Сибирские Огни № 002 - 1990

жизнь, обычаи, обряды и верования их, то это мы: жена, я и старший сын, который, служа здесь коллектором, постоянно имеет с ними дело. Поэтому, основываясь на неод­ нократно доказанных на суде фактах, гово­ рю прямо: тодды и курумбы действительно и бесспорно владеют какою-то силой, одаре­ ны могуществом, о котором наши мудрецы не имеют понятия... Если б я был суеверным человеком, то разрешил бы эту задачу весьма просто. Я сказал бы, например, как говорят наши миссионеры: муллу-курумбы — исчадия ада и родились прямо от дьяво­ ла. Тодды же, хотя и язычники, но составля­ ют им противоядие; они, видимо, посланное Богом орудие для ослабления власти и коз­ ней курумбов. Но, не веря в дьявола, я уже давно пришел к другого рода убеждению: не следует отрицать в человеке и в приро­ де всех тех сил, которых мы не понимаем. Затем, если наша заносчивая наука нера­ зумно отвергает их, то это лишь вследствие того, что не умеет объяснить их и классифи­ цировать. Слишком много доводилось мне видеть примеров, прямо доказывающих су­ ществование и присутствие такой, неизвест­ ной нам, силы, чтобы не порицать скепти­ цизма в этом отношении даже самой науки! То, что видал и слыхал среди тоддов и ку­ румбов мой уважаемый друг и хозяин, могло бы наполнить целые томы. Приведу пока один случай. За него ручаются как генерал, так и жена его и все семейство. Этот рас­ сказ показывает, как глубоко эти образо­ ванные люди верят в колдовство и дьяволь­ скую силу муллу-курумбов. «Живя в продолжение долгих лет на Нильгири,— пишет мистрисс Морган в своей книге «Колдовство на Нильгири»,— окру­ женная сотнями разноплеменных туземцев, которых я нанимала работать на наших плантациях, и хорошо знакомая с их язы­ ком, я имела случай наблюдать годами их быт и обычаи. Я знаю, как часто они прибе­ гают к демонологии и колдовству между со­ бою, особенно курумбы. Это племя разделя­ ется на три ветви. Первая, просто курумбы, оседлые жители лесов, которые часто нани­ маются в рабочие; вторая, тены-курумбы (от слова тейн, мед), живущие медом и ко­ реньями, и третьи — муллу-курумбы. Эти встречаются чаще тенов-курумбов в цивили­ зованных частях гор, то есть в европейских поселках, и их очень много в лесах вдоль Виньяда. Они употребляют лук и стрелы и любят охотиться на слонов и тигров. В на­ роде существует поверье, часто доказанное на деле, что муллу-курумбы (как и тодды) имеют власть надо всеми дикими зверями, особенно над слонами и тиграми, и могут даже принимать образы этих зверей, при случае. Посредством ликантропии (оборот- ничества) они совершают безнаказанно мно­ го преступлений. Они очень мстительны и злы. Другие курумбы постоянно прибегают к их помощи... Если туземец желает ото­ мстить врагу, он отправляется к муллу-ку- румбу... Несколько времени тому назад, между ра­ бочими на моей Уттакамандской плантации находилась целая артель баддагов, человек тридцать молодых, здоровых людей, кото­ рые все до одного выросли в нашем по­ местье, где работали до них и отцы их и матери. Вдруг, безо всякой видимой причи­ ны, началась убыль в их рядах. Я стала за­ мечать почти ежедневно отсутствие то одно­ го, то другого работника. По справкам всегда оказывалось, что отсутствующий вне­ запно занемогал, а затем, вскоре и умирал. В один из базарных дней я встретила мо- негара (старосту) деревни, к которой при­ надлежала моя артель рабочих. Увидав ме­ ня, он остановился и подошел ко мне с по­ клонами. — Мать,— сказал он мне,— я печален и попал в большую беду! — и тут же запла­ кал. — Что такое случилось? Говори скорее... — Все мои парни умирают один за дру­ гим, и я не в состоянии ни помочь им, ни остановить наваждения... Их убивают ку­ румбы!.. Я поняла и спросила о причине такого с их стороны озлобления. — Все денег более и более хотят... Мы им отдаем почти все, что сами зарабатываем. Но они все недовольны. Прошлою зимой го­ ворю им, что денег у нас более нет, не могу больше дать, а они нам в ответ: «Ладно... как знаете... а мы свое получим!..» Если они так отвечают, то мы знаем наперед, что это значит. Эти слова влекут за собою немину­ емо смерть нескольких людей из нашей ар­ тели... Ночью, когда все кругом нас спит, мы вдруг все просыпаемся разом и видим, что между нами стоит курумба. Наша артель ведь спит вся вместе, в одном большом са­ рае... — Так зачем же вы не запираете двери покрепче, на засовы? — спросила я старо­ сту. — Запираем; да какая может быть польза в засовах? Запирайте сколько хотите, а ку­ румба пройдет куда угодно, хоть через ка­ менные стены... Смотришь, проснувшись в страхе, а уже он тут, среди наших: стоит и разглядывает каждого. Подымет так палец и уткнет его то в одного, то в другого, в Маду, в Куриру, в Джоги... (имена трех по­ следних жертв)... сам не открывает рта, молчит, а только указывает, а затем вдруг и след его простыл! Через несколько дней те, в кого он потыкал пальцем, заболевают, на­ чинают гореть, животы у них пухнут горой, и на третий день, а то на тринадцатый, они умирают. Так померло у меня, за последние несколько месяцев, восемнадцать молодых людей из тридцати... Вот нас и осталось все­ го горсточка!.. И он горько заплакал. — Но почему же вы не принесете жалобы правительству?— спросила я. — Да разве саабы поверят? Кто же мо­ жет поймать муллу-курумбу? — Так дайте этим ужасным карликам то, что они требуют, двести рупий, и пусть они обещают оставить хоть остальных в покое... — Да, надо будет так сделать,— сказал он со вздохом. И, поклонившись, ушел...» Этот пример есть один из многих, приво­ димых госпожею Морган, женщиной умною и вполне серьезною. Она показывает на­ глядно, что веру в колдовство разделяют с «суеверными» туземцами даже многие анг­ личане. — Я живу между этими народами более сорока лет,— говорила мне часто генераль­ ша.-— Я наблюдала за ними тщательно и долго. Было время, когда и я не верила в эту силу, называя ее абсурдом... Но, раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2