Сибирские Огни № 001 - 1990
Ярчайший представитель первых — Ленин. Мрачнейший представи тель вторых — Гитлер. Но это не важно,— махнул он рукой.— Важно то, что для нашей эпохи самый характерный тип — это пессимист. Почему... Да потому, что мы — люди переходной эпохи. Мы не мо жем не задумываться: а что же дальше?.. Социализм, положим, ком мунизм, а что дальше?.. Знаю, ты мне можешь ответить, мол, разви тие жизни бесконечно, как бесконечна вселенная. На что я тебе воз ражу — в том-то и дело, что жизнь не бесконечна. Даже из самого факта, что она когда-то возникла, следует факт, что она должна ис чезнуть. Это, между прочим, еще Энгельс заметил... Так что же получается, Костик? А получается вот какая хреновина. Коммунизм, а потом гибель, исчезновение... Это в лучшем случае. В слу чае, если мир не полетит в тартарары еще раньше... И вот, как подумаешь об этом, как вопьются в тебя эти вопросы-закорючки, так поневоле становишься пессимистом. Жизнь представляется бесцель ной, бессмысленной. И вообще жизнь, и твоя в частности. Положение усугубляется еще и тем, что миром правят страсти. Что в человеке гораздо сильнее чувственное начало. А оно-то, на нашу беду, наиме нее изучено. Область чувств — почти темное пятно, почти черный ящик... Но ведь, не изучив область чувств, невозможно изменить че ловека. Наше спасение было бы в том, что в человеке, в человечестве возобладало бы именно умственное начало. Увы, пока миром правит безумие... Разве это не безумие, что доброй половине человечества жрать нечего, дети вон в Африке мрут от голода, а мы, вместо того, чтобы накормить их, тратим миллиарды на ракеты, на подводные лодки, авианосцы. И в конце концов пустим эти игрушки в дело, устроим себе капутик... Вот тебе и подтверждение мысли Энгельса, что из самого факта возникновения жизни следует факт ее гибели, исчезновения... Зарубин снова запрокинул флакон, и Костя воспользовался пау зой, сказал: — А знаешь, Артем, я все-таки верю в человеческий разум... — Умные люди, конечно, есть, — поспешил согласиться Зару бин, но дураков больше. Больше, Костик! Бот в чем дело. И они перетянут... Под дураками я подразумеваю не идиотов, а вот этих самых эмоциональных фанатиков и покорное им, аморфное стадо мещан ^или ползучих эмпириков. Так я называю узких спецов-испол- нителей. У нас в отделе, кстати, таких большинство... Ему лишь бы чертить, лишь бы дело делать да деньги получать! Таким завтра фашисты предложат работу, посулят вознаграждение или припуг нут, и они станут делать то, что делают теперь. Точно таковы и эти изготовители оружия там, на Западе. Им лишь бы зарабатывать... А куда пойдет изделие, уничтожит ли оно мир или не уничтожит, это их не касается... Вот они-то, Костик, бесноватые фанатики и послуш ное им стадо деловых людей... они-то вместе и угрохают все живое. Это неизбежно по теории, по Энгельсу, так сказать, это неизбежно, как видим, и на практике... И вот инстинктивно, подсознательно предчувствуя свой конец, человечество и сходит с ума... Разгул тер роризма, грабежа, потребительства — хватай все подряд, все равно скоро конец. Распутство, воровство, наркомания. Молодежь не хочет ни учиться, ни работать, она желает только потреблять, только раз влекаться. Количество алкашей и дебильных детей от них растет устрашающими темпами. Семьи разваливаются, бабы не хотят ро жать, они осатанело охотятся за дефицитом. Ну а мужики хлещут водку — гуляй, ребята, балдей, все равно всем крышка!.. А без оглядное уничтожение природы, глобальное браконьерство? Это ведь тоже одно из выражений всеобщего валтасарова пира. И все это, Костик, можно понять. Какой, действительно, смысл в каких-то тор мозах, в какой-то нравственности, если мир вот-вот полетит в тарта рары?.. Ведь раньше, поступая достойно, человек, пусть неосознанно, наде®Ш.гШ9Ш&ВЙ*ЙР, ЩЯЮШрУ Йррчещ -даже- не важ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2