Сибирские Огни № 002 - 1990

или блуждающего, взбесившегося дикого слона. Один тодд способен сидеть целые дни у опушки леса и спокойно дремать, равнодушный и уверенный в своей полной безопасности. Так как же нам объяснить этот всем из­ вестный, всеми замеченный факт? Случай­ ностью, как объясняется у нас все не­ объяснимое? Странная случайность, однако: такие совпадения совершаются на глазах у англичан, вот уже более шестидесяти лет; и во всяком случае, если их трудно про­ верить, а еще менее доказать до прихода европейцев, то они теперь проверены впол­ не. Даже присяжные статистики приняли во внимание и записали этот факт, хотя и тут дело не обошлось без наивности. «Тодды почти (?) никогда не подвергают­ ся нападению зверей,— читаем мы в Замет­ ках статистических таблиц за 1881 год,—. вероятно, вследствие какого-нибудь, при­ сущего им одним, специфического запаха, отталкивающего зверя!» Боже, какая на­ ивность!.. Эта «вероятность» специфического запа­ ха достойна быть напечатанною золотыми буквами!.. Но даже такая специфическая глупость приятнее присяжным скептикам, нежели колющий им глаза неопровержи­ мый факт. В этой неопровержимости, перед кото­ рой европеец закрывает, как страус, гла­ за и, пряча голову, льстит себя надеждой, что ее не увидят другие, и лежит разгадка глубокого благоговения, с одной стороны, и страха, с другой, возбуждаемых тодда- ми, почти во всех прочих племенах этих гор. Баддаги их боготворят, а муллу-курумбы дрожат перед ними. Если при встрече ли. цом к лицу со спокойно идущим тоддом, в руке которого одна безвредная и невинная на вид тросточка — страх повергает ку. румба на землю, то чувство благоговейной любви и преданности заставляет баддаг де­ лать то же самое — только добровольно. Баддаг, завидя тодда еше издали, прости­ рается перед ним на землю и молча ждет привета и благословения; и баддаг совершенно счастлив, если его див, слегка дотронувшись босою ногой до головы свое­ го поклонника, начертит по воздуху одному ему понятный знак и затем спокойно уда­ лится «с липом гордым и бесстрастным, как у греческого бога», по выражению ка­ питана О ’Греди. Но как же смотрят на это фантастиче­ ское чувство благоговения баддагов к тод. дам англичане и как они объясняют его? Совершенно естественно и просто. Они от­ вергают, как глупую сказку, предания бадда­ гов о том, как и почему такие отношения зародились в их праотцах, и объясняют эту легенду по-свиему. Так, полковник Мар­ шалл пишет в своем сочинении: «Это чувство тем более странно, что, по статистике, баддагов оказалось с са­ мого начала в одиннадцать раз более, нежели тоддов. Это пропорция десяти тысяч к семи сотням. Но никто и ничто не разубедит суеверного баддага в том, что тодд есть сверхъестественное существо. Тодды-великаны в физическом отноше­ нии, а баддаги —- не очень большого роста, хотя черезвычайно мускулистые и сильные люди. Вот и весь секрет». Далеко не весь. Почему, например, ни хоты (кхоты), ни эруллары — оба пле­ мени черезвычайно малого роста и очень слабого сложения в сравнении с баддага. ми — хотя и уважают тоддов и всегда с ними в сношениях и дружбе, но не выка­ зывают, однако, никакого подобостраст­ ного чувства? Чтобы проникнуть в загадку, следует знать историю баддагов и верить им, если не безусловно, то и не отвергая их добровольного показания. Вся суть, по-нашему, в том, что баддаги — брамины, хотя и очень полинялые и выродившиеся; а эруллары и хоты — просто парии. Как бра­ минам до мусульманских времен в Индии, баддагам известно многое, что для других остается мертвою буквой. Что именно, это объяснится в следующей главе; а пока по­ говорим немного о баддагах и их религии. Как и все прочее на «Голубых Горах», она отличается оригинальностью и неожидан­ ностью. На голой высоте Рангасуамийского пи­ ка стоит их единственный покинутый храм. Их религия вся состоит из обрядностей, смысл коих они давно утратили. Этот пищ их Мекка, куда они отправляются раза два-три в год читать заклинания против большей части браминских же богов. Во мнении полковника Охторлея, главноуп­ равляющего горами, баддаги — одна из самых робких и суеверных рас Индии. «...Они живут в непрерывном страхе злых духов, которые витают вокруг них постоян­ но в их воображении, и в таком же беско­ нечном ужасе, при одной мысли о курум- бах. Ужас, внушаемый карликам тоддами, они внушают в свою очередь баддагам». Послушаем, что говорит в своем ученом сочинении опытный полковник о суеверии бедных баддагов «Людская ли болезнь, мор ли скота, каждая, словом, неприятность или случай­ ность в их семействах, особенно разоря­ ющий их неурожай, тотчас приписывают­ ся баддагами чарам злых колдунов курум- бов; и они бегут искать помощи в цро- тивудействующих заклинаниях доброго тодда... До такой степени вкоренилось во всех племенах Нильгири это глупое суеве­ рие, что нам уже приходилось очень часто судить баддагов за повальное избиение целых семейств курумбов, как и за сож­ жение их деревушек. В таких случаях нет ничего труднее, как добывать против бад­ дагов показания других племен. Как ско­ ро жертвою оказывается курумб, а преступ­ ником — баддаг, почти невозможно развя­ зать язык свидетеля. Убийцу всегда при­ ходится вешать с величайшими предосто­ рожностями, дабы напрасно не возбуждать народа. Негодование и удивление нильги. рийских племен, как и баддагов, еще по­ нятно. Внушаемые им религией принципы учат их, что единственное средство укро­ тить гнев их богов, гнев, возбужденный смертоносными чарами против людей, скота или посева курумбами и другими запо. дозреваемыми суеверием колдунами, состо­ ит в том, чтобы принесть виновного в жертву богу «мщения». Но как понять или объяснить страх пред тоддами других ту­ земцев Индии, уроженцев долин, страх, внушаемый им суеверным поклонением». «Баддаги вместе с этим нередко прибе­ гают и сами к помощи и содействию курум.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2