Сибирские Огни № 002 - 1990
Неужели же никогда не взойдет заря того дня, когда арийские индусы, этот те перь политически глубоко павший, но все же великий своим прошлым и замечатель ными добродетелями народ, и священная литература браминов получат столь заслу женное ими место в истории? Когда же ли цеприятие и несправедливость, основанные на племенной гордости, дадут место пол ному беспристрастию, а ориенталисты пере станут, наконец, представлять читающей публике праотцов браминов суеверными не веждами, а их самих лгунами и хвастуна ми? Возможно ли поверить, чтобы эта, по своей громадности, единственная в мире литература, обнимающая все известные и (это заключение всех, кто изучал ее фи лософию беспристрастно) неизвестные, дав но утраченные познания и науки, была вся основана на вымысле и пустых метафизи ческих бреднях?.. Но ориенталисты пусть верят по-своему. Мы же, изучающие эту литературу с бра минами, не останавливаемся на мертвой букве ее. Мы знаем, что «Рамаяна» не есть волшебная сказка, как ее представляют в Европе; что она имеет двоякий смысл — религиозный и чисто исторический, и что, наконец, одни посвященные брамины спо собны верно истолковать ее запутанные аллегории. Тому, кто читает священные книги Востока с ключом к их тайным сим волам в руках, становится ясным следую щее: 1) Космогония всех главных древних религий одна и та же. Они разнятся одна от другой только своею внешнею формой. Исходят же все эти, по-видимому, проти воположные учения из одного источника, всемирной истины, которая всегда являлась под видом откровения всем первобытным расам. Позднее и по мере того как чело вечество крепчало органами мышления в ущерб духовному умозрению, первобытные взгляды менялись и, развиваясь, пускали ростки по тому или другому направлению. Все это происходило вследствие клима тических, бытовых и других условий. Как дерево, ветви которого, разрастаясь под переменчивым ветром во все стороны, при нимая самые неправильные, безобразные, изогнутые формы, все же выросло из од ного родного ствола; так и в вопросе раз ных религий: все они пустили ростки из од ного семени — Истины. И это понятно: Ис тина одна. Как ни бесчисленны в своем раз нохарактерном представлении о ней в люд ском воображении, ибо несть ему прегра ды, это нисколько не мешает им быть ос нованными на ней, опираться на ее краеу гольном камне. Так белый луч света раз лагается сквозь призму на многие цвета, переливается и постоянно переходит из од ного цвета в другой, чтобы затем потонуть и исчезнуть в первобытном едином луче. Для грубого материализма нашего века, Вселенная представляется только комби нацией тысячи разных элементов. 2) Истории всех этих религий основаны не только на геологических, антропологи ческих и этнографических фактах тех далеко доисторических периодов, но и переданы в своей аллегорической фор ме весьма верно. Все эти «сказ ки» чисто исторические, были и факты. Но разоблачить их без помощи вышесказан ного ключа, отыскать который возможно лишь в Гупта-видье, или «тайной науке» древних арийцев, халдеев и египтян, дело совершенно немыслимое. Невзирая на та кое затруднение, многие из нас совершенно убеждены, что когда-нибудь, в далеком ли, близком ли будущем, а должны же будут события, описанные в «Махабхарате», в силу последующих открытий в науке, пе рейти в действительность и сделаться ис торическими событиями в глазах всех на родов. Сбросится маска аллегории и явятся живые люди: события прошлого разъяснят все загадки, сгладятся затруднения совре менного знания. Не подлежит ни малейшему сомнению, что, прочтя вышесказанное, если такая честь когда-нибудь предстоит нашему рас сказу, всякий ориенталист тем более по жмет плечами и рассмеется. Но это ничего не докажет, менее всего то, что прав он, а что мы ошибаемся. Наши ученые, следую щие, конечно, лишь индуктивному методу, перенесли его из области естествознания, в которой он приносит пользу, во все дру гие отрасли науки, даже в такие, где этот метод недостаточен, как, например, в биологии, даже в психологии. Порицая древний метод Платона, идущий от об щего к частному, они называют его анти научным, забывая, что в единственной, по. ложительной и непогрешимой науке, из вестной миру, то есть в математике, этот метод один только и возможен. Бэконов- ские правила индукции, заимствованные, впрочем, почтенным философом-канцлером всецело от Аристотеля безо всяких кавычек, одни в чести у них, и наши ориенталисты наивно воображают, что, применяя этот на учный метод к фактам истории и даже религий, он когда-нибудь доведет их до чего-либо, кроме их обыкновенных, редко выдерживающих критику гипотез. Такие ученые, без сомнения, не обратят никакого внимания на наши исследования по части истории браминов вообще и этно логии — в частности. Тем хуже... для них. «Воздержись в сомнении» — золотое пра вило всемирной премудрости написано не для них. Они воздерживаются лишь от того, что может затруднить их собствен ные, заранее принятые выводы. Мы доби ваемся признания и помощи не от этого класса и громко заявляем право смеяться над усилиями применить индуктивный ме тод к наукам, которые по своей отвлечен ности никогда ему не поддадутся. К чему может, в самом деле, этот метод привести санкскритистов и ориенталистов пока они станут отвергать истолкования браминских древних книг самими браминами? Разве только к таким очевидным и грубым ошиб кам, в какие впали ученые этнологи от носительно тоддов. Не имея никаких дан ных, на которые могли бы опереться в своих изысканиях, кроме событий, нахо димых ими в так называемой Всемирной Истории, этнологи эти не находят ничего другого, что могли бы применить к этому совершенно своеобразному племени. Они забывают иногда очень кстати, что эта история, хотя она и величается «всемир ною», все-таки составлена сама и почти все цело из далеко еще не доказанных гипо тез, и к тому же составлена ими самими, то есть одними западными учеными. А кто же не знает, что наши европейские истори
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2