Сибирские Огни № 002 - 1990

ле. Понятно также, что, призывая других свидетелей, я хочу оградить тем самым соб­ ственные показания от незаслуженного по­ дозрения, даже в преувеличении. Говоря другими словами, я скорее страшусь наре­ кания: á beau mentir qui vient de loin*, нежели ищу оправданий перед скептиками. Во мне нет ни уважения, ни страха ко все- отрицающему духу современной науки. Из­ бирая основным грунтом, канвою, так ска­ зать, своего рассказа, столько же плоды ис­ следований и гипотезы других лиц, сколько и результаты собственных наблюдений, я имею в виду скорее истину, нежели le qu'en dira-t-on** отрицателей. Поэто­ му я и продолжаю зашивать эту канву фак­ тами, предпочитая им вечные гипотезы, вечно лопающиеся, как мыльные пузыри. О тоддах и курумбах писали и до меня. О них рассуждали несколько серьезных писателей и статистиков. Но то были в каж­ дом случае предубежденные, хотя, вероят­ но, и ученые специалисты или же лица, уж чересчур подчеркивающие по-своему каж­ дый такой ненормальный факт, а именно: английские и американские миссионеры. Большинство этого класса, в силу давно ус­ военных ими взглядов и предвзятой систе­ мы, всегда проповедовали в Индии более страх перед дьяволом, нежели любовь ко Христу. Оттого и такой их неуспех. Эти господа, понятно, обязаны видеть козни лу­ кавого во всем туземном, и этим они толь­ ко еще более затемняют истину и мешают публике констатировать факты. Отвергая с примерным беспристрастием предания нильгирийских, как и других, пле­ мен, как и все показания о себе туземцев, продолжая фантазировать о них на все лады, англо-индийцы с помощью миссионе­ ров только еще более запутали возможные сведения о тоддах и их вассалах курумбах. Их происхождение в доисторические време­ на, конечно, должно остаться в непроницае­ мом мраке. Все же можно было бы восполь­ зоваться проблесками в исторической эпохе для лучшего с ними знакомства. Но в опи­ саниях англичан о них ровно ничего нельзя ни понять, ни найти, кроме уже выше цити­ рованных гипотез, которые одна невозмож­ нее другой. Отчаиваясь когда-либо выйти из этого лабиринта на свет Божий, мы стали рас­ спрашивать туземных пандитов, пользую­ щихся репутацией ходячих летописей и ле­ генд. Пандиты нас отослали к одному аске­ ту из баддаг. Этот неумывающийся анахо­ рет оказался очень любезным и гостеприим­ ным собеседником. За несколько мешков рису, он рассказывал одному из наших ту­ земных членов свои племенные легенды, без перерыва три дня и три ночи. Все ска­ занное им собрано в этой главе. Нечего и говорить, что о приводимой далее легенде англо-индийцы никогда не слыхали. Слово «баддага» канарезское и, как та­ мильское «вадуган», означает северянина, теперь дознано, что все баддаги пришли с севера. Когда, лет 600 тому назад, они при­ были в «Голубые Горы», то уже застали там тоддов и даже курумбов. Они вполне убеждены, что тодды там проживали целые десятилетия. * в красивой выдумке (Франц.) ** что об этом скажут (ф ранц.) Карлики показывают, в свою очередь, что их праотцы закабалили себя на службу или в рабство праотцам тоддов еще в Ланке (Цейлоне) «за право существовать на зем>- ле», с тем условием, чтобы «их потомки бы­ ли всегда на глазах у тоддов». Иначе, замечают баддаги, «эти демоны очень скоро не оставили никого живым, кроме самих себя, на земле». Этого курум- бы, в минуты дьявольской злобы, и не от­ вергают, а напротив, очень гордятся такою властью. В подобные минуты они скреже­ щут зубами и в бессильной злобе на тоддов готовы, как скорпион, ужалить себя и убить собственным же ядом. Генерал Морган, ви­ девший их иногда в припадках бешенства, замечает, что в такие минуты он, позити­ вист, «боялся быть вынужденным поверить против воли в черта». С другой стороны, баддаги также изъяв­ ляют претензию на древнее сожительство их племени с тоддами. — Наши отцы служили им еще при царе Раме,— говорят они,— поэтому служим и мы. — Но ведь тодды не верят в див (дэв)’ ваших отцов? — однажды я спросила одно­ го из них. — Нет, они верят в их существование,— получила я в ответ,— но только не оказыва­ ют им никаких почестей, потому что они сами дивы. Баддаги рассказывают, что когда бог Рама шел на Ланку, то, кроме великой ар­ мии обезьян, многие народы южной и центральной Индии добивались чести сде­ латься союзниками великого «авата». Меж­ ду прочими были и канарцы, праотцы бад­ даг, от которых эти ведут свой род. Дейст­ вительно, баддаги разделяют свое племя на восемнадцать каст, между коими есть очень высокорожденные брамины, как на­ пример — «водей», ветвь ныне царствующей в Майсуре фамилии. Англичане вполне убе­ дились в основательности этой претензии. В древних хрониках майсурского дома до се­ го дня хранятся документы, которые дока­ зывают: во-первых, что водей одного с бад- дагами племени, то есть уроженцы Карнати­ ка, а во-вторых, что аборигены этой страны принимали участие в великой священной войне царя Аудьи, Рамы, против ракшасов, великанов-демонов острова Ланки. Эти-то вот самые, гордые своим древним и знатным происхождением, брамины и под­ держивают в баддагах чувство почти бого- творения, только не к себе самим, как это делают брамины во всех остальных частях Индии, а к тоддам, которые отвергают их богов. Доискаться настоящей причины та­ кого неестественного почитания — весьма трудно, и эта тайна продолжает разжигать любопытство англичан. Почти невозможно, зная законы браминов, разрешить ее. Дей­ ствительно, эта гордая каста, не соглашаю­ щаяся ни за какие деньги работать для ан­ гличан; эти брамины, которые отказывают­ ся, видя в том унижение, перенести для се­ бя же простой узел из дома в дом, они-то и есть между баддагами самые ревностные поклонники тоддов. На тоддов они работают не только безвозмездно, но и не откажутся от самой низкой, по их понятиям, работы, если она только совершается по желанию или, скорее, по приказанию добровольно вы­ бранных властелинов. Они готовы служить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2