Сибирские Огни № 002 - 1990
буйволам никогда не сравняться с буйвола ми тоддов, которые к тому же упорно от казываются одолжать свой скот для скре щения пород. Впрочем, благодаря климату, отсутствию мух, оводов и мошек, все поро ды буйволов и быков, а также и баранов, великолепны на этих горах и составляют исключение в Индии. Каждый клан, которых, как сказано, все го семь, разделяется на несколько больших семейств; каждое семейство, смотря по чис лу душ, имеет свой особенный домик, да же два или три домика в муррте, на не скольких пастбищах. Таким образом, каж дая семья имеет кров, на которое бы из пастбищ она ни перешла, а иногда и не сколько таких, одной ей принадлежащих, поселков с неизбежным тирири, храмом- буйволятником. До прихода англичан и прежде, чем они рассеялись, как чужерод ное растение, по всей поверхности Нильги- ри, тодды, удаляясь из одного муррта в дру гой, оставляли тирири пустыми, как и про чие здания. Но заметив любопытство и не скромность новых пришлецов, которые с первых дней своего насильственного втор жения старались проникнуть в их священ ные здания, тодды стали осторожнее. Они уже не доверяют, как доверяли прежде, и уходя оставляют при тирири священнодей ствующего «тералли»*, который ныне стал известен под именем поллола**, с его ассис тентом капиллолом и двумя буйволицами. «Целых сто девяносто семь поколений жили мы спокойно на наших горах,— жало вались тодды властям,— и ни один человек, кроме наших тераллиев, не осмеливался за носить ногу на трижды священный порог тирири. Буйволы гневаются... запретите бе лым братьям подходить к туэлю (священ ной ограде); не то беда будет, страшная беда!» И власти благоразумно запретили посе ленцам из долин, особенно любопытным и еще чаще нахальным англичанам и их мис сионерам, вторгаться в туаэлли и даже подходить к ним. Но они успокоились тогда только, когда двое из них были в разные времена убиты буйволами: подняты на их острые, огромные рога и буквально раздав лены до смерти под тяжелыми ногами. Это животное презирает даже тигра, который редко смеет меряться с ним. Так никто до сих пор и не узнал, какая тайна скрывается в комнате за буйволятни- ками. Даже миссионер Метц не успел раз решить загадки в тридцать лет общего со жительства. Описания и сведения по этой части майора Фрезера и других этнологов и писателей оказались теперь вполне фанта стическими. Майор «залез в комнату за буйволятником и нашел в этом, столь инте ресовавшем всех, храме грязную и совер шенно пустую комнату», по той простой причине, что участок, вместе со зданиями на нем, был уступлен тоддами городу за другое, более отдаленное пастбище, но го раздо обширнее. Все, что было в домиках и храме, было вынесено и здания предостав лены на слом. Кроме своих буйволов, тодды не занима ются никаким другим скотоводством или * Безбрачный аскет, отшельник. ** П о л л о л — хранитель, а к а п и л л о л — буквально «меньший хранитель». хозяйством. Они не держат ни коров, ни баранов, ни лошадей, ни коз, ни даже ка кой-либо птицы. Они не терпят кур, потому что «петухи беспокоят ночью и будят своим криком уставших буйволов», объяснил мне один старик. У тоддов, как уже сказано, нет даже собак, хотя и можно найти у каждого баддага в доме это полезное и даже необходимое в таких лесных трущобах жи вотное. Тодды не занимаются и теперь, как не занимались до прихода англичан, ника кою работой: не сеют и не жнут, и однако имеют, по-видимому, всего вдоволь, хотя денежными делами не обременяются и в деньгах толка вовсе не знают, за исключе нием немногих стариков. Женщины их очень красиво и оригинально вышивают края своих белых простынь, их единствен ный покров; но мужчины открыто презира ют всякую ручную или телесную работу. Вся их любовь, помышления и религиозные чувства сосредоточены на великолепных буйволах. Но их женщины не допускаются к ним; доение буйволиц и уход за ними принадлежит исключительно мужчинам. Через несколько дней после моего приез да, в сопровождении только дам и детей, мы отправились посетить муррти, милях в пяти от города. В этом поселке теперь жи ло несколько семейств тоддов и старик те ралли с целою свитой «священнодействую щих», как нам говорили. Я уже имела слу чай видеть нескольких тоддов, но не вида ла еще ни их женщин, ни обрядов с буйво лами. Мы ехали с намерением посмотреть, если будет дозволено, церемонию загона буйволов в хлев, о которой мне так много рассказывали и которую мне очень хотелось видеть. Было уже около пяти часов вечера, и солнце близилось к закату, когда мы оста новились у опушки леса и, выйдя из карет, пошли пешком к большой поляне. Тодды возились с буйволами и не обратили на нас внимания, даже когда мы подошли к ним довольно близко. Но буйволы заревели. Один из них, очевидно, главный, с серебря ными колокольчиками на огромных за крученных рогах, отделясь от стада, подо шел к самому краю дороги. Повернув к на шей группе высоко поднятую голову, он устремил на нас свои блестящие огненные глаза и громко замычал, словно спрашивая: кто мы такие... Говорят, что буйволы ленивы и глупы и что глаза их ничего не выражают. Я вполне разделяла это мнение, пока не познакоми лась с буйволами тоддов, и особенно с этим, словно заговаривающим с нами на своем языке, животным. У этого глаза го рели, словно два угля, и в его косвенном, беспокойном взгляде светилось положитель ное чувство как бы удивления и вместе с тем недоверия... — Не подходите к нему,— закричали мне спутники.— Это их вожак и самый священ ный изо всего стада!.. Он очень опасен... Но я и не думала подходить, а напротив, стала было ретироваться быстрее нежели подошла, когда юноша высокий и стройный, словно Гермес среди быков Юпитера, очу тился одним прыжком между буйволом и нами. Сложив руки и нагнувшись перед «священною» мордой, он быстро наклонил ся к уху животного и стал шептать вполго лоса никому непонятные слова. Тогда про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2