Сибирские Огни № 002 - 1990

Ахиллесов, Гекторов, Улиссов, да Елен с их Парисами,— почему, спрашивается, они от­ вергают, как пустые мифы, Раму, Лакшма- ну, Ситту, Равану, Ханумана и даже царя Айодьи? Или все поименованные лица не более, как сказанные герои, или же — всем им следует воздать должное. Шлиман на­ шел в Троаде* ощутительные доказательст­ ва существования Трои и ее действующих лиц. Нашлась бы и древняя Ланка и дру­ гие местности, помянутые в «Рамаяне», ес­ ли б только поискать их. А главное, не сле­ довало бы отвергать с таким незаслужен­ ным презрением и так огульно показания и легенды браминов и пандитов... Тому, кто хоть раз читал «Рамаяну», не трудно убедиться в том, что, отбросив не­ избежные в эпической поэме такого религи­ озного характера аллегорию и символы, все- таки найдем в ней неопровержимый и оче­ видный исторический грунт. Сверхъестественный элемент в рассказе не исключает элемента исторического. Так и в «Рамаяне». Присутствие в ней великанов и демонов, говорящих обезьян и мудроречи­ вых пернатых не дает нам еще права от­ вергать существование в глубокой древ­ ности ни одного из ее главных героев, ни даже самих «обезьян», этой великой, не­ сметной армии четвероруких, собравшихся «со всех четырех концов земного шара». Как знать, пока мы в том не удостоверимся бесповоротно, кого именно авторы «Рамая­ ны» имели в виду под этим аллегориче­ ским названием «обезьян» и «великанов»?** Во главе 6 книги Бытия тоже говорится о сынах Божьих, которые, увидев дщерей земных и полюбив, женились на них, от какового смешения произошла на земле ра­ са «великанов». Гордость Немврода, Вави­ лонское столпотворение и «смешение язы­ ков» имеют свою параллель в гордости и деяниях Раваны, в смешении народов во время войн в Махабхарате, в бунте Дайть- ев (великанов), против Брамы и т. д. Но главная суть в «великанах». Что в Ветхом Завете выражено в несколь­ ких стихах, что рассказано так подробно в книге Еноха, то самое касательно великанов растянуто в «Рамаяне», в продолжение всей этой громадной эпической поэмы. В ней, под другими именами и в больших подроб­ ностях, мы находим всех падших ангелов, упоминаемых в видениях Еноха. Наги, ап- сары, гандарвы, ракшасы учат смертных всему тому, чему падшие ангелы Еноха учи­ ли дщерей человеческих. Самьяза, вождь сынов неба, призывающий своих двести воинов ко взаимной клятве союза на Арди- се (верхушка горы Армон) и затем поучаю­ щий род человеческий греховным таинствам колдовства, имеет своего двойника в царе нагов, или богов-змиев. Азазиель, научая мужчин ковать оружие, а Амазарака — знахарей тайным силам разных трав и корней, делают то же, что апсары и асуры на реке Ришхабе, а гандарвы «Хаха и Ху- ху» — на вершине Гандхамаданы. Где пре­ дания того народа, в котором мы не нахо­ дим богов, наставников людей, одаряющих * «Илиаде». ** Это тем более вероятно, что во многих местах Пуран встречаются рассказы об этих самых ца­ рях, с тем же названием царств и под теми же именами, какие носят в «Рамаяне», и что в этих рассказах они уже не «обезьяны», а люди. их плодами познания добра и зла, демонов и великанов? Народный эпос есть лишь пролог к исторической драме каждого на­ рода, имеющего свое законное место во всемирной истории; а поэтому и его эпиче­ ские поэмы следует считать рассадниками последующих событий и самыми верными указаниями в этой истории. Семя дерева, искаженного, как в китайском садоводстве, искусственными прививками, которые прев­ ращают его в неестественное чудовищное растение, и семя того же дерева, выросшего на свободе — одно и то же. Искусный бота­ ник узнает его подо всякою внешностью. Таким точно образом долг каждого добро­ совестного историка докапываться до кор­ ней аллегорий такого глубоко философиче­ ского рассказа, как, например, «Рамаяна» Вальмики. Не останавливаясь перед ее внешнею, быть может, неприятною западно­ му реализму формой, он должен копать все глубже и глубже, до самых корней... Этот упрек вполне заслуживают многие ориенталисты, особенно, германские. Каза­ лось бы, прямая обязанность таких автори­ тетов (?), как, например, профессор Вебер, беспристрастно заготовлять, очищая сырой материал для истории; а вместо этого, вно­ ся в работу сильнейший элемент лицеприя­ тия и предвзятых идей и придвигая все ближе и ближе к нашим временам эпоху, когда были написаны «Махабхарата», «Ра­ маяна» и «Бхагават-Гита», он только сбива­ ет с толку будущих историков Индии, древ­ няя история которой играет такую огромную роль во всемирной истории человечества. В книге Еноха повествуется о «велика­ нах» в 300 локтей роста, которые, «пожрав все удобосъедаемое на земле, принялись пожирать наконец самих людей». В «Рамая­ не» повествуется о «Ракшасах», очевидно, тех же великанах, о которых мы знаем из историй греческих и скандинавских наро­ дов и находим их даже в легендах Южной и Северной Америки. Титаны «сыны Бура», первобытные великаны и гиганты Пополь- Ву, Икстликсохитля — родные братья, пер­ вобытные расы человечества. Очищая зерно исторических фактов от плевел фантазии и вымысла в одном случае, не обязаны ли мы делать то же и в других, не следуя нашему личному предпочтению? Говорят: «глас на­ рода, глас Божий». Предание, находимое на всех пунктах земного шара, должно же иметь какое-нибудь себе основание. Пусть отвергают ориенталисты «великанов» как вымысел и сказки. Мы же находим не­ обходимость их в самих законах природы. Вся суть заключается в разрешении воп­ роса: могли ли быть и были ли когда дей­ ствительно такие великаны на нашей земле? Думаем, что — были; и наше мнение разде­ ляется многими из самых ученых людей, Франсуа Ленорманом, например. Антропо­ логи пока еще не одолели и первой буквы азбуки, дающей ключ к тайне происхожде­ ния человека на земле. С одной стороны мы находим громадные скелеты людей, кольчу­ ги и шлемы с голов настоящих великанов. С другой стороны мы не можем не видеть, как почти на наших глазах род человече­ ский с каждым годом мельчает и почти вы­ рождается. Нам кажется, что антропология никогда Не обращала достаточного внимания на закон аналогии. Это тем более странно, что уже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2