Сибирские Огни № 001 - 1990

седьмое поколение! Считая по три поколе­ ния на каждое столетие (хотя мы видим, что тодды замечательно долговечны), ока­ жется, если верить им,что они поселились здесь около .7 000 лет тому назад. Они на­ стаивают, что их праотцы пришли на остров Ланку (в этом, как и в прочих именах, ошибки нет, это очевидно) с-Востока, «со стороны восходящего солнца», и служили праотцам царя Раваны, мифического царя- демона, побежденного не менее мифичес­ ким Рамой около двадцати пяти поко­ лений тому назад; значит, считая по при­ нятому исчислению, около 1 000 лет, что, ес­ ли прибавить эту цифру к первой, состав­ ляет им родословную более 8 000 лет! Ока­ зывается, что мы или должны принять эту сказку, или же откровенно сознаться, что кроме этих не имеется никаких других сле­ дов об их загадочном прошлом!..» Так кто же такие, наконец, эти люди? Задача, конечно, трудная, если вспом­ нить, что этот вопрос не подвинулся ни на шаг вперед с 1822 года. До сего дня ста­ рания многих наезжающих из Лондона и Парижа в разные времена филологов, эт­ нологов, антропологов и всяких других ло­ гов не увенчались ни малейшим успехом. Напротив, чем более о них старались раз­ узнавать, тем менее получаемые сведения оказывались подходящими к прямому во­ просу. Все приобретенное сводилось под один и тот же итог: тодды не принадлежат к обыкновенному человечеству. Они ро­ дятся и умирают только для виду; их мис­ сия на земле, охранять их верных слуг баддагов от козней муллу-курумбов, и т. д. Понятно, что такие данные не могли на­ ходить себе места в «истории народов Индии». За недостатком более верных све­ дений гг. ученые утешились гипотезами соб­ ственного изобретения. Вот некоторые из них. Первым теоретиком является натуралист Лешено де-ла-Тур, ботаник короля фран­ цузского. Его письма по этому вопросу чрезвычайно интересны своею оригиналь­ ностью, Почтенный ученый, вследствие ка­ ких-то, ему одному свойственных, сообра. жений признал тоддов за выкинутых ко­ раблекрушением на Малабарский берег, не то бретонских, не то нормандских кресто­ носцев. В горах кавказских нашлись же крестоносцы, признанные в хевсурах и ту. шинах: так почему же им не быть и в го­ рах малабарских? В первое время эта мысль улыбнулась многим. К сожалению, выяснилось очень скоро одно обстоятельство, которое уничтожило разом такое поэтическое предположение: у тоддов нет не только на их языке, но нет даже и в мыслях таких слов, как Бог, крест, молитва, религия, грех или какого- либо подобного выражения, напоминаю­ щего даже просто монотеизм и деизм, не говоря уже о христианстве. Тоддов нель. зя назвать даже язычниками, потому что они не поклоняются никому и ничему, кро­ ме собственных буйволов, именно только собственных, так как буйволы чужие, дру­ гих племен, не пользуются никаким от них почетом. Одно молоко, с прибавлением ягод и плодов из лесов, составляет их единст­ венную пищу. Но они скорее умрут с го­ лода, нежели дотронутся до молока, сы­ ра или масла от других буйволиц, кроме их собственных, священных кормилиц. Они ни­ когда не едят мяса, как не сеют и не жнут, считая всякую работу, кроме доения буй­ волиц и ухаживанья за стадами, чем-то вроде бесчестья. Один такой образ жизни достаточно по­ казывает, что между крестоносцами сред­ них веков и тоддами очень мало общего. К тому же, как не раз сказано, они не уме­ ют владеть оружием и никогда не проли­ вают крови, чувствуя к ней нечто вроде свя­ щенного ужаса. Кавказские горцы на се­ веро-востоке от Тифлиса, как пшавы и хев­ суры, так и тушины сохранили у себя мно­ го средневекового оружия и утвари; у них не мало и христианских обычаев. А у тод­ дов не найдется не только средневекового, но и простого современного ножа. Все это, в связи с главным вышеупомянутым фак­ том, что у тоддов нет ни малейшего пред­ ставления о божестве, делает теорию Ле­ шено де-ла-Тура уже совсем неподходя­ щею... Затем пошла в ход хотя и давно изби­ тая, но излюбленная и многоспасительная в таких случаях теория о кельто-скифах. Но и эта, по своему обыкновению, скоро про­ валилась. Когда тодд умирает, его сожи- гают с разными любопытными обрядами, вместе с его любимым буйволом, а в том случае, когда покойник был «священнодей­ ствующим», приносится в жертву от семи до семнадцати голов этих животных. Но буйволы все-таки не лошади; а тип лица тоддов, совершенно европейский, сильно напоминающий уроженца южной Италии или Франции, довольно трудно согласовать с типом скифа, насколько мы о нем знаем, Лешено де-ла-Тур сильно боролся с пре­ пятствиями, но, как только его осмеяли, он тотчас же бросил свою теорию. Гипотеза же о скифах, невзирая на всю нелепость предположения, держится и до сей поры. Потом явилась на сцену вечно побивае­ мая и вновь оживающая теория о десяти «потерянных племенах Израиля». Миссионер немец Метц с помощью некоторых своих со­ братий из англичан, одаренных одинако­ вым с ним пламенным воображением, при­ нялись разрабатывать эту теорию с вос­ торгом. Но, в опровержение этой фан­ тазии, достаточно повторить уже неодно­ кратно сказанное выше, что у тоддов ни­ когда не было и нет никакого бога, тем менее — Бога Израиля. Тридцать три года жил с тоддами и бил­ ся с ними бедный благочестивый немец. Он жил их каждодневною жизнью, переко­ чевывая с ними с места на место*; мылся раз в год, питался одною молочною пищей, наконец растолстел и получил водянку. Он привязался к ним всеми силами своею лю­ бящей, честной души и, хотя не окрестил ни одного тодда, но хвалился, что научил­ ся превосходно их языку и познакомил три поколения тоддов с религией Христа. Но когда навели справки, то оказалось не совсем так. Во-первых узнали, что Метц не знал ни полслова из их языка. Тодды выучили его канарезскому диалекту, на котором они са­ ми говорят с баддагами и женщинами сво* Хотя тодды народ не кочевой и живут в до­ мах, однако, выбирая для своих буйволов лучшие пастбища, они часто переходят из одного посел­ ка в другой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2