Сибирские Огни № 002 - 1990
ле. Понятно также, что, призывая других свидетелей, я хочу оградить тем самым соб ственные показания от незаслуженного по дозрения, даже в преувеличении. Говоря другими словами, я скорее страшусь наре кания: á beau mentir qui vient de loin*, нежели ищу оправданий перед скептиками. Во мне нет ни уважения, ни страха ко все- отрицающему духу современной науки. Из бирая основным грунтом, канвою, так ска зать, своего рассказа, столько же плоды ис следований и гипотезы других лиц, сколько и результаты собственных наблюдений, я имею в виду скорее истину, нежели le qu'en dira-t-on** отрицателей. Поэто му я и продолжаю зашивать эту канву фак тами, предпочитая им вечные гипотезы, вечно лопающиеся, как мыльные пузыри. О тоддах и курумбах писали и до меня. О них рассуждали несколько серьезных писателей и статистиков. Но то были в каж дом случае предубежденные, хотя, вероят но, и ученые специалисты или же лица, уж чересчур подчеркивающие по-своему каж дый такой ненормальный факт, а именно: английские и американские миссионеры. Большинство этого класса, в силу давно ус военных ими взглядов и предвзятой систе мы, всегда проповедовали в Индии более страх перед дьяволом, нежели любовь ко Христу. Оттого и такой их неуспех. Эти господа, понятно, обязаны видеть козни лу кавого во всем туземном, и этим они толь ко еще более затемняют истину и мешают публике констатировать факты. Отвергая с примерным беспристрастием предания нильгирийских, как и других, пле мен, как и все показания о себе туземцев, продолжая фантазировать о них на все лады, англо-индийцы с помощью миссионе ров только еще более запутали возможные сведения о тоддах и их вассалах курумбах. Их происхождение в доисторические време на, конечно, должно остаться в непроницае мом мраке. Все же можно было бы восполь зоваться проблесками в исторической эпохе для лучшего с ними знакомства. Но в опи саниях англичан о них ровно ничего нельзя ни понять, ни найти, кроме уже выше цити рованных гипотез, которые одна невозмож нее другой. Отчаиваясь когда-либо выйти из этого лабиринта на свет Божий, мы стали рас спрашивать туземных пандитов, пользую щихся репутацией ходячих летописей и ле генд. Пандиты нас отослали к одному аске ту из баддаг. Этот неумывающийся анахо рет оказался очень любезным и гостеприим ным собеседником. За несколько мешков рису, он рассказывал одному из наших ту земных членов свои племенные легенды, без перерыва три дня и три ночи. Все ска занное им собрано в этой главе. Нечего и говорить, что о приводимой далее легенде англо-индийцы никогда не слыхали. Слово «баддага» канарезское и, как та мильское «вадуган», означает северянина, теперь дознано, что все баддаги пришли с севера. Когда, лет 600 тому назад, они при были в «Голубые Горы», то уже застали там тоддов и даже курумбов. Они вполне убеждены, что тодды там проживали целые десятилетия. * в красивой выдумке (Франц.) ** что об этом скажут (ф ранц.) Карлики показывают, в свою очередь, что их праотцы закабалили себя на службу или в рабство праотцам тоддов еще в Ланке (Цейлоне) «за право существовать на зем>- ле», с тем условием, чтобы «их потомки бы ли всегда на глазах у тоддов». Иначе, замечают баддаги, «эти демоны очень скоро не оставили никого живым, кроме самих себя, на земле». Этого курум- бы, в минуты дьявольской злобы, и не от вергают, а напротив, очень гордятся такою властью. В подобные минуты они скреже щут зубами и в бессильной злобе на тоддов готовы, как скорпион, ужалить себя и убить собственным же ядом. Генерал Морган, ви девший их иногда в припадках бешенства, замечает, что в такие минуты он, позити вист, «боялся быть вынужденным поверить против воли в черта». С другой стороны, баддаги также изъяв ляют претензию на древнее сожительство их племени с тоддами. — Наши отцы служили им еще при царе Раме,— говорят они,— поэтому служим и мы. — Но ведь тодды не верят в див (дэв)’ ваших отцов? — однажды я спросила одно го из них. — Нет, они верят в их существование,— получила я в ответ,— но только не оказыва ют им никаких почестей, потому что они сами дивы. Баддаги рассказывают, что когда бог Рама шел на Ланку, то, кроме великой ар мии обезьян, многие народы южной и центральной Индии добивались чести сде латься союзниками великого «авата». Меж ду прочими были и канарцы, праотцы бад даг, от которых эти ведут свой род. Дейст вительно, баддаги разделяют свое племя на восемнадцать каст, между коими есть очень высокорожденные брамины, как на пример — «водей», ветвь ныне царствующей в Майсуре фамилии. Англичане вполне убе дились в основательности этой претензии. В древних хрониках майсурского дома до се го дня хранятся документы, которые дока зывают: во-первых, что водей одного с бад- дагами племени, то есть уроженцы Карнати ка, а во-вторых, что аборигены этой страны принимали участие в великой священной войне царя Аудьи, Рамы, против ракшасов, великанов-демонов острова Ланки. Эти-то вот самые, гордые своим древним и знатным происхождением, брамины и под держивают в баддагах чувство почти бого- творения, только не к себе самим, как это делают брамины во всех остальных частях Индии, а к тоддам, которые отвергают их богов. Доискаться настоящей причины та кого неестественного почитания — весьма трудно, и эта тайна продолжает разжигать любопытство англичан. Почти невозможно, зная законы браминов, разрешить ее. Дей ствительно, эта гордая каста, не соглашаю щаяся ни за какие деньги работать для ан гличан; эти брамины, которые отказывают ся, видя в том унижение, перенести для се бя же простой узел из дома в дом, они-то и есть между баддагами самые ревностные поклонники тоддов. На тоддов они работают не только безвозмездно, но и не откажутся от самой низкой, по их понятиям, работы, если она только совершается по желанию или, скорее, по приказанию добровольно вы бранных властелинов. Они готовы служить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2