Сибирские Огни № 002 - 1990
эпизод в повести, каждый ее образ несут в себе серьезное обобщение... Сказка «До третьих петухов» синтезирует в себе все, что до этого изображал и оце нивал В. Шукшин-сатирик. По внутреннему смыслу она обращена к современности, на. целена на наши устойчивые пороки, причем средствами тоже устойчивыми в нашей литературе с давних времен. Традиции на шей классики усваивались В. Шукшиным творчески, иначе сказать — по-своему. В сказке свободней, чем в других шукшинских произведениях, используется сатирический фольклор, без натяжки вспоминается при чтении проза и Гоголя, и Салтыкова-Щед рина. Эта повесть, несомненно, сложнее по вести «Точка зрения», хотя как бы и про должает ее. По своей критической страст ности, по своим идейно-нравственным па раметрам, по своей правде она позволяет нам иначе взглянуть на безвременно — в 45 лет! — ушедшего от нас писателя. Увлеченность фольклорной поэтикой у В. Шукшина очевидна. Она и в сказочном зачине: «В некотором царстве, государ стве...», и в сказочных, давно сложившихся образах Бабы Яги, Змея Г'орыныча о трех головах, царевны Несмеяны... И в условно фантастической структуре повествования, и в подлинно народной лексике... Так вот, Иван-дурак, всем хорошо известный фоль клорный персонаж, с гордостью говорит о себе языком предисловий к сказкам: «Я мудрее всех... глубже, народней... Я вы ражаю чаяние...» Тем не менее он вынуж ден по требованию соседей по книжной полке в библиотеке доказать, что он в са мом деле умный. Но как это сделать? «— Я сама тоже из крестьян,— начала Бедная Лиза (из знаменитой повести Ка рамзина).—•До каких пор он будет позорить наши ряды?.. Пускай достанет справку, что он умный. Все (это Онегин, Чацкий, Обломов, «при шибленный, явно чеховский персонаж»)... тут все одобрительно зашумели». С таким вполне канцелярским требовани ем к Ивану и открывается для него дорога в совсем несказочный мир, если, конечно, к нему приглядеться, в мир казенщины, бюрократии и канцелярщины. Первая же сцена — это «общее собрание» героев классических произведений (вплоть до Акакия Акакиевича), на котором реша. лось под председательством Лысого из кон торы, идти или не идти Ивану за справкой к Мудрецу. Перепалка была нешуточная, и Иван пошел, напутствуемый Ильей Муром цем: «Иди и помни: в огне тебе не гореть, в воде не тонуть... Где тебя задумают погу бить, я крикну: «Ванька, смотри!» Сказочно? Безусловно. Но ведь «собрание коллектива» широко известных героев клас. сики требует бумажного доказательства то го, что или без бумаги очевидно, или по. просту нелепо, хотя, увы, и распространено было в «развитом обществе», настолько распространено, что вылилось в народе фор мулой: «Докажи, что ты не верблюд». Другой «коллектив» оказался в лесу у Бабы Яги, куда по пути к Мудрецу зашел Иван. Это — коллектив самодуров и деспо тов. Баба Яга незамедлительно потребовала построить ей коттеджик и остаться у нее истопником. Иван не согласился, и «четыре лба», стражники, связали его, а потом и в печь сунули... Здесь действовало одно право— право сильного. Существует еще один «коллектив» — чер тей во главе с почитаемым ими Мудрецом. По заключению Медведя: «Эти похуже Го- рыныча будут... Ну, и охальное же племя] На ходу подметки рвут. Оглянуться не ус пеешь, а уж ты на поводке у них — захому тали». Черти всей оравой рвутся в женский мо настырь, который охраняет «большой страж, ник с пикой в руках». Раздобыть Ивану справку соглашаются, но делают вид, что не понимают, какую ему надобно: «Они разные бывают... Бывает — характеристика, атте. стат... Есть в наличии, есть в отсутствии, есть «в том, что» есть «так как»... Видно, что в этом крючкотворстве они поднаторели. И Иван заявил, что липовая справка ему не нужна, а только такая, какие выдает Мудрец. Черти издеваются над Иваном: «Ах, ка кая неподкупная душа! Какой Анжелико!» Иван, однако, тверд и предлагает за справ ку научить чертей, как обмануть бдитель ного стражника, которого ни музыка, ни ви но, ни соблазнительная чертовка не отвле кают от охраняемых ворот. Иван объясняет, что надо ему спеть песню его родных, как скоро выясняется, сибирских мест: «По ди ким степям Забайкалья...» Черти запели. «Здесь надо остановить повествование и, сколь возможно, погрузиться в мир песни», — говорит В. Шукшин. Он, художник-реа лист, иначе не может: «Это был прекрасный мир, сердечный и грустный,— продолжает он.— Звуки песни, негромкие, но сразу ка кие-то мощные, чистые, ударили в самую душу. Весь шабаш отодвинулся далеко-да леко; черти, особенно те, которые пели, сде лались вдруг прекрасными существами, ум ными, добрыми, показалось вдруг, что смысл истинного их существования не в шабаше и безобразиях, а в ином — в любви, в состра дании». Ведь все это в душе стражника-сибиряка, оставившего ворота пустыни, потому что песня лилась, рвала душу, губила суету и мелочь жизни,— звала на простор, на воль ную волю». Иван выполнил свое обещание и получил сопровождающего к Мудрецу. Обиталище Мудреца со всеми его прием ными, канцеляриями и влюбленными в него помощниками-чертями — цитадель бюро кратизма и пустопорожней «кипучей» дея тельности. Ненависть писателя к ее обита телям беспредельна, ею окрашивается все в этих сценах повести, в сценах пребывания у Мудреца. Конечно, как у всякого высокопоставлен ного, у Мудреца есть приемная с «моло денькой секретаршей» по имени Милка. «Она печатала на машинке и говорила сразу по двум телефонам». Говорила она на том же жаргоне, что и библиотекарша в начале повести, сторожившая полки с книгами классиков: пшено, потопчемся, расстрелять время, козел, грюндик... Милка начинает с того же: «Ну, это же пшено!» На вопрос, как попасть к Мудрецу, «в сторону» от те лефона твердит: «Не интонируйте, не инто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2