Сибирские Огни № 002 - 1990
что это будет, наверное, короткая пора!». Опять печальное предчувствие. Затем — как взрыв негодования на себя: «Да что же я за урод такой! Что я — жить не умею? К чертям собачьим! Надо жить. Хорошо же? Хорошо. Ну, и радуйся!» И как к якорю спасения, не впервые, видимо, обра тился к березкам, излучающим, как пашня, тепло и покой: «Ох, вы мои хорошие! И стоят себе: прижухлись с краешку и стоят. Ну, что, дождались? Зазеленели...— он ласково потрогал березку.— Ох, ох, наря- дились-то! Ах, невестушки вы мои, наряди, лись...» В фильме сцена эта производит оше. ломляющее впечатление, лиризмом своим углубляет характер героя, и гибель его после этого воспринимается как ужасная несправедливость, учиненная над челове ком, в сущности, редкостных качеств. Произошло то самое художественное обобщение, которое, вероятней всего, и явилось целью В. Шукшина,— возвыситься до символа любви и доброты, красоты и чистоты — будь то березки-невестушки или любующийся ими человек труднейшей судьбы, но — человек! Трудность в том и заключалась, что человек этот по всем обычным меркам — преступник и из прес тупного мира. Избегая прямых аналогий, следует все- таки сказать, что В. Шукшин-художник одержал победу, потому что он, подобно Ф. Достоевскому, подходил к своему «пад шему» герою как гуманист. Величие «Запи сок из Мертвого дома» проистекает из без мерной любви писателя к самым разным людям Мертвого дома. «Весь этот народ — необыкновенный был народ,— убежден но восклицает он в самом конце «За писок». Необыкновенным предстал пе ред нами и Егор Прокудин, овеянный лю бовью писателя. Потому-то так проникновен но исполнена В. Шукшиным.актером эта роль в фильме. Обобщение вышло за рам ки довольно известного и примелькавшего ся типажа и приобрело общечеловеческое звучание. Именно это определило ред костный успех фильма, который не уста ревает и сейчас, смотрится как произве дение остросовременное... Сборник рассказов «Сельские жители» содержит немало юмористических сцен, иро нических речений и героев, и самого авто ра. Помню, я случайно купил эту книжку и вечером стал читать ее своим домаш ним. Это был незабываемый вечер. Мы от крыли для себя талантливого автора и, бе зусловно, юмориста. Как нам показалось, это был по преимуществу добродушный юмор, такой же, как вскоре мы обнаружили в фильме «Живет такой парень». Неожи данно для самого автора, как я узнал позд нее, фильм был воспринят зрителями как комедия. И лишь со временем в рассказах В. Шукшина все чаще и чаще будут про рываться саркастические и язвительные ноты, а потом начнут появляться откровен но сатирические образы. Надо думать, что объясняется это в творчестве чуткого ху дожника явными и тайными явлениями па разитизма, бюрократизма и своеволия в нашем обществе, утратившем основной признак социализма — его демократизм. Об наружились видимые простым глазом сбои в нашем хозяйственном механизме, особен но в дорогих для писателя деревенских де лах. Иначе сказать, обнаруживалось то, что мы сегодня именуем временем застоя. Глубок и великолепен по исполнению рассказ «Штрихи к портрету». Некоторые конкретные мысли Н. Н. Князева, челове ка и гражданина». Само название с его подзаголовком свидетельствует, что не Князев — предмет осмеяния, а его окруже ние, те, с которыми он вольно или не вольно сталкивается. Князев — фигура тра гикомическая. И тем более трагическая, чем больше мы обнаруживаем в нем вмес те с автором во многом примечательные качества его характера, осознанно вырабо танные им принципы поведения, принци пы жизни. Телевизионщик по профессии, Николай Князев все более задумывается о роли государства в судьбе отдельного че ловека, о проблеме свободного времени, о смысле жизни. И не только задумывается, но и пишет об этом изо дня в день, соз дает своеобразный философский труд. Естественно, он пытается поделиться с людьми своими мыслями, зачитать свой труд или просто высказать кому-либо свои взгляды, выводы. Но натыкается, как пра вило, на непонимание или откровенную нас мешку. Вот тут-то и проявился незауряд ный дар Шукшина-сатирика. Он не прибе гает к внешним сатирическим приемам шар жа, гротеска, пародии, он действует прие мами психологического анализа. Ближайший к Князеву человек — его же на. Она воспринимает работу мужа — как нечто пустое и никчемное, его беседы с людьми на философские темы — как всем надоевшую блажь, «психует», когда к не му кто-нибудь приходит, жалуется она на него своей приятельнице, стыдится за не го, потому что его беседы нередко кон чаются шумом, криком, а то и скандалом. Почему так у него происходит? Как вся кий самоучка, человек невысокой культуры, он примитивен и категоричен, болезненно воспринимает равнодушие к своим выстра данным идеям, открыто удивляется люд скому тупоумию. Автор сочувствует ге рою, но не желает его идеализировать, то и дело ставя в комическое положение. В городок, где живет Князев, приехали спортсмены — ездят по вертикальной сте не на мотоциклах. Новые люди для Князева — клад, и он пришел к ним пригласить к себе на чашку чая. Кайгородовы, муж и же на, в недоумении: уже вечер, завтра они уезжают, вдруг это странное приглашение. Наконец, сам Кайгородов не без опаски соглашается, им овладело любопытство. Сцена эта, безусловно, комическая, и за вершается она неожиданно быстро. Не успел Князев прочитать Кайгородову и двух абзацев, как тот спросил: «Вы серьезно этим занимаетесь?» И участливо: «Слушай, ну что ты дурака валяешь? Неужели тебе никто не говорил...» На что получил ответ, прозвучавший «грустно и насмешливо»: — До свидания. К чести Кайгородова, он увидел безза щитность и беспомощность Князева, по жалел его и пригласил к себе в гостиницу «развеяться», не замечая, что говорит с ним все в том же неуважительном духе: — Брось ты свое государство! Там без нас разберутся... Не смеши людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2