Сибирские Огни № 002 - 1990
я дрожала под перинами и у меня всю ночь топился камин. В продолжение почти трех месяцев, до конца октября, я работала над приобрете нием новых сведений о тоддах и курумбах. Я ездила на кочевки к первым и узнала почти всех старшин этих двух необычайных племен. Мистрисс Морган и ее дочери, ко торые все родились на этих горах и говорят на языке баддагов, как и на тамильском, много мне помогали и старались обога щать ежедневно наш запас фактов. Все, что я узнала от них лично и от других, а также и подчеркнутое из доставленных мной рукописей, собрано мною здесь. Отдаю эти факты на рассмотрение читателей. Можно побиться об заклад, что не най дется на всем земном шаре другого племени, подобного тоддам. Где же и когда, спраши вается, бывало племя, о котором самые близкие его соседи, например, баддаги, або ригены одной страны с тоддами и даже сов местные с ними обитатели небольшого уголка земли в горах, также мало знали бы и не могли бы ничего более о нем сказать, как и майсурцы или дравиды отдаленных берегов Индийского Океана! Эти «соседи» никогда и не слыхали о существовании тод- дов до дня их открытия, шестьдесят лет на зад. Баддаги, ныне почему-то называемые бюргерами, не только не в состоянии дать каких бы то ни было сведений о прошлом тоддов до собственного прихода в горы, но даже не понимают и языка своих сюзере нов: тех, кого они почтительно величают «владетелями гор»! Со дня своего переселе ния в горы баддаги, о которых еще много речи впереди, стали, как уже сказано, пасти многочисленные стада тоддских буйволов, работать на тоддов, служить им добро вольно и безвозмездно, и с первого же дня, по собственному признанию, стали молить ся на мощных тоддов, взирая на них, как на высшие небесные существа. На все воп росы англичан они отвечали с убеждением: «тодды — дивы, посланные Брамой на зем лю боги», да так и стоят на этом заявлении. Рассказ о неожиданном открытии этого и других, доселе совсем неизвестных в Индии племен, как и самой страны внутри «Голу бых Гор» над Кунмбатуром, читается слов но волшебная сказка. Эта находка была не когда для Мадраса тем же, чем открытие Америки было для Старого Света: она про извела не менее волнения в народах Англо- Индии. Ни европейцы, ни даже туземцы и не подозревали в начале нашего столетия, что над самыми, так сказать, головами их раскаленных городов и сел находится такая страна; что на несколько всего тысяч футов выше их пекла стоит истинная Швейцария, с ровным, прохладным климатом, с совер шенно отличною от других стран приро дой и своеобразными флорою и фауною, с совершенно во всем отличным от других народов племенем! Из многих прочтенных нами вышедших за последнее полустолетие сочинений, касательно Нильгири и тоддов, мы еще не встречали ни одного, которое не начиналось и не кончалось бы вопросом: «Кто такие могут быть эти тодды?» Откуда взялись они в самом деле? Из ка ких стран пришли эти великаны, настоящие «Бробдигнаги» Гулливерова царства гиган тов? С которой из засохших, давно вымер ших и испепелившихся ветвей человечества сорвался и упал в «Голубые Горы» этот странный, никем незнаемый плод? Поло жим, что для туземцев, вообще, а для суе верных подгорных малабарцев и майсурцев — в частности, тодды суть прямые потомки див, богов этих прелестных гор, которым они, как древние критяне своим таинствен ным «Кабирам», поклоняются, не спрашивая об их происхождении. Но проживающим в Южной Индии европейцам тодды решитель но представляются необъяснимым явлением, вопросительным знаком, на который невоз можно получить ответа. О них, как выше показано, совещались, спорили, составляли самые невозможные, дикие гипотезы, пока, наконец, несколько лет тому назад их не предали, как обыкновенно предают темные вопросы, воле Божией. А теперь, когда ан гличане прожили с ними бок о бок более со рока лет, разузнав о них все, что только возможно было узнать, то есть нечто рав няющееся нулю, теперь мадрасские власти немного успокоились и переменили тактику. «Никакой тайны за тоддами не полагается, оттого и разрешить никто ее не мог,— заго ворили они теперь.— Ничего в них нет и не было загадочного... Люди как люди. Даже их, на первый взгляд непонятное, влияние на баддагов и курумбов объясняется весьма просто: суеверным страхом невежественных аборигенов и уродливых карликов перед фи зическою красотой и ростом, перед нравст венною мощью другого племени». Резюме: «тодды — весьма красивые, хотя и грязные, дикари, без религии, как и без сознательно го прошлого. Они просто — не помнящее родства племя, полуживотные, как впрочем и все туземцы Индии...» и т. д., и т. д. Зато все служащие, землевладельцы, плантаторы, весь тот люд, словом, который поселился и живет уже годами в Утта- каманде, Коттагири и других поселках и го родках на скатах Нильгири, относится к воп росу немного иначе. Оседлые жители выра ставших как по волшебству в тридцатых годах санитариумов* в «Голубых Горах» знают многое, чего еще и не снилось анг лийским новоприезжим чиновникам, но бла горазумно молчат. Кому охота служить по смешищем для других? Но есть и такие, что не боятся говорить открыто и громко изве стное за правду. Между последними назову пригласившее меня семейство, не покидавшее Уттакаман- да уже более сорока лет. Это семейство, на чиная самим заслуженным генералом Роде сом Е. Морганом и его милою и образован ною женой и кончая восемью замужними дочерьми и женатыми сыновьями, имеет свой особый, давно уже установившийся, взгляд на тоддов, как и на курумбов, осо бенно на последних. — Жена и я,— часто говаривал нам поч тенный английский генерал,— состарились на этих холмах. Мы так же, как и дети на ши, говорим на языке баддагов и понимаем диалекты других местных племен. Баддаги и курумбы у нас работают на плантации сотнями. Они привыкли к нам и любят нас, смотрят на нас как на своих, как на самых верных друзей и защитников их. Стало быть, если кто знает их самих, домашнюю * Так англичане называют все городки на горах Индии, как Симла, Дарджилинг, Миссури и пр„ куда посылают офицеров и солдат лечиться. £ Сибирские огни № 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2