Сибирские Огни № 001 - 1990
его племени. Но из того таинственного язы ка, на коем рассуждают их старшины, ког да держат совет, и который употребляет ся ими во время их неведомых обрядов в тирьери*, Метц не понимал ни одного зву ка. Этого языка не понимают женщины тоддов, или им может быть запрещено го ворить на нем. Что же касается христиан ского просвещения тоддов, то привезенный в Утти больным и почти умирающим бед ный Метц признался очень откровенно, что в эти тридцать три года общего с ними сожительства ему не удалось окрестить ни одного тодды, ни взрослого, ни ребенка. Впрочем, он все-таки надеялся, что «посе ял в них семена будущего образования». Но и в этом ему предстояло разочарова ние. Прибывшие на холмы с западного Ма- лабарского берега отцы иезуиты, питав шие в свою очередь надежду признать в тоддах колонию древних сирийских христи ан или по крайней мере манихеян**, очень долго наводили справки. С обычною им хитростью и ловкостью, они успели войти в сношение с тоддами. Они вкрались, если не в доверие, то в хорошее знакомство с этими, обыкновенно молчаливыми, серьез ными дикарями и успели узнать от них, к великой своей радости, — потому что они ненавидят протестантов еще более нежели язычников, — что Метц мог бы прожить с ними целые века в теснейшей дружбе и все- таки не произвести на них ни малейшего впечатления. «Слова белого человека то же, что говор майны (род говорящей птицы) или треща ние языка обезьяны», — говорили старые тодды иезуитам, не замечавшим, в припад ке коварной радости, обоюдоострого комп* Священное и весьма строго охраняемое ими жилище, иногда подземное, за буйвольим хлевом, тирьери есть храм, посвященный совершенно не известному никому, кроме тоддов, культу. ** Одно время отцы иезуиты пытались доказать, что тодды, как древние манихеяне, поклоняются «свету» солнечному, лунному и даже огню про стой лампы. Но это, во-первых, вовсе не доказы вает их манихейства, а во-вторых, и не правда. Тодды смеялись над этою идеей в разговоре с мистрисс Морган и мною. У них, напротив, отвра щение к свету луны. лимента. «Мы слушаем и смеемся. На что нам ваши дивы, когда у нас есть наши ве ликие буйволы?» — добавляли они, расска зывая, как Метц предлагал им взамен ве ры в буйволов — веру в религию тех, ко торые у них отнимали их пастбища и оби жали их ежедневно. Несмотря на одинаковую с Метцом участь, последователи Лойолы подняли че стного немца на смех, распустив про него анекдоты по всей южной Индии. Мы зна ем и даже можем указать таких иезуитов, которые, скорее нежели допустить тузем ца перейти в протестантство, укрепляют его всеми силами в его вере в чертопоклон- ство. Это было лет десять тому назад. С тех пор миссионеры обеих религий оставили тоддов в покое. Теперь уже давно решено, что всякая попытка к их обращению оказа лась бы только потерей времени. Невзирая на такое полное отсутствие в этом племени всякого религиозного чувства, по единодуш ному показанию писателей и всех жите лей Утти, нет во всей Индии народа чест нее, нравственнее, добрее тоддов. Это горсть патриархальных дикарей, без роду и племени, без истории, как и без малей шего (по крайней мере, видимого) призна ка веры во что-либо священное, кроме гряз ных буйволов, пленяет каждого своею, со вершенно детскою, невинностью. Вместе с тем, тодды не только далеко не глупый на род, что доказывает их удивительная спо собность говорить на многих языках и уме ние скрывать свой собственный, но и весь ма понятливы. Сэллвван упоминает в сво их Записках, что он разговаривал с ними по целым часам и что ему оставалось только разводить руками в глубоком удивлении, слыша, как они отзывались об англичанах, «как верно и разом они поняли наш наци ональный характер и подметили все наши недостатки». Познакомив читателей с тоддами в общих чертах, рассказав о них все, или почти все, что известно о них в Индии, я могу при ступить к рассказу о своих собственных приключениях и наблюдениях среди этого, так мало известного и загадочного, пле мени. Продолжение следует
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2