Сибирские Огни № 002 - 1990
ти. Из далеких глубин идет то, что пот рясло Егора, толкнуло его на боковую до. рогу: «Егор что-то вдруг остолбенел при виде коров. — Вот они... коровы-то... Вишь — тебя увидели, да? Заволновались. Ишь — смот- рют...— Егор помолчал. И вдруг, не желая того, проговорился: «Я из своего детства мать помню да корову. Манькой звали ко рову...» Выпустили ее из ограды, чтоб она сама пособирала на дорогах из-под снега клоч ки сена, да, видимо, в ограду к кому-то зашла — проткнули ей вилами брюхо. Не бесследным оказалось это событие в жиз ни мальчишки. Тут и непонятная злоба люд ская, и обостренное чувство вины перед матерью, и любовь к крестьянской домаш ности. В Любе он сразу оценил открытость и доверчивость, не„зумевал: «Неужели те бя никогда не обманывали?!» Невольно засматривался в ее ясные глаза, «все вре мя хотелость трогать ее. И смотреть». Она связывалась в его сознании с чем-то проч ным, устоявшимся, извечным, как поле, зем ля, пашня, именно с тем, что принесет ему покой и счастье. Внимательно (и убедитель но!) проследил Шукшин-художник посте пенный переход Егора от «малины» к паш не, к своей первой борозде на ней. После того, как Губошлеп с товарищами пожало вал к Егору, а Егор их заметил, мы сразу же узнаем о состоянии Егора, понявшего, зачем они сюда явились. Тут каждое сло во золото, потому что употреблено к мес ту, как в хороших стихах. Зазвучали, нара стая, трагические ноты. В фильме мы на все это смотрели с затаенным дыханием, в повести ощутили в полной мере автор скую боль, щемящее чувство безысходнос ти. Это образец лирико-эпической прозы, которая сравнима, быть может, только с бунинской: «Ничто не изменилось в мире. Горел над пашней ясный день, рощица на краю паш ни стояла вся зеленая, умытая вчерашним дождем... Густо пахло землей, так густо, тяжко пахло сырой землей, что голова легонько кружилась. Земля собрала всю свою весеннюю силу, все соки живые — готовилась опять породить жизнь. И да лекая синяя полоска леса, и облако, белое, кудрявое, над этой полоской, и солнце в вышине — все была жизнь, и перла она че рез край, и не заботилась ни о чем, и ни кого не страшилась». С кульминационным словом «не страши лась» вползла в сердце Егора тревога, и он вооружился гаечным ключом. Губошлеп действовал уверенно и преда тельски. Подошел к Егору как бы с при ветствием и пырнул его ножом. Почему так поступил Губошлеп, прямого ответа в по вести нет. Но в произведении (и в повести, и в фильме) поступок этот вытекает из соз давшейся ситуации в исследуемой худож ником среде. Егор самостоятельно — не через тюрьму, а по желанию — покинул «малину» и тем самым чувствительно по шатнул авторитет Губошлепа, поставил под угрозу распада всю, казалось бы, креп кую шайку. Егор это понимал, потому и вооружился тяжелым ключом. Соблюдал ся «неписаный закон» воровской «малины» — наказать отступника! То ли из-за боязни доноса (что в данном случае невероятно), то ли от честного признания своей несос тоятельности перед лицом человека, ко торого по-своему любили, признавали его превосходство над ними, в чем именно — это их уже не интересовало. Происходила борьба внутри «малины». Прямолинейный, непреклонно жестокий Губошлеп не мог, да и не хотел упустить такой шанс для ут верждения своей силы и власти. Егор это понимал. Но гордость «свободного челове ка», осознающего свою правоту, не поз воляла ему взять кого-то на помощь (то. го же Петра, например). И Егор оказался не только жертвой «малины», но и жертвой своей приверженности к ее «неписаным за конам», и в тем большей степени, чем более он выделялся среди них своей совестли востью. Обстоятельство это тонко подмече но писателем и в повести, и наглядно в фильме, в последних трагических сценах. Сразу после освобождения Егор пригла шает всю воровскую шайку на кутеж, на праздник долгожданной встречи. Собрались «диковинные люди». Жалкое это было зрелище. Мужчины «больше пожилые», а женщины «какие-то все на редкость не красивые, несчастные». Перед ними Егор и произносит речь, странную, сбивчивую, но в чем-то и пророческую, звучащую в устах Шукшина-актера покоряюще достоверно. То он кричит: «Давайте любить друг дру га!» То заявляет: «Я не понимаю вас! Отка зываюсь понимать! И себя тоже не пони маю, потому что каждую ночь вижу во сне ларьки и чемоданы. Все! Идите, воруйте сами...» Затем подытожит: «Мне жалко вас. И себя тоже жалко. И если меня кто- нибудь другой пожалеет или сдуру полю бит, я... не знаю, мне будет тяжело и груст но. Мне хорошо, даже сердце болит — но страшно. Мне страшно! Вот штука-то...— неожиданно тихо и доверчиво закончил Егор». Превосходно передано и смятение, и прозрение Егора в канун решающего пос тупка — навсегда оставить «малину». Не возмездия он страшился, а самого себя: способен ли он еще найти дорогу к дере венским, таким простым и милым людям, как Люба или ее брат Петр. В этом суть трагедии Егора. Его смерть — не искупле ние за совершенное зло, а естественный результат прочно сложившейся неспособ ности жить по другим человеческим зако нам, не по тем, по которым живет общест во, а по тем, которые Егор сам в свое вре мя принял, сжился с ними, почитал за сво бодное волеизлияние. Как непереносимо трудно ему было, мы узнаем в сцене на пашне. Егора одолевали воспоминания о мате ри, о корове Маньке, о березках, которыми они топили печь, но «легче не становилось, только глубоко жаль было всего этого и грустно... щемило сердце и дорого и боль но». Словом, прошла уже длинная и «вон какая разная жизнь», а как и чем жить дальше, Егор не знал. «И теперь,— гово рится в повести,— когда от пашни веяло та. ким покоем, когда голову грело солнышко и можно остановить свой постоянный бег по земле, Егор не понимал, как это будет — что он остановится, обретет покой. Раз ве это можно? Жило в душе предчувствие,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2