Сибирские Огни № 002 - 1990
Такие жилища построены недалеко одно от другого, и между ними, отличаясь от прочих величиной и более тщательною по стройкой, всегда красуется тирири — «свя щенный буйволятник». В нем за первою «комнатой», служащею ночным приютом для буйволов и особенно для буйволиц, комнатой огромных размеров, выстроена всегда другая комната. Эта комната, где царствует вечный мрак, потому что она не имеет ни окон, ни дверей, а единственный в нее вход, просто дыра в квадратный аршин, не более,— это и есть, по-видимому, храм тоддов; их Sancta Sanctorum*, где соверша ются никому неизвестные таинственные об ряды. Даже вышесказанная дыра строится в самом темном углу, уже без того темного хлева, там, где желающим забраться в святилище пришлось бы долго искать этого входа. Туда не может вступить ни одна женщина, как и никто из женатых тоддов, то есть никто из класса мирян или кутов. Одни тералли «священнодействующие» имеют свободный доступ во внутренний ти рири. Само здание всегда окружено довольно высокою каменною оградой, внутри которой двор, или туэль, тоже считается священным. Постройки, сгруппированные вокруг тири ри, издали напоминают своею формой ки битки киргизов. Но они все каменные и смазаны крепчайшим цементом. Здания име ют обыкновенно от 12 до 15 футов в длину и от 8 до 10 в ширину, имея высоты от зем ли до края пирамидальной крыши не более 10 футов. Тодды не живут днем в этих зданиях: они только ночуют в них. Невзирая ни на ка кую погоду, в самую вьюгу муссонов и под проливным дождем, можно видеть их си дящих группами или же расхаживающих парами. Тотчас после солнечного заката они влезают в крошечные отверстия своих миниатюрных пирамид. Одна огромная фигура за другою начинает исчезать в них; после чего, задвинув изнутри отверстие толстейшею деревянною ставней, очень замысловато движущеюся на стержне и запирающеюся посредством крепкого засо ва и двух выбоин в стене, тодд уже не пока зывается до утра. Его нельзя ни видеть, ни выманить из жилища после солнечного за ката. Тодды разделены «а семь кланов или ро дов; в каждом клане считается сотня муж чин и дюжины две женщин. По собственно му их уверению, эта численность не изменя ется да и не может измениться, существуя уже с первой эпохи их поселения на горах. Статистика подтверждает это за последние пятьдесят лет. По мнению англичан, этот странный факт неизменности в цифре их рождений и смертности, как бы замкнув ший число тоддов в семь сотен на много веков, следует приписать полиандрии: у тоддов одна жена на всех братьев одной семьи, будь их дюжина'. Значительное меньшинство женского пола в ежегодных рождениях приписывалось сначала весьма распространенному между племенами Индии детоубийству. Но это ни когда не было доказано. Несмотря на все принимаемые меры и неутомимое согляда тайство, несмотря даже на обещанную на• святая святых (лат.) граду за донос со стороны англичан, поче му-то сгорающих желанием поймать и ули чить тоддов в противузаконном деянии, до сего дня невозможно было выследить ни одного такого случая. Тодды только презри тельно улыбаются на все подозрения. ■— Зачем нам убивать маленьких мате рей?— говорят они.— Если б они не были нам нужны, мы бы и не имели их. Мы зна ем, сколько нам необходимо мужчин и сколько матерей, и лишнего мы не станем иметь. Этот странный аргумент заставляет ста тистика и географа Торна, в его книге о Нильгцри, писать с каким-то озлоблением. «Эти дикари, идиоты... Они смеются над нами!..»— заявляет он, сам не замечая, что приписывает идиотам способность так лов ко мистифицировать высшую интеллекту альную расу. Но люди, давно знакомые с тоддами, изу чавшие их самих и быт их годами, думают, что тодды дают свое показание серьезно, и глубоко верят в заявленный факт. Они идут еще далее и открыто делают предпо ложение, что тодды, как и многие другие племена, живущие, так сказать, в лоне при роды, владеют гораздо большим числом тайн природы, а поэтому знакомы и с практическою физиологией лучше, нежели наши ученые врачи. Люди эти вполне уве рены, что, ссылаясь на бесполезность при бегать к преступлению детоубийства, когда число «матерей» их племени находится в их распоряжении, тодды говорят одну правду, хотя их Modus operandi* в этом темном фи зиологическом вопросе и составляет для всех необъяснимую тайну. На языке тоддов слова «женщина», «де вочка» или «девушка» не существуют. Поня тие о нашем поле у них неразрывно связа но с понятием о материнстве. Поэтому у них и нет для них другого названия, на ка ком бы языке они ни выражались. Говорят ли они о старухе или о годовалой девочке, тодды ее всегда называют «матерью», употребляя лишь такие прилагательные для ясности изложения, как «старая», «моло дая» или «маленькая». — Наши буйволы, — иногда замечают они,— определили раз и навсегда число на ших людей: от них зависит и число мате рей. Тодды никогда долго не заживаются яа одном муррте, а переходят из одного в другой, по мере истребления буйволами подножного корма. Благодаря почве и изо билию растительности на горах, этот корм не имеет себе подобного в Индии. Поэтому, вероятно, их буйволы и превышают величи ной и силой все встречаемые в других ча стях не только страны, но и всего мира по роды. Но опять и в этом даже проявляется нечто загадочное. Есть и у баддагов, и у плантаторов буйволы, которые пользуются таким же хорошим кормом; почему же, спрашивается, эти буйволы гораздо менее ростом и слабее, чем тот же скот в «свя щенных стадах» тоддов? Их животные бук вально гигантской величины; словно это по следние остатки допотопных прародителей. Всем известно, что, невзирая на все улуч шения породы, старания собственников- плантаторов не увенчались успехом: их * образ действия (лат.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2