно мал ростом. Его чахлая, мертвенная наружность с целым лесом не чесаных и связанных в огромный пучок или узел на макушке волос, его вообще омер зение внушающая фигурка вполне объясня ют глупый перед ним страх робкого бад- дага. Встретясь с ним нечаянно на дороге, баддаг бежит от него, как от дикого зверя*. И если он не успел уйти вовремя, от так называемого «змеиного взгляда» колдуна, то баддаг тотчас же возвращается домой и, с беспомощностью осужденной наверное жертвы, предается, по его мнению, неиз бежной участи. Он совершает над собою все предписанные Шастрами обряды и предсмертные церемонии; разделяет, если владеет каким-нибудь имуществом, свои вещи, деньги и поля между родными; ло жится и приготовляется к смерти, которая (нелепо даже подумать об этом!) наступа ет между третьим и тринадцатым днем после встречи! Такова сила суеверного воображения,— объясняет наивно автор, — что она почти неизбежно убивает в наз наченное время глупого бедняка... Упоми наю также о сильно вкоренившемся в на роде таком же суеверии насчет тоддов. Эти, по их понятиям, обладают еще бо- * Автору следовало бы добавить, впрочем, что баддаг бежит только от питающих к нему враж ду курумбов. От других ему не для чего бегать. Но если курумб на кого зол, то, как мы сейчас покажем, он делается действительно опасным. лее замечательною силою по части магии: только тодды считаются честными, добры ми колдунами (джадду). Между этими двумя племенами баддагам приходится так же плохо, как ослу в стойле между двух коней. Они должны платить дань тоддам в знак своего к нему уважения, а вместе с тем и курумбу, чтобы тот не испортил посе ва. Впрочем, курумбы, насколько прави тельство успело исследовать их внутренний быт, жийя столько столетий в лесах, успели приобресть значительные познания в свой ствах разных трав и корений. Они вылечи, вают даже таких больных, от которых сами тодды отказываются*, но при этом, ко нечно, часто и убивают — не колдовством и заговорами, а просто растительным ядом и по ошибке». Этим ученым объяснением убивается на повал всякое «суеверие». Прошу заметить подчеркнутые выше строки. Мы видели показание г-жи Морган в предшествующей главе и читали случай с Беттеном. Вот дру гой, весьма похожий на первый, только с совершенно другим результатом. Если си ла суеверного воображения одна убивает или способна убить в назначенное время испуганного бедняка, то как почтенный ав тор объяснит следующий случай? Этот слу чай был очень недавно, и его все помнят в Нильгири. Англо-индийским «бара-саабам» негде встречаться с полудикими, грязными ку- румбами, как только в лесу, то есть из десяти раз девять во время охоты. Поэтому и второе столкновение между английским чиновником и курумбами случилось так же из-за слона. Героем этого происшествия был чело век в довольно высоком официальном по ложении. Его все знали как одного из тузов общества, и семейство его кажется еще до сей поры не оставило Калькутты, где его молодая вдова живет у его старшего брата. Она была очень любима генеральшей Мор ган, и это единственная причина, почему я не могу, как в первом случае, дать его пол ное имя. Я обещала не называть его, хо тя в описании этих происшествий его уз нают все, бывавшие в Мадрасе... Мистер К..., как мы его назовем, поехал на охоту с несколькими приятелями, не сколькими шикарями и многочисленною прислугой. Слона убили, и только тогда за метили, что забыли взять с собой особен ный, для вырезывания клыков, нож. Реши ли, оставить животное под присмотром че тырех баддаг-охотников, чтоб охранить его от диких зверей, самим отправиться завтра кать в соседнюю плантацию. Откуда К... должен был вернуться часа через два за клыками... Программа не трудная и, казалось, со вершенно удобоисполнимая. Несмотря на это, не успел К... вернуться, как нашел од но маленькое затруднение. На слоне си дело человек десять курумбов, которые усердно работали над клыками. Не обра щая внимания на сановника, они ему хлад нокровно объявили, что так как слон убит на их земле, то они считают как его самого, так и его клыки своею собственностью. Действительно, их землянки оказались в нескольких шагах оттуда. * То есть пьяниц, с зараженною и испорчен ною кровью. См. главу 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2