Сибирские Огни № 002 - 1990
им каменщиками, судомойками, столярами, даже париями! В то самое время, как эти высокомерные индусы держат себя со всеми другими народами, даже с англичанами, гордо, носят тройной священный шнурок браминов и имеют одни право священнодей ствия на церемониях посева и жатвы (хотя со страха часто уступают его курумбам), при первом появлении тоддов повергаются перед ними во прах... А между тем и сами они, баддагские брамины, не лишены заме чательной силы в ее магических проявле ниях. Каждый год, например, на праздниках «последней в году жатвы» они обязаны представить вещественные и очевидные до казательства того, что они прямые потомки посвященных, дважды рожденных, брами нов. Для этого они медленно ходят взад и вперед босыми ногами и без малейшего для себя вреда по широким полосам ярко горящих угольев или раскаленного добела железа. Эта полоса проходит во всю длину фасада их храма, то есть ярдов на десять или на двенадцать, и на ней они стоят и хо дят как бы на паркете. Каждый баддага- водей обязан, ради чести своей касты, пройтись по такой полосе по крайней мере семь раз... Англичане уверяют, будто они обладают секретом какого-то растительного сока, от действия которого, если потереть им ноги или руки, кожа делается на время несгорае мою. Но миссионер Метц клянется, что этого не может быть и что это чистое чаро действо. «Что могло впервые заставить эту гор дую браминскую касту,— рассуждает капи тан Гаркнесс,— унизиться до боготворения племени, стоящего ниже их породой, циви лизацией и умственными способностями, это неразрешимая для меня загадка!.. Конечно, баддаги от природы робкого характера; к тому же, они одичали в продолжение столь ких веков уединения в горах; однако эту тайну можно, пожалуй, разрешить тем, что они люди, полные суеверия, как все горцы Индии... Но все-таки подобная их черта чрезвычайно любопытна для психолога». Без сомнения, так. Но — быть может, первоначальная причина этого почитания еще более «любопытна», хотя не англича нам, тем менее — скептикам, ее отыскать. Начнем с того, что тодды нисколько не ни же баддаг ни умом, ни породой, а напро тив, несравненно выше. Затем настоящую причину внушаемого ими баддагам почита ния следует искать не в настоящем, но во временах самой глубокой древности, в таких периодах браминской истории, в которые наши современные ученые отказы ваются не только серьезно заглянуть, но даже и верить в них. Однако же, хотя оно и трудно, но далеко не невозможно. Из разбросанных отрывков легенд баддаг и их документов, из рассказов их браминов, пад ших со времен мусульманского вторжения, но все же с проблесками знания тайн их праотцов, браминов эпохи Ришей и чудо творных адептов «белой магии», можно сшить нечто целое и последовательное. Следует только взяться за это дело умею чи; заручиться их доверием и не быть ан гличанином и «бара-саабом», которого бад даги. часто страшатся пуще курумба. Мул- лу-курумба, с его злыми чарами и глазом, он еще может умиротворить подарками; а на британца он взирает, как на своего за клятого врага и злодея. Поэтому баддаш, как и прочие брамины Индии, считают сво им священным долгом оставлять англича нина возможно долее в неведении истин ных фактов, касательно не только своего прошлого, но и настоящего, заменяя их, как можно чаще, вымыслами. Одни нильгирийские баддаги сохранили воспоминания, хотя и слабые, этого прошло го. Тодды молчат, и ни разу еще не проро нили и полслова; быть может, кроме их старшин «священнодействующих», мало кто из них и знает о нем. Баддаги уверяют, что перед кончиною каждый тералли обязан передать все, что знает, одному из моло дых кандидатов на должность. Что же касается курумбов, то хотя они и помнят легенду своего порабощения, но о тоддах, кроме этого, не знают ничего. А эруллары и хоты настоящие животные бо лее, нежели полудикие люди. Выходит, таким образом, что изо всех нильгирийских пяти племен одни баддаги помнят и доставили доказательства о своем прошлом. Вследствие этого есть надежда, что сохраненные ими о тоддах предания не совсем основаны на вымысле. Все их пока зания о себе, касательно того, что они пришлецы с севера, потомки канарезских колонистов, которые пришли около десяти столетий тому назад из Карнатика, страны, ныне известной под названием Южного Майсура и составлявшей в глубокой древ ности (исторической) часть царства Конгу, оказались верными. Так почему же им бы и не сохранить лоскутков из далекого прошлого тоддов? Начало странных отношений между эти ми тремя, совершенно различными, расами остается, конечно, все еще неопределимым (официально) и до сего дня. Англичане уве ряют, что отношения эти установились вследствие долгого сожительства в этих пустынных горах. Отрезанные от остально го человечества, тодды, баддаги и курумбы выработали себе постепенно свой особый, полный суеверных идей, мир. Но сами эти племена говорят совсем другое. И то, что они рассказывают, как нечто установившее ся еще в глубокой древности и не без пря мого отношения к древнейшим легендам и писаниям индусов,— черезвычайно много значительно. Предание этих трех, столь тесно связан ных судьбой, племен тем более интересно, что, слушая и разбирая его, как бы чита ешь вырванную страницу из «мифической» поэмы Индии, «Рамаяны». Ориенталисты отвергают его ради собственных, еще более невероятных умозаключений. Но тогда как их гипотезы доказательно лишены смысла, претензия тоддов и курумбов имеет все- таки еще возможность оказаться основан ною на исторических фактах. Все зависит от будущего положения Рамаяны в истории. Признаюсь, я никогда не могла понять причины, заставляющей историков делать такую разницу между двумя поэмами, поч ти одинакового характера. Конечно, нам скажут, что все сверхъестественное выбра сывается одинаково из «Илиады» и «Одис сеи», как и из «Рамаяны». Но почему же наши ученые, принимающие почти беспреко словно за исторические лица всех этих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2