Сибирские Огни № 002 - 1990

я дрожала под перинами и у меня всю ночь топился камин. В продолжение почти трех месяцев, до конца октября, я работала над приобрете­ нием новых сведений о тоддах и курумбах. Я ездила на кочевки к первым и узнала почти всех старшин этих двух необычайных племен. Мистрисс Морган и ее дочери, ко­ торые все родились на этих горах и говорят на языке баддагов, как и на тамильском, много мне помогали и старались обога­ щать ежедневно наш запас фактов. Все, что я узнала от них лично и от других, а также и подчеркнутое из доставленных мной рукописей, собрано мною здесь. Отдаю эти факты на рассмотрение читателей. Можно побиться об заклад, что не най­ дется на всем земном шаре другого племени, подобного тоддам. Где же и когда, спраши­ вается, бывало племя, о котором самые близкие его соседи, например, баддаги, або­ ригены одной страны с тоддами и даже сов­ местные с ними обитатели небольшого уголка земли в горах, также мало знали бы и не могли бы ничего более о нем сказать, как и майсурцы или дравиды отдаленных берегов Индийского Океана! Эти «соседи» никогда и не слыхали о существовании тод- дов до дня их открытия, шестьдесят лет на­ зад. Баддаги, ныне почему-то называемые бюргерами, не только не в состоянии дать каких бы то ни было сведений о прошлом тоддов до собственного прихода в горы, но даже не понимают и языка своих сюзере­ нов: тех, кого они почтительно величают «владетелями гор»! Со дня своего переселе­ ния в горы баддаги, о которых еще много речи впереди, стали, как уже сказано, пасти многочисленные стада тоддских буйволов, работать на тоддов, служить им добро­ вольно и безвозмездно, и с первого же дня, по собственному признанию, стали молить­ ся на мощных тоддов, взирая на них, как на высшие небесные существа. На все воп­ росы англичан они отвечали с убеждением: «тодды — дивы, посланные Брамой на зем­ лю боги», да так и стоят на этом заявлении. Рассказ о неожиданном открытии этого и других, доселе совсем неизвестных в Индии племен, как и самой страны внутри «Голу­ бых Гор» над Кунмбатуром, читается слов­ но волшебная сказка. Эта находка была не­ когда для Мадраса тем же, чем открытие Америки было для Старого Света: она про­ извела не менее волнения в народах Англо- Индии. Ни европейцы, ни даже туземцы и не подозревали в начале нашего столетия, что над самыми, так сказать, головами их раскаленных городов и сел находится такая страна; что на несколько всего тысяч футов выше их пекла стоит истинная Швейцария, с ровным, прохладным климатом, с совер­ шенно отличною от других стран приро­ дой и своеобразными флорою и фауною, с совершенно во всем отличным от других народов племенем! Из многих прочтенных нами вышедших за последнее полустолетие сочинений, касательно Нильгири и тоддов, мы еще не встречали ни одного, которое не начиналось и не кончалось бы вопросом: «Кто такие могут быть эти тодды?» Откуда взялись они в самом деле? Из ка­ ких стран пришли эти великаны, настоящие «Бробдигнаги» Гулливерова царства гиган­ тов? С которой из засохших, давно вымер­ ших и испепелившихся ветвей человечества сорвался и упал в «Голубые Горы» этот странный, никем незнаемый плод? Поло­ жим, что для туземцев, вообще, а для суе­ верных подгорных малабарцев и майсурцев — в частности, тодды суть прямые потомки див, богов этих прелестных гор, которым они, как древние критяне своим таинствен­ ным «Кабирам», поклоняются, не спрашивая об их происхождении. Но проживающим в Южной Индии европейцам тодды решитель­ но представляются необъяснимым явлением, вопросительным знаком, на который невоз­ можно получить ответа. О них, как выше показано, совещались, спорили, составляли самые невозможные, дикие гипотезы, пока, наконец, несколько лет тому назад их не предали, как обыкновенно предают темные вопросы, воле Божией. А теперь, когда ан­ гличане прожили с ними бок о бок более со­ рока лет, разузнав о них все, что только возможно было узнать, то есть нечто рав­ няющееся нулю, теперь мадрасские власти немного успокоились и переменили тактику. «Никакой тайны за тоддами не полагается, оттого и разрешить никто ее не мог,— заго­ ворили они теперь.— Ничего в них нет и не было загадочного... Люди как люди. Даже их, на первый взгляд непонятное, влияние на баддагов и курумбов объясняется весьма просто: суеверным страхом невежественных аборигенов и уродливых карликов перед фи­ зическою красотой и ростом, перед нравст­ венною мощью другого племени». Резюме: «тодды — весьма красивые, хотя и грязные, дикари, без религии, как и без сознательно­ го прошлого. Они просто — не помнящее родства племя, полуживотные, как впрочем и все туземцы Индии...» и т. д., и т. д. Зато все служащие, землевладельцы, плантаторы, весь тот люд, словом, который поселился и живет уже годами в Утта- каманде, Коттагири и других поселках и го­ родках на скатах Нильгири, относится к воп­ росу немного иначе. Оседлые жители выра­ ставших как по волшебству в тридцатых годах санитариумов* в «Голубых Горах» знают многое, чего еще и не снилось анг­ лийским новоприезжим чиновникам, но бла­ горазумно молчат. Кому охота служить по­ смешищем для других? Но есть и такие, что не боятся говорить открыто и громко изве­ стное за правду. Между последними назову пригласившее меня семейство, не покидавшее Уттакаман- да уже более сорока лет. Это семейство, на­ чиная самим заслуженным генералом Роде­ сом Е. Морганом и его милою и образован­ ною женой и кончая восемью замужними дочерьми и женатыми сыновьями, имеет свой особый, давно уже установившийся, взгляд на тоддов, как и на курумбов, осо­ бенно на последних. — Жена и я,— часто говаривал нам поч­ тенный английский генерал,— состарились на этих холмах. Мы так же, как и дети на­ ши, говорим на языке баддагов и понимаем диалекты других местных племен. Баддаги и курумбы у нас работают на плантации сотнями. Они привыкли к нам и любят нас, смотрят на нас как на своих, как на самых верных друзей и защитников их. Стало быть, если кто знает их самих, домашнюю * Так англичане называют все городки на горах Индии, как Симла, Дарджилинг, Миссури и пр„ куда посылают офицеров и солдат лечиться. £ Сибирские огни № 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2