Сибирские Огни № 002 - 1990

что это будет, наверное, короткая пора!». Опять печальное предчувствие. Затем — как взрыв негодования на себя: «Да что же я за урод такой! Что я — жить не умею? К чертям собачьим! Надо жить. Хорошо же? Хорошо. Ну, и радуйся!» И как к якорю спасения, не впервые, видимо, обра­ тился к березкам, излучающим, как пашня, тепло и покой: «Ох, вы мои хорошие! И стоят себе: прижухлись с краешку и стоят. Ну, что, дождались? Зазеленели...— он ласково потрогал березку.— Ох, ох, наря- дились-то! Ах, невестушки вы мои, наряди, лись...» В фильме сцена эта производит оше. ломляющее впечатление, лиризмом своим углубляет характер героя, и гибель его после этого воспринимается как ужасная несправедливость, учиненная над челове­ ком, в сущности, редкостных качеств. Произошло то самое художественное обобщение, которое, вероятней всего, и явилось целью В. Шукшина,— возвыситься до символа любви и доброты, красоты и чистоты — будь то березки-невестушки или любующийся ими человек труднейшей судьбы, но — человек! Трудность в том и заключалась, что человек этот по всем обычным меркам — преступник и из прес­ тупного мира. Избегая прямых аналогий, следует все- таки сказать, что В. Шукшин-художник одержал победу, потому что он, подобно Ф. Достоевскому, подходил к своему «пад­ шему» герою как гуманист. Величие «Запи­ сок из Мертвого дома» проистекает из без­ мерной любви писателя к самым разным людям Мертвого дома. «Весь этот народ — необыкновенный был народ,— убежден­ но восклицает он в самом конце «За­ писок». Необыкновенным предстал пе­ ред нами и Егор Прокудин, овеянный лю­ бовью писателя. Потому-то так проникновен­ но исполнена В. Шукшиным.актером эта роль в фильме. Обобщение вышло за рам­ ки довольно известного и примелькавшего­ ся типажа и приобрело общечеловеческое звучание. Именно это определило ред­ костный успех фильма, который не уста­ ревает и сейчас, смотрится как произве­ дение остросовременное... Сборник рассказов «Сельские жители» содержит немало юмористических сцен, иро­ нических речений и героев, и самого авто­ ра. Помню, я случайно купил эту книжку и вечером стал читать ее своим домаш­ ним. Это был незабываемый вечер. Мы от­ крыли для себя талантливого автора и, бе­ зусловно, юмориста. Как нам показалось, это был по преимуществу добродушный юмор, такой же, как вскоре мы обнаружили в фильме «Живет такой парень». Неожи­ данно для самого автора, как я узнал позд­ нее, фильм был воспринят зрителями как комедия. И лишь со временем в рассказах В. Шукшина все чаще и чаще будут про­ рываться саркастические и язвительные ноты, а потом начнут появляться откровен­ но сатирические образы. Надо думать, что объясняется это в творчестве чуткого ху­ дожника явными и тайными явлениями па­ разитизма, бюрократизма и своеволия в нашем обществе, утратившем основной признак социализма — его демократизм. Об­ наружились видимые простым глазом сбои в нашем хозяйственном механизме, особен­ но в дорогих для писателя деревенских де­ лах. Иначе сказать, обнаруживалось то, что мы сегодня именуем временем застоя. Глубок и великолепен по исполнению рассказ «Штрихи к портрету». Некоторые конкретные мысли Н. Н. Князева, челове­ ка и гражданина». Само название с его подзаголовком свидетельствует, что не Князев — предмет осмеяния, а его окруже­ ние, те, с которыми он вольно или не­ вольно сталкивается. Князев — фигура тра­ гикомическая. И тем более трагическая, чем больше мы обнаруживаем в нем вмес­ те с автором во многом примечательные качества его характера, осознанно вырабо­ танные им принципы поведения, принци­ пы жизни. Телевизионщик по профессии, Николай Князев все более задумывается о роли государства в судьбе отдельного че­ ловека, о проблеме свободного времени, о смысле жизни. И не только задумывается, но и пишет об этом изо дня в день, соз­ дает своеобразный философский труд. Естественно, он пытается поделиться с людьми своими мыслями, зачитать свой труд или просто высказать кому-либо свои взгляды, выводы. Но натыкается, как пра­ вило, на непонимание или откровенную нас­ мешку. Вот тут-то и проявился незауряд­ ный дар Шукшина-сатирика. Он не прибе­ гает к внешним сатирическим приемам шар­ жа, гротеска, пародии, он действует прие­ мами психологического анализа. Ближайший к Князеву человек — его же­ на. Она воспринимает работу мужа — как нечто пустое и никчемное, его беседы с людьми на философские темы — как всем надоевшую блажь, «психует», когда к не­ му кто-нибудь приходит, жалуется она на него своей приятельнице, стыдится за не­ го, потому что его беседы нередко кон­ чаются шумом, криком, а то и скандалом. Почему так у него происходит? Как вся­ кий самоучка, человек невысокой культуры, он примитивен и категоричен, болезненно воспринимает равнодушие к своим выстра­ данным идеям, открыто удивляется люд­ скому тупоумию. Автор сочувствует ге­ рою, но не желает его идеализировать, то и дело ставя в комическое положение. В городок, где живет Князев, приехали спортсмены — ездят по вертикальной сте­ не на мотоциклах. Новые люди для Князева — клад, и он пришел к ним пригласить к себе на чашку чая. Кайгородовы, муж и же­ на, в недоумении: уже вечер, завтра они уезжают, вдруг это странное приглашение. Наконец, сам Кайгородов не без опаски соглашается, им овладело любопытство. Сцена эта, безусловно, комическая, и за­ вершается она неожиданно быстро. Не успел Князев прочитать Кайгородову и двух абзацев, как тот спросил: «Вы серьезно этим занимаетесь?» И участливо: «Слушай, ну что ты дурака валяешь? Неужели тебе никто не говорил...» На что получил ответ, прозвучавший «грустно и насмешливо»: — До свидания. К чести Кайгородова, он увидел безза­ щитность и беспомощность Князева, по­ жалел его и пригласил к себе в гостиницу «развеяться», не замечая, что говорит с ним все в том же неуважительном духе: — Брось ты свое государство! Там без нас разберутся... Не смеши людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2