Сибирские Огни № 002 - 1990

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Н. ЯНОВСКИЙ ТОЧКА ЗРЕНИЯ О ТРАГИЗМЕ И САТИРЕ В ШУКШИНСКОЙ ПРОЗЕ К иноповесть «Калина красная» отно­ сится к числу последних произведе­ ний В. Шукшина. Но не публикация повести, а фильм, созданный В. Шукшиным, режиссером и актером, произвел на всех исключительное впечатление и потребовал нового обращения к повести. Снова и снова произведение вызвало самые раз­ норечивые суждения, в том числе и резко отрицательные. Главный герой киноповести — Егор Про- кудин, сорокалетний мужчина, по проис­ хождению из крестьян. По фильму труд­ но определить, почему он оказался в сре­ де воровской «малины». Догадываемся: из-за характера... В повести об особен­ ностях его характера сказано так: «Не вы­ носил он в людях унылость, вялость ползу­ чую. Оттого, может, и завела его житей­ ская дорога так далеко вбок, что всегда и смолоду тянулся к людям, очерченным резко, определенно». В то же время, попав на боковую дорожку, он выламывается из этой среды своей незаурядностью — лю­ бовью к стихам и песням, любовью к при­ роде, своей отзывчивостью и бескорысти­ ем; как-то ненавязчиво подчеркнуто, что у него «доброе лицо», «многострадальная душа», открытая красоте и ласке. Отсюда, видимо, идет и ее незащищенность от всег­ да нахального зла, непримиримость к нему. Прямо не сказано, в чем суть конфликта Егора с Губошлепом, оказавшимся в день освобождения Егора «хозяином» «малины». Но характеристика Губошлепа и в фильме, и в повести однозначна, она^ и вскрывает истоки конфликта: «Он худой, как нож, собранный, странный своей молодой ненуж­ ностью, весь ушел в глаза. Глаза горели злобой». Он умен, находчив, беспощаден. Егор и Губошлеп не могли не столкнуться как по свойству своих характеров, так и по очевидной социальной природе. Губошлеп — законченно деклассированный тип, Егор Прокудин стоит на той же грани, но у него жива еще крестьянская закваска. Сохрани­ лась в нем тоска по труду на земле (в тюрь­ ме, прощаясь, это выразилось в казенных по форме словах: «Хочу заняться сельским хозяйством»), сохранились совестливость — прежде всего перед матерью-крестьянкой (сцена раскаяния в фильме потрясает зри­ телей), внимание к людям, сострадание. Было между ними и негласное соперни. чество из-за влияния на «малину», из-за Люсьен, которая явно предпочла Егора за его душевность и понятливость, за красо­ ту чувств, выраженных здесь в пляске. В повести так и сказано: «Ах, как она пля­ сала!» «А Егор... тоже работал ногами, ничего вроде особенного... а тоже хоро­ шо». Только с Люсьен мог Егор гово­ рить о своей душе, которая плачет. А по­ чему плачет? Егор на распутье. Он рад, что на свободе после пятнадцатилетнего срока и удачно встретил свою «малину», отвел душу, но так же рад, что встретил Любу Байкалову, с которой он переписывался и искренне перед нею раскрывался, рад, обна­ ружив, что она оказалась еще лучше, чем на карточке, и по-человечески его приня­ ла, и он с нежностью о ней думает: «Ла­ пушка ты моя, Любушка-голубушка». Сце­ ны встреч с Любой, с ее родителями и с ее братом и колоритны, и психологически точ­ ны. Конечно, перечитывая теперь повесть, видишь перед собою фильм, читательское воображенйе как бы спит, целиком запол­ ненное естественными по фильму деталями быта семьи. По-особому всматриваешься теперь в словесное выражение лирико­ юмористических сцен, в которых обнару­ живается движение в душах героев повес

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2