Сибирские Огни № 001 - 1990
пика их единственный храм: он посвящен ими отрешенному божеству, Истине. Тогда как среди жителей долин, как самый сим вол, так и самое божество слишком часто забываются, тодды поклоняются обоим, питая к идее и символу, в теории, как и на практике, самое искреннее ненарушимое чувство уважения»... Вот именно такая нравственная чистота тоддов и их редкие душевные качества привлекли к себе не только мистера Салливана, но и многих миссионеров. Надо принять во внимание значение такой похвалы в устах людей, не привыкших отзываться с особенною похва лой о тех, на кого сами они не производят никакого впечатления*. А на тоддов при бытие миссионеров да и вообще англичан с первого до последнего дня произвело не более впечатления, как если бы вместо живых людей эти дикари были каменными статуями. Мы знавали миссионеров и даже одного епископа, которые не устрашились ставить нравственность тоддов в пример своей «высокорожденной» пастве, публично в церквах, по воскресеньям. Но в них действительно есть нечто еще более привлекательное, если не для публи ки, вообще, и статистиков, в частности, то для тех, которые посвятили себя всецело изучению более отвлеченной стороны чело веческой природы: именно таинственность, чувствуемая всеми в соприкосновении с тоддами, и та психическая сила, о которой было упомянуто в первой главе. Об обеих мы имеем сказать многое. Коллектор, проведя в горах дней десять, вернулся в Куимбатур, а оттуда отправил ся в Мадрас, дабы отдать лично полный отчет главной конторе Компании о своем путешествии на «Голубые Горы». Исполнив эту обязанность, Сэлливан вернулся не медля в привлекающие его горы и к сильно уже интересовавшим его тоддам. Там он первый построил себе европейский дом, каждый камень которого был ему принесен тоддами. «Откуда они доставали эти большие, хо рошо обтесанные камни, так и осталось до сей поры загадкой», — рассказывал гене рал Морган. С первого дня коллектор сделался дру гом, покровителем и защитником тоддов, и в продолжение тридцати лет он стоял за них горой, ограждая их самих и их интере сы от алчности и несправедливых захватов Ост-Индийской Компании. Он не говорил о них в официальных бумагах иначе, как о «законных владетелях почвы», и заставил «почтенных отцов» считаться с тоддами. В продолжение многих лет Компания плати ла им аренду за уступленные ими леса и поляны. Все время, пока мистер Сэлли ван был жив, никому не позволялось оби жать и делать захватов на землях, кото рые тодды заранее указали англичанам, как на свои священные пастбища, оговорив их в контрактах. Эффект донесения мистера Сэлливана в Мадрасе был громадный. Все, что только жаловалось на климат, все, что страдало печенью, лихорадкой и другими болезнями, так щедро расточаемыми европейцам тро- * До сих пор, то есть до 1883 года, невзирая на все усилия миссий, не было ни одного примера обращения тодда в христианство. пиками, да имело средства на переезд, все это бросилось по направлению к Куимбату- ру. Из несчастной деревушки Куимбатур сделался в несколько лет уездным городом, Установилось тотчас регулярное сообщение между Метополламом, у подошвы Нильги- ри, и Уттакамандом*, городком, основан ным в 1822 году на высоте 7 500 футов. Вскоре стала переезжать туда, с марта до ноября, вся мадрасская бюрократия. Вилла за виллою, дома за домами стали вырастать на цветущих скатах гор, как грибы после весеннего дождика. По смерти мистера Сэлливана плантаторы завладели почти всею местностью между Котхагири и Утти. Пользуясь тем, что «владетели гор» выго ворили себе самые высокие места на Ниль- гири для пастбищ «священных» буйволов, англичане присвоили себе девять десятых «Голубых Гор». Миссионеры воспользова лись случаем, чтобы осмеять туземцев и их суеверие в богов и горных гениев. Все ока залось напрасным. Баддаги продолжали держаться своих особенных взглядов на тоддов, хотя скоро тем пришлось доволь ствоваться голыми верхушками скал, кото рые они теперь разделяют с лангурами. «Отцы» Компании, а после них и прави тельственные бюрократы, хотя и продолжа ли на бумаге величать тоддов «законными властелинами почвы», на деле же и под шумок стали заявлять себя, как и всегда, «лордами над баронами»**. На курумбов пока не обращали внима ния. С первого появления англичан курум- бы, словно они были действительно тем, чем казались, отвратительного вида гнома ми, точно исчезли под землей. О них не слыхали и их не видали в первые годы по открытии. Потом они стали, мало-помалу, показываться и селиться в болотах и под сырыми нависшими скалами. Однако вско ре они дали о себе знать... Каким образом, — это будет рассказано в дальнейших гла вах; теперь же займемся сперва тоддами и баддагами. Когда стали приводить в известность и порядок новое хозяйство и собирать сведе ния для статистики новых племен, почтен ные этнологи нашли отпор, какого никогда не ожидали. Им встретились по вопросу о происхождении тоддов неопреодолимые за труднения и пришлось почти впервые соз наться, что после двадцатилетних усилий узнать что-либо о них верное так же невоз можно, как и причислить их к какому-либо из других племен Индии. «Легче проник нуть на северный полюс, нежели в душу тодда»,— пишет миссионер Метц. На что полковник Хенессей отвечает: «Единствен ное сведение, которого мы могли после стольких лет добиться, состоит в следу ющем: тодды утверждают, что с тех самых пор, как «царь Востока» (?) даровал им эти горы, они живут на них и ни разу не отлучались и даже не сходили с их вершин. Но к какому именно периоду мы должны причислить эпоху этого неизвестного царя Востока? Нам отвечают, что они живут на «Голубых Горах» вот уже сто девяносто * Для сокращения его все называют «Утти». Так будем и мы говорить о нем. ** Так называют англичан в Раджистане, где они официально именуют такуров и раджей «барона ми», а сами при каждом удобном случае напоми нают им, что они только их вассалы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2