Сибирские Огни № 002 - 1990
или блуждающего, взбесившегося дикого слона. Один тодд способен сидеть целые дни у опушки леса и спокойно дремать, равнодушный и уверенный в своей полной безопасности. Так как же нам объяснить этот всем из вестный, всеми замеченный факт? Случай ностью, как объясняется у нас все не объяснимое? Странная случайность, однако: такие совпадения совершаются на глазах у англичан, вот уже более шестидесяти лет; и во всяком случае, если их трудно про верить, а еще менее доказать до прихода европейцев, то они теперь проверены впол не. Даже присяжные статистики приняли во внимание и записали этот факт, хотя и тут дело не обошлось без наивности. «Тодды почти (?) никогда не подвергают ся нападению зверей,— читаем мы в Замет ках статистических таблиц за 1881 год,—. вероятно, вследствие какого-нибудь, при сущего им одним, специфического запаха, отталкивающего зверя!» Боже, какая на ивность!.. Эта «вероятность» специфического запа ха достойна быть напечатанною золотыми буквами!.. Но даже такая специфическая глупость приятнее присяжным скептикам, нежели колющий им глаза неопровержи мый факт. В этой неопровержимости, перед кото рой европеец закрывает, как страус, гла за и, пряча голову, льстит себя надеждой, что ее не увидят другие, и лежит разгадка глубокого благоговения, с одной стороны, и страха, с другой, возбуждаемых тодда- ми, почти во всех прочих племенах этих гор. Баддаги их боготворят, а муллу-курумбы дрожат перед ними. Если при встрече ли. цом к лицу со спокойно идущим тоддом, в руке которого одна безвредная и невинная на вид тросточка — страх повергает ку. румба на землю, то чувство благоговейной любви и преданности заставляет баддаг де лать то же самое — только добровольно. Баддаг, завидя тодда еше издали, прости рается перед ним на землю и молча ждет привета и благословения; и баддаг совершенно счастлив, если его див, слегка дотронувшись босою ногой до головы свое го поклонника, начертит по воздуху одному ему понятный знак и затем спокойно уда лится «с липом гордым и бесстрастным, как у греческого бога», по выражению ка питана О ’Греди. Но как же смотрят на это фантастиче ское чувство благоговения баддагов к тод. дам англичане и как они объясняют его? Совершенно естественно и просто. Они от вергают, как глупую сказку, предания бадда гов о том, как и почему такие отношения зародились в их праотцах, и объясняют эту легенду по-свиему. Так, полковник Мар шалл пишет в своем сочинении: «Это чувство тем более странно, что, по статистике, баддагов оказалось с са мого начала в одиннадцать раз более, нежели тоддов. Это пропорция десяти тысяч к семи сотням. Но никто и ничто не разубедит суеверного баддага в том, что тодд есть сверхъестественное существо. Тодды-великаны в физическом отноше нии, а баддаги —- не очень большого роста, хотя черезвычайно мускулистые и сильные люди. Вот и весь секрет». Далеко не весь. Почему, например, ни хоты (кхоты), ни эруллары — оба пле мени черезвычайно малого роста и очень слабого сложения в сравнении с баддага. ми — хотя и уважают тоддов и всегда с ними в сношениях и дружбе, но не выка зывают, однако, никакого подобостраст ного чувства? Чтобы проникнуть в загадку, следует знать историю баддагов и верить им, если не безусловно, то и не отвергая их добровольного показания. Вся суть, по-нашему, в том, что баддаги — брамины, хотя и очень полинялые и выродившиеся; а эруллары и хоты — просто парии. Как бра минам до мусульманских времен в Индии, баддагам известно многое, что для других остается мертвою буквой. Что именно, это объяснится в следующей главе; а пока по говорим немного о баддагах и их религии. Как и все прочее на «Голубых Горах», она отличается оригинальностью и неожидан ностью. На голой высоте Рангасуамийского пи ка стоит их единственный покинутый храм. Их религия вся состоит из обрядностей, смысл коих они давно утратили. Этот пищ их Мекка, куда они отправляются раза два-три в год читать заклинания против большей части браминских же богов. Во мнении полковника Охторлея, главноуп равляющего горами, баддаги — одна из самых робких и суеверных рас Индии. «...Они живут в непрерывном страхе злых духов, которые витают вокруг них постоян но в их воображении, и в таком же беско нечном ужасе, при одной мысли о курум- бах. Ужас, внушаемый карликам тоддами, они внушают в свою очередь баддагам». Послушаем, что говорит в своем ученом сочинении опытный полковник о суеверии бедных баддагов «Людская ли болезнь, мор ли скота, каждая, словом, неприятность или случай ность в их семействах, особенно разоря ющий их неурожай, тотчас приписывают ся баддагами чарам злых колдунов курум- бов; и они бегут искать помощи в цро- тивудействующих заклинаниях доброго тодда... До такой степени вкоренилось во всех племенах Нильгири это глупое суеве рие, что нам уже приходилось очень часто судить баддагов за повальное избиение целых семейств курумбов, как и за сож жение их деревушек. В таких случаях нет ничего труднее, как добывать против бад дагов показания других племен. Как ско ро жертвою оказывается курумб, а преступ ником — баддаг, почти невозможно развя зать язык свидетеля. Убийцу всегда при ходится вешать с величайшими предосто рожностями, дабы напрасно не возбуждать народа. Негодование и удивление нильги. рийских племен, как и баддагов, еще по нятно. Внушаемые им религией принципы учат их, что единственное средство укро тить гнев их богов, гнев, возбужденный смертоносными чарами против людей, скота или посева курумбами и другими запо. дозреваемыми суеверием колдунами, состо ит в том, чтобы принесть виновного в жертву богу «мщения». Но как понять или объяснить страх пред тоддами других ту земцев Индии, уроженцев долин, страх, внушаемый им суеверным поклонением». «Баддаги вместе с этим нередко прибе гают и сами к помощи и содействию курум.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2