Сибирские Огни № 002 - 1990

Неужели же никогда не взойдет заря того дня, когда арийские индусы, этот те­ перь политически глубоко павший, но все же великий своим прошлым и замечатель­ ными добродетелями народ, и священная литература браминов получат столь заслу­ женное ими место в истории? Когда же ли­ цеприятие и несправедливость, основанные на племенной гордости, дадут место пол­ ному беспристрастию, а ориенталисты пере­ станут, наконец, представлять читающей публике праотцов браминов суеверными не­ веждами, а их самих лгунами и хвастуна­ ми? Возможно ли поверить, чтобы эта, по своей громадности, единственная в мире литература, обнимающая все известные и (это заключение всех, кто изучал ее фи­ лософию беспристрастно) неизвестные, дав­ но утраченные познания и науки, была вся основана на вымысле и пустых метафизи­ ческих бреднях?.. Но ориенталисты пусть верят по-своему. Мы же, изучающие эту литературу с бра­ минами, не останавливаемся на мертвой букве ее. Мы знаем, что «Рамаяна» не есть волшебная сказка, как ее представляют в Европе; что она имеет двоякий смысл — религиозный и чисто исторический, и что, наконец, одни посвященные брамины спо­ собны верно истолковать ее запутанные аллегории. Тому, кто читает священные книги Востока с ключом к их тайным сим­ волам в руках, становится ясным следую­ щее: 1) Космогония всех главных древних религий одна и та же. Они разнятся одна от другой только своею внешнею формой. Исходят же все эти, по-видимому, проти­ воположные учения из одного источника, всемирной истины, которая всегда являлась под видом откровения всем первобытным расам. Позднее и по мере того как чело­ вечество крепчало органами мышления в ущерб духовному умозрению, первобытные взгляды менялись и, развиваясь, пускали ростки по тому или другому направлению. Все это происходило вследствие клима­ тических, бытовых и других условий. Как дерево, ветви которого, разрастаясь под переменчивым ветром во все стороны, при­ нимая самые неправильные, безобразные, изогнутые формы, все же выросло из од­ ного родного ствола; так и в вопросе раз­ ных религий: все они пустили ростки из од­ ного семени — Истины. И это понятно: Ис­ тина одна. Как ни бесчисленны в своем раз­ нохарактерном представлении о ней в люд­ ском воображении, ибо несть ему прегра­ ды, это нисколько не мешает им быть ос­ нованными на ней, опираться на ее краеу­ гольном камне. Так белый луч света раз­ лагается сквозь призму на многие цвета, переливается и постоянно переходит из од­ ного цвета в другой, чтобы затем потонуть и исчезнуть в первобытном едином луче. Для грубого материализма нашего века, Вселенная представляется только комби­ нацией тысячи разных элементов. 2) Истории всех этих религий основаны не только на геологических, антропологи­ ческих и этнографических фактах тех далеко доисторических периодов, но и переданы в своей аллегорической фор­ ме весьма верно. Все эти «сказ­ ки» чисто исторические, были и факты. Но разоблачить их без помощи вышесказан­ ного ключа, отыскать который возможно лишь в Гупта-видье, или «тайной науке» древних арийцев, халдеев и египтян, дело совершенно немыслимое. Невзирая на та­ кое затруднение, многие из нас совершенно убеждены, что когда-нибудь, в далеком ли, близком ли будущем, а должны же будут события, описанные в «Махабхарате», в силу последующих открытий в науке, пе­ рейти в действительность и сделаться ис­ торическими событиями в глазах всех на­ родов. Сбросится маска аллегории и явятся живые люди: события прошлого разъяснят все загадки, сгладятся затруднения совре­ менного знания. Не подлежит ни малейшему сомнению, что, прочтя вышесказанное, если такая честь когда-нибудь предстоит нашему рас­ сказу, всякий ориенталист тем более по­ жмет плечами и рассмеется. Но это ничего не докажет, менее всего то, что прав он, а что мы ошибаемся. Наши ученые, следую­ щие, конечно, лишь индуктивному методу, перенесли его из области естествознания, в которой он приносит пользу, во все дру­ гие отрасли науки, даже в такие, где этот метод недостаточен, как, например, в биологии, даже в психологии. Порицая древний метод Платона, идущий от об­ щего к частному, они называют его анти­ научным, забывая, что в единственной, по. ложительной и непогрешимой науке, из­ вестной миру, то есть в математике, этот метод один только и возможен. Бэконов- ские правила индукции, заимствованные, впрочем, почтенным философом-канцлером всецело от Аристотеля безо всяких кавычек, одни в чести у них, и наши ориенталисты наивно воображают, что, применяя этот на­ учный метод к фактам истории и даже религий, он когда-нибудь доведет их до чего-либо, кроме их обыкновенных, редко выдерживающих критику гипотез. Такие ученые, без сомнения, не обратят никакого внимания на наши исследования по части истории браминов вообще и этно­ логии — в частности. Тем хуже... для них. «Воздержись в сомнении» — золотое пра­ вило всемирной премудрости написано не для них. Они воздерживаются лишь от того, что может затруднить их собствен­ ные, заранее принятые выводы. Мы доби­ ваемся признания и помощи не от этого класса и громко заявляем право смеяться над усилиями применить индуктивный ме­ тод к наукам, которые по своей отвлечен­ ности никогда ему не поддадутся. К чему может, в самом деле, этот метод привести санкскритистов и ориенталистов пока они станут отвергать истолкования браминских древних книг самими браминами? Разве только к таким очевидным и грубым ошиб­ кам, в какие впали ученые этнологи от­ носительно тоддов. Не имея никаких дан­ ных, на которые могли бы опереться в своих изысканиях, кроме событий, нахо­ димых ими в так называемой Всемирной Истории, этнологи эти не находят ничего другого, что могли бы применить к этому совершенно своеобразному племени. Они забывают иногда очень кстати, что эта история, хотя она и величается «всемир­ ною», все-таки составлена сама и почти все­ цело из далеко еще не доказанных гипо­ тез, и к тому же составлена ими самими, то есть одними западными учеными. А кто же не знает, что наши европейские истори

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2