Сибирские Огни № 001 - 1990
седьмое поколение! Считая по три поколе ния на каждое столетие (хотя мы видим, что тодды замечательно долговечны), ока жется, если верить им,что они поселились здесь около .7 000 лет тому назад. Они на стаивают, что их праотцы пришли на остров Ланку (в этом, как и в прочих именах, ошибки нет, это очевидно) с-Востока, «со стороны восходящего солнца», и служили праотцам царя Раваны, мифического царя- демона, побежденного не менее мифичес ким Рамой около двадцати пяти поко лений тому назад; значит, считая по при нятому исчислению, около 1 000 лет, что, ес ли прибавить эту цифру к первой, состав ляет им родословную более 8 000 лет! Ока зывается, что мы или должны принять эту сказку, или же откровенно сознаться, что кроме этих не имеется никаких других сле дов об их загадочном прошлом!..» Так кто же такие, наконец, эти люди? Задача, конечно, трудная, если вспом нить, что этот вопрос не подвинулся ни на шаг вперед с 1822 года. До сего дня ста рания многих наезжающих из Лондона и Парижа в разные времена филологов, эт нологов, антропологов и всяких других ло гов не увенчались ни малейшим успехом. Напротив, чем более о них старались раз узнавать, тем менее получаемые сведения оказывались подходящими к прямому во просу. Все приобретенное сводилось под один и тот же итог: тодды не принадлежат к обыкновенному человечеству. Они ро дятся и умирают только для виду; их мис сия на земле, охранять их верных слуг баддагов от козней муллу-курумбов, и т. д. Понятно, что такие данные не могли на ходить себе места в «истории народов Индии». За недостатком более верных све дений гг. ученые утешились гипотезами соб ственного изобретения. Вот некоторые из них. Первым теоретиком является натуралист Лешено де-ла-Тур, ботаник короля фран цузского. Его письма по этому вопросу чрезвычайно интересны своею оригиналь ностью, Почтенный ученый, вследствие ка ких-то, ему одному свойственных, сообра. жений признал тоддов за выкинутых ко раблекрушением на Малабарский берег, не то бретонских, не то нормандских кресто носцев. В горах кавказских нашлись же крестоносцы, признанные в хевсурах и ту. шинах: так почему же им не быть и в го рах малабарских? В первое время эта мысль улыбнулась многим. К сожалению, выяснилось очень скоро одно обстоятельство, которое уничтожило разом такое поэтическое предположение: у тоддов нет не только на их языке, но нет даже и в мыслях таких слов, как Бог, крест, молитва, религия, грех или какого- либо подобного выражения, напоминаю щего даже просто монотеизм и деизм, не говоря уже о христианстве. Тоддов нель. зя назвать даже язычниками, потому что они не поклоняются никому и ничему, кро ме собственных буйволов, именно только собственных, так как буйволы чужие, дру гих племен, не пользуются никаким от них почетом. Одно молоко, с прибавлением ягод и плодов из лесов, составляет их единст венную пищу. Но они скорее умрут с го лода, нежели дотронутся до молока, сы ра или масла от других буйволиц, кроме их собственных, священных кормилиц. Они ни когда не едят мяса, как не сеют и не жнут, считая всякую работу, кроме доения буй волиц и ухаживанья за стадами, чем-то вроде бесчестья. Один такой образ жизни достаточно по казывает, что между крестоносцами сред них веков и тоддами очень мало общего. К тому же, как не раз сказано, они не уме ют владеть оружием и никогда не проли вают крови, чувствуя к ней нечто вроде свя щенного ужаса. Кавказские горцы на се веро-востоке от Тифлиса, как пшавы и хев суры, так и тушины сохранили у себя мно го средневекового оружия и утвари; у них не мало и христианских обычаев. А у тод дов не найдется не только средневекового, но и простого современного ножа. Все это, в связи с главным вышеупомянутым фак том, что у тоддов нет ни малейшего пред ставления о божестве, делает теорию Ле шено де-ла-Тура уже совсем неподходя щею... Затем пошла в ход хотя и давно изби тая, но излюбленная и многоспасительная в таких случаях теория о кельто-скифах. Но и эта, по своему обыкновению, скоро про валилась. Когда тодд умирает, его сожи- гают с разными любопытными обрядами, вместе с его любимым буйволом, а в том случае, когда покойник был «священнодей ствующим», приносится в жертву от семи до семнадцати голов этих животных. Но буйволы все-таки не лошади; а тип лица тоддов, совершенно европейский, сильно напоминающий уроженца южной Италии или Франции, довольно трудно согласовать с типом скифа, насколько мы о нем знаем, Лешено де-ла-Тур сильно боролся с пре пятствиями, но, как только его осмеяли, он тотчас же бросил свою теорию. Гипотеза же о скифах, невзирая на всю нелепость предположения, держится и до сей поры. Потом явилась на сцену вечно побивае мая и вновь оживающая теория о десяти «потерянных племенах Израиля». Миссионер немец Метц с помощью некоторых своих со братий из англичан, одаренных одинако вым с ним пламенным воображением, при нялись разрабатывать эту теорию с вос торгом. Но, в опровержение этой фан тазии, достаточно повторить уже неодно кратно сказанное выше, что у тоддов ни когда не было и нет никакого бога, тем менее — Бога Израиля. Тридцать три года жил с тоддами и бил ся с ними бедный благочестивый немец. Он жил их каждодневною жизнью, переко чевывая с ними с места на место*; мылся раз в год, питался одною молочною пищей, наконец растолстел и получил водянку. Он привязался к ним всеми силами своею лю бящей, честной души и, хотя не окрестил ни одного тодда, но хвалился, что научил ся превосходно их языку и познакомил три поколения тоддов с религией Христа. Но когда навели справки, то оказалось не совсем так. Во-первых узнали, что Метц не знал ни полслова из их языка. Тодды выучили его канарезскому диалекту, на котором они са ми говорят с баддагами и женщинами сво* Хотя тодды народ не кочевой и живут в до мах, однако, выбирая для своих буйволов лучшие пастбища, они часто переходят из одного посел ка в другой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2