Сибирские Огни № 002 - 1990

Германии представлять апостолами в дере­ венских мистериях и которых церковные старосты выбирают за жилистые руки и здоровенный рост... Такую веру в одно и неверие — в другое со мною разделяет, как сказано, большинст­ во современных, так называемых, спири­ туалистов и членов теософического общест­ ва; брамины Индии, с одной стороны, и не­ сколько сотен весьма опытных (по части спиритизма) и ученых лиц в Европе, с дру­ гой, к каким ученым принадлежит и вели­ кий химик Крукс (n'en déplaise aux spirites)*, которые рассказывают совсем другое, указывая на него во всех своих публикациях, как на убежденного спирита. Спириты крепко ошибаются. Одно время, когда мы еще не знали лично мистера Крукса, эти легенды о нем нас весьма сму­ щали. Но в апреле 1884 года в его доме, в Лондоне, мы ему поставили, при многих свидетелях, а затем и когда мы были одни, этот прямой вопрос. Крукс отвечал прямо и не колеблясь, что в описанные им явления с медиумами он верит так же твердо, как и в свою «лучистую материю», которую он нам тогда показывал и объяснял; но что в посредничество духов он давно не верит, хотя одно время и был склонен к этому. — Так кто же была «Kati King»?— спро­ сили мы. — Не знаю; вероятнее всего, двойник мисс Ф. Кук (медиума),— отвечал он, до­ бавляя, что есть серьезная надежда, что физиология и биология скоро убедятся в существовании такого полуматериального двойника в человеке. На это нам опять весьма вероятно возра­ зят, что существование таких ученых, ко­ торые верят в двойников и даже в спири­ тизм, еще не доказывает реальности ни двойников, ни феноменов медиумов. Нам скажут, что в семье не без урода: что такие ученые составляют, наконец, меньшинство, а такие, что отрицают наповал все еще не доказанное современною наукой, находятся в громадном большинстве. Не станем спо­ рить. Заметим только, что вообще у нас по­ ка и умные люди имеются в виде весьма малого процента общей суммы не только человечества, но даже образованных клас­ сов. Меньшинство также ничего еще не доказывает. Большинство имеет лишь одно видимое преимущество над меньшинством: преимущество грубой, животной силы. Оно садится на меньшинство и старается разда­ вить его или, по крайней мере, заглушить его голос. Это мы видим всюду. Массы по­ клонников общественного мнения произво­ дят давление на тех, кто предпочитает ему истину. Королевское общество и академии давят ученых, которые осмеливаются пере­ ступить,— опять-таки во имя этой попран­ ной истины,— резко начертанный ими ру­ беж вокруг их узкой материалистической программы. Спириты силятся побить и даже уничтожить теософов... Все это в порядке вещей. Есть, конечно, много и умных лю­ дей, твердо верующих в личное присутствие душ умерших на спиритических сеансах; в облеченных материей «духов»; в их откро­ вения; в философию Аллана Кардека и даже в непогрешимость профессиональных, публичных медиумов. Оказывая должное * неблагосклонный к спиритам (франц.). уважение всякому личному верованию, все- таки мы не разделяем верований спиритов. Мы позволяем себе держаться, до поры до времени, собственных убеждений. Только время да помощь науки, когда она переме­ нит тактику, могут нам показать, кто из нас прав и кто ошибается. Убедясь окончательно, что такие автори­ тетные учреждения, как Королевское об­ щество и европейские академии наук, ни­ когда (по крайней мере, еще не скоро, не при нашей жизни) не окажут нам помощи; что большинство ученых решилось, кажет­ ся, изгнать на веки из своей среды все по­ добные психологические явления; что обо всем поверхностно судящая публика клей­ мит печатью грубого суеверия все то, чего она не понимает (многие, вероятно, стра­ шась понять); что наконец все они согла­ сятся называть истиной и фактом лишь соб­ ственные, почему-то ими принятые, заклю­ чения, хотя большинство научных теорий при каждом шаге вперед науки испокон ве­ ка лопались одна за другой; видя все это и убедясь, как тщетны наши усилия изме­ нить дух времени, мы и решились действо­ вать и искать объяснений сами. Два года мы собирали сведения и изу­ чали «колдовство» курумбов и более пяти лет подобные проявления той же силы в различных племенах Индии. Главным сове­ том общества был назначен комитет, и всякие меры были приняты против могуще­ го иметь место обмана. Наши сочлены, вы­ бранные из среды самых ярых скептиков, пришли единодушно к одному заключению: «Все, что рассказывают об этих племенах, основано на истинных фактах. За исключени­ ем, конечно, огромных преувеличений суе­ верной массы народа, эти факты неодно­ кратно были доказаны. Как, в силу какой способности тодды, курумбы, яннади и дру­ гие племена производят действие на людей, — мы не знаем, как и не беремся объяс­ нять. Мы только заявляем то, что сами ви­ дели». Так говорили наши сочлены, индусы, вос­ питанные в современном духе английской цивилизации, то есть материалисты в пол­ ном смысле слова и не верующие ни в соб­ ственных богов, ни в духов спиритов. Так говорим и мы, хотя имеем сильное подозре­ ние, равняющееся убеждению, что эта сила в нильгирийских колдунах есть наш старый знакомый: «психическая сила» д-ров Кар­ пентера и Крукса. Мы долго приглядыва­ лись к этому столикому Протею, овладе­ вавшему, бывало, и нами. Мы делали опы­ ты, столь же тщательные, серьезные, беспри­ страстные над собою, как и над другими. Мы пришли к заключению, что как перед д-рами Шарко, Круксом, Цэльнером, так и перед нашими глазами— в отношении к «колдунам» — действовала одна и та же сила; но что разнообразие ее проявлений зависит преимущественно от такого же раз­ нообразия человеческих организмов; затем от среды и обстановки, среди которых она проявляется; много от климатических ус­ ловий и, наконец, от умственного направле­ ния, так называемых, «медиумов». Продолжая говорить о «колдовстве» и опираться на свидетельство множества лиц, не одного семейства Морганов, конечно, я употребляю термин в его переносном смыс

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2