Сибирские Огни № 002 - 1990

нируйте, я вам пять раз говорю: его нету». К счастью, Иван припомнил, как к таким секретаршам следует обращаться: «Твой бу­ гор в яме?» Отвлеклась и выпалила: «Поне­ дельник, среда — с девяти до одиннадцати. Тупой?» Далее ничего слушать не стала. Формализм и наглость — ее принципы, если ее не развеселят «чем-либо», ведь ей тошно от безделья и скуки. Иван развеселил, но и накричал. Сопровождающий черт поспешил провести Ивана к Мудрецу с предупрежде­ нием: «Не вздумай только вылетать со сво. ими предисловиями. Поддакивай, и все». Такой подход, как известно, часто сраба­ тывал без осечки. Это был «маленький, беленький старичок», он суетился, бегал по кабинету, рвал и ме­ тал по пустякам, разрешал то, что и без не­ го совершится, например, извержение вул­ кана; объяснял то, что объяснений не тре­ бует. И таких «резолюций» он накладывал не менее семисот в день. Выдает себя за не­ погрешимого теоретика.диалектика: «Вся­ кое явление заключает в себе две функции: моторную и тормозную. ...Всякое явление о двух головах: одна говорит «да», другая говорит «нет». «Я все время твержу... учи­ тывайте функции, учитывайте функции!» Он жалуется Ивану, что устает «от мыслей». «Вот и захочется иной раз... травки пощи­ пать, ягодки...» Старичок тонко, блудливо засмеялся: «Есть тут одна такая... царевна Несмеяна, вот мы сейчас и нагрянем к ней». Ничего не получилось. Сама Несмеяна вместе со своей молодежью «зверела от ску­ ки». И ничто их рассмешить не могло, пока Мудрец не затеял «нехорошую игру» — устроить экзамен Ивану, пусть он докажет, что умный, отвечая на заданные Мудрецом вопросы. Например: «Что сказал Адам, ко­ гда бог вынул у него ребро и сотворил Еву?». Тут посыпались всякого рода шутки, о которых Несмеяна отозвалась: «Не смеш­ но». А Иван ответил вопросом Мудрецу: «Ответь мне, почему у тебя одно лишнее ребро?» Молодые люди заинтересовались и бросились к Мудрецу проверять, стягивать с него одежды, прощупывать. Мудрец за­ кричал, испугался: «Ну что за шутки? Что, так понравилась мысль дурака, что ли?» Не помогло, даже теоретическое, обоснование: «Здесь же нет основания для юмора! Смеш­ но, когда намерения, цель и средство — все искажено! Когда налицо отклонение от нор­ мы!..» В сумятице Иван вытащил из штанов Мудреца печать и забрал ее себе. Мудрец возмутился и торжественно объявил: «Ре­ шение! Данный юмор данного коллектива дураков объявляется несвоевременным и животным, в связи с чем он лишается права выражать собой качество, именуемое в дальнейшем — смех. Точка». А мы как-то невольно вспомнили разные дискуссии о са­ тире и юморе, решения о некоторых юмори­ стических произведениях... Это был последний акт конторы Мудреца. В библиотеку Иван вернулся с печатью, но без справки. А с печатью, как выясни­ лось, никто не знал, что делать, даже «пе­ редовая бедная Лиза». «Зачем надо было посылать человека в такую даль? — спра­ шивал Илья Муромец и повелел: — Садись, Ванька, на место и сиди». — Нам бы не сидеть, Илья! — вдруг вски­ пел Иван.— Не рассиживаться бы нам! Иван пришел иным, хотя и снова «кругом виноватый». А Мудрец, между тем, жив и продолжает творить свои теории: «Вы, господа хорошие, в поисках так на­ зываемого веселья совсем забыли о народе. А ведь народ не скучал! Народ смеялся!.. Умел смеяться. Бывали в истории моменты, когда народ прогонял со своей земли целые полчища — и только смехом. Полчища окру­ жали со всех сторон крепостные стены, а за стенами вдруг раздавался могучий смех... Враги терялись и отходили. Надо знать ис­ торию, милые люди... А то мы... слишком остроумные, интеллектуальные... а родной истории не знаем... Я взял и обратился к народу! — не без пафоса сказал старичок». С такой непробиваемой теорией, с таким запасом оптимизма конторы мудрецов раз­ ных рангов и положений продолжают жить и процветать. Может, перестройка их сокру­ шит, но — это в будущем, в которое В. Шук­ шин не успел заглянуть, хотя сатирический заряд его по крепостям бюрократизма был и остается сокрушительным. Разнообразно и объемно наследие В. Шук­ шина, оно еще ждет своего академического издания, анализа, научного объяснения в тесной связи с его временем, еще неотдели­ мым от нашего. Наступила пора взглянуть на него с высоты современных открытий — взглянуть с высоты современных свершений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2