Сибирские Огни № 002 - 1990
Германии представлять апостолами в дере венских мистериях и которых церковные старосты выбирают за жилистые руки и здоровенный рост... Такую веру в одно и неверие — в другое со мною разделяет, как сказано, большинст во современных, так называемых, спири туалистов и членов теософического общест ва; брамины Индии, с одной стороны, и не сколько сотен весьма опытных (по части спиритизма) и ученых лиц в Европе, с дру гой, к каким ученым принадлежит и вели кий химик Крукс (n'en déplaise aux spirites)*, которые рассказывают совсем другое, указывая на него во всех своих публикациях, как на убежденного спирита. Спириты крепко ошибаются. Одно время, когда мы еще не знали лично мистера Крукса, эти легенды о нем нас весьма сму щали. Но в апреле 1884 года в его доме, в Лондоне, мы ему поставили, при многих свидетелях, а затем и когда мы были одни, этот прямой вопрос. Крукс отвечал прямо и не колеблясь, что в описанные им явления с медиумами он верит так же твердо, как и в свою «лучистую материю», которую он нам тогда показывал и объяснял; но что в посредничество духов он давно не верит, хотя одно время и был склонен к этому. — Так кто же была «Kati King»?— спро сили мы. — Не знаю; вероятнее всего, двойник мисс Ф. Кук (медиума),— отвечал он, до бавляя, что есть серьезная надежда, что физиология и биология скоро убедятся в существовании такого полуматериального двойника в человеке. На это нам опять весьма вероятно возра зят, что существование таких ученых, ко торые верят в двойников и даже в спири тизм, еще не доказывает реальности ни двойников, ни феноменов медиумов. Нам скажут, что в семье не без урода: что такие ученые составляют, наконец, меньшинство, а такие, что отрицают наповал все еще не доказанное современною наукой, находятся в громадном большинстве. Не станем спо рить. Заметим только, что вообще у нас по ка и умные люди имеются в виде весьма малого процента общей суммы не только человечества, но даже образованных клас сов. Меньшинство также ничего еще не доказывает. Большинство имеет лишь одно видимое преимущество над меньшинством: преимущество грубой, животной силы. Оно садится на меньшинство и старается разда вить его или, по крайней мере, заглушить его голос. Это мы видим всюду. Массы по клонников общественного мнения произво дят давление на тех, кто предпочитает ему истину. Королевское общество и академии давят ученых, которые осмеливаются пере ступить,— опять-таки во имя этой попран ной истины,— резко начертанный ими ру беж вокруг их узкой материалистической программы. Спириты силятся побить и даже уничтожить теософов... Все это в порядке вещей. Есть, конечно, много и умных лю дей, твердо верующих в личное присутствие душ умерших на спиритических сеансах; в облеченных материей «духов»; в их откро вения; в философию Аллана Кардека и даже в непогрешимость профессиональных, публичных медиумов. Оказывая должное * неблагосклонный к спиритам (франц.). уважение всякому личному верованию, все- таки мы не разделяем верований спиритов. Мы позволяем себе держаться, до поры до времени, собственных убеждений. Только время да помощь науки, когда она переме нит тактику, могут нам показать, кто из нас прав и кто ошибается. Убедясь окончательно, что такие автори тетные учреждения, как Королевское об щество и европейские академии наук, ни когда (по крайней мере, еще не скоро, не при нашей жизни) не окажут нам помощи; что большинство ученых решилось, кажет ся, изгнать на веки из своей среды все по добные психологические явления; что обо всем поверхностно судящая публика клей мит печатью грубого суеверия все то, чего она не понимает (многие, вероятно, стра шась понять); что наконец все они согла сятся называть истиной и фактом лишь соб ственные, почему-то ими принятые, заклю чения, хотя большинство научных теорий при каждом шаге вперед науки испокон ве ка лопались одна за другой; видя все это и убедясь, как тщетны наши усилия изме нить дух времени, мы и решились действо вать и искать объяснений сами. Два года мы собирали сведения и изу чали «колдовство» курумбов и более пяти лет подобные проявления той же силы в различных племенах Индии. Главным сове том общества был назначен комитет, и всякие меры были приняты против могуще го иметь место обмана. Наши сочлены, вы бранные из среды самых ярых скептиков, пришли единодушно к одному заключению: «Все, что рассказывают об этих племенах, основано на истинных фактах. За исключени ем, конечно, огромных преувеличений суе верной массы народа, эти факты неодно кратно были доказаны. Как, в силу какой способности тодды, курумбы, яннади и дру гие племена производят действие на людей, — мы не знаем, как и не беремся объяс нять. Мы только заявляем то, что сами ви дели». Так говорили наши сочлены, индусы, вос питанные в современном духе английской цивилизации, то есть материалисты в пол ном смысле слова и не верующие ни в соб ственных богов, ни в духов спиритов. Так говорим и мы, хотя имеем сильное подозре ние, равняющееся убеждению, что эта сила в нильгирийских колдунах есть наш старый знакомый: «психическая сила» д-ров Кар пентера и Крукса. Мы долго приглядыва лись к этому столикому Протею, овладе вавшему, бывало, и нами. Мы делали опы ты, столь же тщательные, серьезные, беспри страстные над собою, как и над другими. Мы пришли к заключению, что как перед д-рами Шарко, Круксом, Цэльнером, так и перед нашими глазами— в отношении к «колдунам» — действовала одна и та же сила; но что разнообразие ее проявлений зависит преимущественно от такого же раз нообразия человеческих организмов; затем от среды и обстановки, среди которых она проявляется; много от климатических ус ловий и, наконец, от умственного направле ния, так называемых, «медиумов». Продолжая говорить о «колдовстве» и опираться на свидетельство множества лиц, не одного семейства Морганов, конечно, я употребляю термин в его переносном смыс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2