Сибирские Огни № 002 - 1990

Такие жилища построены недалеко одно от другого, и между ними, отличаясь от прочих величиной и более тщательною по­ стройкой, всегда красуется тирири — «свя­ щенный буйволятник». В нем за первою «комнатой», служащею ночным приютом для буйволов и особенно для буйволиц, комнатой огромных размеров, выстроена всегда другая комната. Эта комната, где царствует вечный мрак, потому что она не имеет ни окон, ни дверей, а единственный в нее вход, просто дыра в квадратный аршин, не более,— это и есть, по-видимому, храм тоддов; их Sancta Sanctorum*, где соверша­ ются никому неизвестные таинственные об­ ряды. Даже вышесказанная дыра строится в самом темном углу, уже без того темного хлева, там, где желающим забраться в святилище пришлось бы долго искать этого входа. Туда не может вступить ни одна женщина, как и никто из женатых тоддов, то есть никто из класса мирян или кутов. Одни тералли «священнодействующие» имеют свободный доступ во внутренний ти­ рири. Само здание всегда окружено довольно высокою каменною оградой, внутри которой двор, или туэль, тоже считается священным. Постройки, сгруппированные вокруг тири­ ри, издали напоминают своею формой ки­ битки киргизов. Но они все каменные и смазаны крепчайшим цементом. Здания име­ ют обыкновенно от 12 до 15 футов в длину и от 8 до 10 в ширину, имея высоты от зем­ ли до края пирамидальной крыши не более 10 футов. Тодды не живут днем в этих зданиях: они только ночуют в них. Невзирая ни на ка­ кую погоду, в самую вьюгу муссонов и под проливным дождем, можно видеть их си­ дящих группами или же расхаживающих парами. Тотчас после солнечного заката они влезают в крошечные отверстия своих миниатюрных пирамид. Одна огромная фигура за другою начинает исчезать в них; после чего, задвинув изнутри отверстие толстейшею деревянною ставней, очень замысловато движущеюся на стержне и запирающеюся посредством крепкого засо­ ва и двух выбоин в стене, тодд уже не пока­ зывается до утра. Его нельзя ни видеть, ни выманить из жилища после солнечного за­ ката. Тодды разделены «а семь кланов или ро­ дов; в каждом клане считается сотня муж­ чин и дюжины две женщин. По собственно­ му их уверению, эта численность не изменя­ ется да и не может измениться, существуя уже с первой эпохи их поселения на горах. Статистика подтверждает это за последние пятьдесят лет. По мнению англичан, этот странный факт неизменности в цифре их рождений и смертности, как бы замкнув­ ший число тоддов в семь сотен на много веков, следует приписать полиандрии: у тоддов одна жена на всех братьев одной семьи, будь их дюжина'. Значительное меньшинство женского пола в ежегодных рождениях приписывалось сначала весьма распространенному между племенами Индии детоубийству. Но это ни­ когда не было доказано. Несмотря на все принимаемые меры и неутомимое согляда­ тайство, несмотря даже на обещанную на• святая святых (лат.) граду за донос со стороны англичан, поче­ му-то сгорающих желанием поймать и ули­ чить тоддов в противузаконном деянии, до сего дня невозможно было выследить ни одного такого случая. Тодды только презри­ тельно улыбаются на все подозрения. ■— Зачем нам убивать маленьких мате­ рей?— говорят они.— Если б они не были нам нужны, мы бы и не имели их. Мы зна­ ем, сколько нам необходимо мужчин и сколько матерей, и лишнего мы не станем иметь. Этот странный аргумент заставляет ста­ тистика и географа Торна, в его книге о Нильгцри, писать с каким-то озлоблением. «Эти дикари, идиоты... Они смеются над нами!..»— заявляет он, сам не замечая, что приписывает идиотам способность так лов­ ко мистифицировать высшую интеллекту­ альную расу. Но люди, давно знакомые с тоддами, изу­ чавшие их самих и быт их годами, думают, что тодды дают свое показание серьезно, и глубоко верят в заявленный факт. Они идут еще далее и открыто делают предпо­ ложение, что тодды, как и многие другие племена, живущие, так сказать, в лоне при­ роды, владеют гораздо большим числом тайн природы, а поэтому знакомы и с практическою физиологией лучше, нежели наши ученые врачи. Люди эти вполне уве­ рены, что, ссылаясь на бесполезность при­ бегать к преступлению детоубийства, когда число «матерей» их племени находится в их распоряжении, тодды говорят одну правду, хотя их Modus operandi* в этом темном фи­ зиологическом вопросе и составляет для всех необъяснимую тайну. На языке тоддов слова «женщина», «де­ вочка» или «девушка» не существуют. Поня­ тие о нашем поле у них неразрывно связа­ но с понятием о материнстве. Поэтому у них и нет для них другого названия, на ка­ ком бы языке они ни выражались. Говорят ли они о старухе или о годовалой девочке, тодды ее всегда называют «матерью», употребляя лишь такие прилагательные для ясности изложения, как «старая», «моло­ дая» или «маленькая». — Наши буйволы, — иногда замечают они,— определили раз и навсегда число на­ ших людей: от них зависит и число мате­ рей. Тодды никогда долго не заживаются яа одном муррте, а переходят из одного в другой, по мере истребления буйволами подножного корма. Благодаря почве и изо­ билию растительности на горах, этот корм не имеет себе подобного в Индии. Поэтому, вероятно, их буйволы и превышают величи­ ной и силой все встречаемые в других ча­ стях не только страны, но и всего мира по­ роды. Но опять и в этом даже проявляется нечто загадочное. Есть и у баддагов, и у плантаторов буйволы, которые пользуются таким же хорошим кормом; почему же, спрашивается, эти буйволы гораздо менее ростом и слабее, чем тот же скот в «свя­ щенных стадах» тоддов? Их животные бук­ вально гигантской величины; словно это по­ следние остатки допотопных прародителей. Всем известно, что, невзирая на все улуч­ шения породы, старания собственников- плантаторов не увенчались успехом: их * образ действия (лат.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2