Сибирские Огни № 002 - 1990

лая безвредными чары злых демонов, пре­ вратились в буйволов; четыре слуги Вибьи остались под видом людей и живут невиди­ мые для всех, кроме посвященных тераллей, в лесах Нильгири и в священных тайниках «тирири». Заняв Нильгири, чародеи-буй- волы, анахореты-демоны и старшины тод. дуваров-мирян составили законы, опреде­ лили число будущих тоддов и буйволов, священных, как и светских. Затем они от­ правили одного из братий обратно в Ланку с тем, чтобы пригласить еще нескольких добрых демонов с семействами. Там они нашли своего господина, царя Вибью, уже на престоле брата, убитого Раваны. Такова легенда тоддов. Что «царь Восто­ ка» Рама, в этом, хотя тодды сами и не на­ зывают его, не может быть и сомнения. У Рамы, как это известно, сотни названий. В Рамаяне его безразлично зовут «Царем Четырех Морей», «Царем Востока», «Царем Запада, Юга и Севера», как и «сыном Рагу», «Дасаратидом», «Тигром царей» и пр. Для жителей Ланки или Цейлона он, ко­ нечно, был бы «царем Севера». Но если тодды, как мы думаем, пришлецы с запада, то это название «Царя Востока» или Индии становится понятным. Но вернемся к легенде и посмотрим, что она может нам сказать о муллу-курумбах. Какое отношение имели в древности к тод- дам карлики-колдуны и какая судьба при­ вела их на «Голубые Горы» под строгий надзор тоддов, это мы узнаем из продол­ жения рассказа о посланном в Ланку «де­ моне». Когда он прибыл на свою завоеванную, побитую родину, он нашел все изменив­ шимся со дня их ухода с острова. Новый царь Ланки, преданный друг и союзник царя Рамы «Лотосоокого» старался в то время всеми силами искоренить в стране злое колдовство ракшасов, заменяя его бла­ годетельною наукой магов-анахоретов. Но дар Брамавидьи «получается лишь вслед­ ствие личных качеств, чистоты нравов, любви ко всему живому, то есть, как к людям, так и к немой твари, и, наконец, посредством сообщения с невидимыми доб­ рыми чародеями, которые, покинув землю, живут в стране под облаками, где садится солнце»*. Вибья сумел смягчить сердце старых ракшасов, и они раскаялись. Но в Ланке зародилось новое зло. Большая часть воинов из армии Востока, воины- обезьяны, воины-медведи и воины-тигры, с радости, что покорили Царицу Морей и ее жителей-демонов крепко перепились, так крепко, что не могли отрезвиться в про­ должение долгих лет. В этом туманном состоянии они взяли себе в жены Ракшаси, демонов женского пола. От такого нерав­ ного брака родились на свет карлики, злей­ шие и глупейшие в целом мире существа. То были праотцы настоящих нильгирийских муллу-курумбов. Они соединяли в себе все дары темной науки колдовства их матерей с хитростью, жестокостью и тупостью отцов, то есть обезьян, тигров и медведей. Царь Вибья решился было их разом умертвить и уже собирался привести задуманное в ис- * Тодды указывают на запад, говоря о стране, куда уходят их покойники. Метц называет запад «фантастическим раем тоддов». Из этого некото­ рые посетители Нильгири вообразили, что тодды, как парсы, поклоняются солнцу. полнение, когда главный чародей, оставив­ ший на время свою буйволью наружность, испросил им у царя помилование, обещая их увести с собою за море, на «Голубые Горы». Словом, он спас карликам жизнь под условием, что они и их потомки будут вечно служить тоддам, признавая в них своих властелинов и повелителей, имеющих над ними право жизни и смерти. Избавив таким образом Ланку от страш­ ного зла, чародей, сопровождаемый сотней добрых ракшасов из чужеземного племени, отправился домой на «Голубые Горы». Ос­ тавив неисправимых и злейших из малень­ ких демонов-карликов на умерщвление царю Вибье, он выбрал три сотни из ме­ нее злых этого нового племени и, завернув их в полу своего плаща, перенес их на Нильгири. С тех пор курумбы, выбрав жилищем самые непроходимые джунгли гор, стали плодиться, пока не сделались целым пле­ менем, ныне известным под названием муллу-курумбов. Пока они были с тоддами и буйволами, в то время единственными обитателями «Голубых Гор», их злые на­ клонности и врожденный дар колдовства не могли делать вреда никому, кроме таких же злых зверей, которых они очаровывали и затем пожирали. Но вот поколений пят­ надцать тому назад пришли баддаги, и между ними и карликами началась враж­ да. Отцы баддагов, то есть древние народы из Мала бара и Карнатика, стали тоже слу­ жить после войны «добрым» великанам Ланки. Поэтому, когда колонии этих севе­ рян, вследствие ссоры с браминами Индии и их притеснений, появились на «Голубых Горах», тодды, как повелевали им честь и буйволы, взяли баддаг под свое покрови­ тельство, и те стали служить им, как их праотцы служили их отцам в Ланке... Такова легенда этих народцев на «Голу­ бых Горах». Мы ее собрали, так сказать, по кусочкам и с величайшими затруднениями. Кто же из читавших «Рамаяну» не приз­ нает в этом предании событий из нее? Но каким образом могли баддаги, тем менее — тодды, сочинить ее? Их брамины — одна тень браминов прежних времен и не имеют ничего общего с этой кастой в долинах. Не зная санскритского языка, они «Рамаяны» не читали, а некоторые, вероятно, и не слыхали о ней. Затем, вероятно, нам скажут, что как «Махабхарата», так и «Рамаяна», если и основаны на смутных воспоминаниях дав­ но минувших событий, то, во всяком слу­ чае, элемент фантастический так преобла­ дает в них над историческим, что невоз­ можно признать за достоверное ни одно из описываемых в этих эпосах событий? Это опять та же старая история торжества же­ лезного над глиняным горшком. Это гово­ рят те, кто утверждает, что до времен Па. нини, величайшего во всем мире граммати­ ка, в Индии не имели понятия о письменах, что и сам Паники не умел писать и никог­ да не слыхивал про письмена, даже, нако­ нец, что «Бхагават-Гита» и «Рамаяна» на­ писаны, вероятно, по Р. X. и т. д.*. * Умозаключение профессоров Вебера и Макса Мюллера. Между тем, нам известно из истории, что финикийцы вели большую торговлю с Инди­ ей 1000, если не 1500 лет до Р. X., а Панини, по словам этих санскритистов, процветал 200 лет до Р. X.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2