Сибирские Огни № 002 - 1990
жизнь, обычаи, обряды и верования их, то это мы: жена, я и старший сын, который, служа здесь коллектором, постоянно имеет с ними дело. Поэтому, основываясь на неод нократно доказанных на суде фактах, гово рю прямо: тодды и курумбы действительно и бесспорно владеют какою-то силой, одаре ны могуществом, о котором наши мудрецы не имеют понятия... Если б я был суеверным человеком, то разрешил бы эту задачу весьма просто. Я сказал бы, например, как говорят наши миссионеры: муллу-курумбы — исчадия ада и родились прямо от дьяво ла. Тодды же, хотя и язычники, но составля ют им противоядие; они, видимо, посланное Богом орудие для ослабления власти и коз ней курумбов. Но, не веря в дьявола, я уже давно пришел к другого рода убеждению: не следует отрицать в человеке и в приро де всех тех сил, которых мы не понимаем. Затем, если наша заносчивая наука нера зумно отвергает их, то это лишь вследствие того, что не умеет объяснить их и классифи цировать. Слишком много доводилось мне видеть примеров, прямо доказывающих су ществование и присутствие такой, неизвест ной нам, силы, чтобы не порицать скепти цизма в этом отношении даже самой науки! То, что видал и слыхал среди тоддов и ку румбов мой уважаемый друг и хозяин, могло бы наполнить целые томы. Приведу пока один случай. За него ручаются как генерал, так и жена его и все семейство. Этот рас сказ показывает, как глубоко эти образо ванные люди верят в колдовство и дьяволь скую силу муллу-курумбов. «Живя в продолжение долгих лет на Нильгири,— пишет мистрисс Морган в своей книге «Колдовство на Нильгири»,— окру женная сотнями разноплеменных туземцев, которых я нанимала работать на наших плантациях, и хорошо знакомая с их язы ком, я имела случай наблюдать годами их быт и обычаи. Я знаю, как часто они прибе гают к демонологии и колдовству между со бою, особенно курумбы. Это племя разделя ется на три ветви. Первая, просто курумбы, оседлые жители лесов, которые часто нани маются в рабочие; вторая, тены-курумбы (от слова тейн, мед), живущие медом и ко реньями, и третьи — муллу-курумбы. Эти встречаются чаще тенов-курумбов в цивили зованных частях гор, то есть в европейских поселках, и их очень много в лесах вдоль Виньяда. Они употребляют лук и стрелы и любят охотиться на слонов и тигров. В на роде существует поверье, часто доказанное на деле, что муллу-курумбы (как и тодды) имеют власть надо всеми дикими зверями, особенно над слонами и тиграми, и могут даже принимать образы этих зверей, при случае. Посредством ликантропии (оборот- ничества) они совершают безнаказанно мно го преступлений. Они очень мстительны и злы. Другие курумбы постоянно прибегают к их помощи... Если туземец желает ото мстить врагу, он отправляется к муллу-ку- румбу... Несколько времени тому назад, между ра бочими на моей Уттакамандской плантации находилась целая артель баддагов, человек тридцать молодых, здоровых людей, кото рые все до одного выросли в нашем по местье, где работали до них и отцы их и матери. Вдруг, безо всякой видимой причи ны, началась убыль в их рядах. Я стала за мечать почти ежедневно отсутствие то одно го, то другого работника. По справкам всегда оказывалось, что отсутствующий вне запно занемогал, а затем, вскоре и умирал. В один из базарных дней я встретила мо- негара (старосту) деревни, к которой при надлежала моя артель рабочих. Увидав ме ня, он остановился и подошел ко мне с по клонами. — Мать,— сказал он мне,— я печален и попал в большую беду! — и тут же запла кал. — Что такое случилось? Говори скорее... — Все мои парни умирают один за дру гим, и я не в состоянии ни помочь им, ни остановить наваждения... Их убивают ку румбы!.. Я поняла и спросила о причине такого с их стороны озлобления. — Все денег более и более хотят... Мы им отдаем почти все, что сами зарабатываем. Но они все недовольны. Прошлою зимой го ворю им, что денег у нас более нет, не могу больше дать, а они нам в ответ: «Ладно... как знаете... а мы свое получим!..» Если они так отвечают, то мы знаем наперед, что это значит. Эти слова влекут за собою немину емо смерть нескольких людей из нашей ар тели... Ночью, когда все кругом нас спит, мы вдруг все просыпаемся разом и видим, что между нами стоит курумба. Наша артель ведь спит вся вместе, в одном большом са рае... — Так зачем же вы не запираете двери покрепче, на засовы? — спросила я старо сту. — Запираем; да какая может быть польза в засовах? Запирайте сколько хотите, а ку румба пройдет куда угодно, хоть через ка менные стены... Смотришь, проснувшись в страхе, а уже он тут, среди наших: стоит и разглядывает каждого. Подымет так палец и уткнет его то в одного, то в другого, в Маду, в Куриру, в Джоги... (имена трех по следних жертв)... сам не открывает рта, молчит, а только указывает, а затем вдруг и след его простыл! Через несколько дней те, в кого он потыкал пальцем, заболевают, на чинают гореть, животы у них пухнут горой, и на третий день, а то на тринадцатый, они умирают. Так померло у меня, за последние несколько месяцев, восемнадцать молодых людей из тридцати... Вот нас и осталось все го горсточка!.. И он горько заплакал. — Но почему же вы не принесете жалобы правительству?— спросила я. — Да разве саабы поверят? Кто же мо жет поймать муллу-курумбу? — Так дайте этим ужасным карликам то, что они требуют, двести рупий, и пусть они обещают оставить хоть остальных в покое... — Да, надо будет так сделать,— сказал он со вздохом. И, поклонившись, ушел...» Этот пример есть один из многих, приво димых госпожею Морган, женщиной умною и вполне серьезною. Она показывает на глядно, что веру в колдовство разделяют с «суеверными» туземцами даже многие анг личане. — Я живу между этими народами более сорока лет,— говорила мне часто генераль ша.-— Я наблюдала за ними тщательно и долго. Было время, когда и я не верила в эту силу, называя ее абсурдом... Но, раз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2