Сибирские Огни № 001 - 1990

его племени. Но из того таинственного язы­ ка, на коем рассуждают их старшины, ког­ да держат совет, и который употребляет­ ся ими во время их неведомых обрядов в тирьери*, Метц не понимал ни одного зву­ ка. Этого языка не понимают женщины тоддов, или им может быть запрещено го­ ворить на нем. Что же касается христиан­ ского просвещения тоддов, то привезенный в Утти больным и почти умирающим бед­ ный Метц признался очень откровенно, что в эти тридцать три года общего с ними сожительства ему не удалось окрестить ни одного тодды, ни взрослого, ни ребенка. Впрочем, он все-таки надеялся, что «посе­ ял в них семена будущего образования». Но и в этом ему предстояло разочарова­ ние. Прибывшие на холмы с западного Ма- лабарского берега отцы иезуиты, питав­ шие в свою очередь надежду признать в тоддах колонию древних сирийских христи­ ан или по крайней мере манихеян**, очень долго наводили справки. С обычною им хитростью и ловкостью, они успели войти в сношение с тоддами. Они вкрались, если не в доверие, то в хорошее знакомство с этими, обыкновенно молчаливыми, серьез­ ными дикарями и успели узнать от них, к великой своей радости, — потому что они ненавидят протестантов еще более нежели язычников, — что Метц мог бы прожить с ними целые века в теснейшей дружбе и все- таки не произвести на них ни малейшего впечатления. «Слова белого человека то же, что говор майны (род говорящей птицы) или треща­ ние языка обезьяны», — говорили старые тодды иезуитам, не замечавшим, в припад­ ке коварной радости, обоюдоострого комп* Священное и весьма строго охраняемое ими жилище, иногда подземное, за буйвольим хлевом, тирьери есть храм, посвященный совершенно не­ известному никому, кроме тоддов, культу. ** Одно время отцы иезуиты пытались доказать, что тодды, как древние манихеяне, поклоняются «свету» солнечному, лунному и даже огню про­ стой лампы. Но это, во-первых, вовсе не доказы­ вает их манихейства, а во-вторых, и не правда. Тодды смеялись над этою идеей в разговоре с мистрисс Морган и мною. У них, напротив, отвра­ щение к свету луны. лимента. «Мы слушаем и смеемся. На что нам ваши дивы, когда у нас есть наши ве­ ликие буйволы?» — добавляли они, расска­ зывая, как Метц предлагал им взамен ве­ ры в буйволов — веру в религию тех, ко­ торые у них отнимали их пастбища и оби­ жали их ежедневно. Несмотря на одинаковую с Метцом участь, последователи Лойолы подняли че­ стного немца на смех, распустив про него анекдоты по всей южной Индии. Мы зна­ ем и даже можем указать таких иезуитов, которые, скорее нежели допустить тузем­ ца перейти в протестантство, укрепляют его всеми силами в его вере в чертопоклон- ство. Это было лет десять тому назад. С тех пор миссионеры обеих религий оставили тоддов в покое. Теперь уже давно решено, что всякая попытка к их обращению оказа­ лась бы только потерей времени. Невзирая на такое полное отсутствие в этом племени всякого религиозного чувства, по единодуш­ ному показанию писателей и всех жите­ лей Утти, нет во всей Индии народа чест­ нее, нравственнее, добрее тоддов. Это горсть патриархальных дикарей, без роду и племени, без истории, как и без малей­ шего (по крайней мере, видимого) призна­ ка веры во что-либо священное, кроме гряз­ ных буйволов, пленяет каждого своею, со­ вершенно детскою, невинностью. Вместе с тем, тодды не только далеко не глупый на­ род, что доказывает их удивительная спо­ собность говорить на многих языках и уме­ ние скрывать свой собственный, но и весь­ ма понятливы. Сэллвван упоминает в сво­ их Записках, что он разговаривал с ними по целым часам и что ему оставалось только разводить руками в глубоком удивлении, слыша, как они отзывались об англичанах, «как верно и разом они поняли наш наци­ ональный характер и подметили все наши недостатки». Познакомив читателей с тоддами в общих чертах, рассказав о них все, или почти все, что известно о них в Индии, я могу при­ ступить к рассказу о своих собственных приключениях и наблюдениях среди этого, так мало известного и загадочного, пле­ мени. Продолжение следует

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2