Сибирские Огни № 001 - 1990

шечниками. Они обладают секретом выдел­ ки стали и железа; их ножи, как и другое оружие, упругостью, отточкой и овоею поч­ ти несокрушимою крепостью, превосходят все, когда-либо фабрикованное, в Азии или в Европе. Кохтар не употребляет другого, кроме остро отточенного с обеих сторон, длинного как вертел оружия. Но с ним он идет и на кабана, и на тигра, и даже на слона, и всегда берет верх над зверем*. Кохты не выдают своей тайны ни за какие деньги. Ни одно из племен в горах не за­ нимается таким мастерством. Где они мог­ ли познакомиться с ним, это еще одна из загадок для наших этнологов. Религия их не имеет ничего общего с религиями других аборигенов. Кохты не имеют понятия о бо­ гах браминов и поклоняются каким-то фан­ тастическим божествам, которые у них не изображаются. Число кохт, насколько мы могли привести в известность, не превыша­ ет 2 500. 4) Баддаги, или «бюргеры». Самое мно­ гочисленное, богатое и цивилизованное изо всех пяти горных племен Нильгири. Они — браминисты и разделяются на несколько кланов. Их около 10 000, и почти все они занимаются земледелием. Баддаги поче­ му-то поклоняются и оказывают божествен­ ные почести тоддам; последние стоят для баддаг несравненно выше их бога Шивы. 5) Тодды, называемые также тоддувара- ми. Эти разделяются на два большие клас­ са. Первый из них, класс священнодейству­ ющих, известен под названием тералли; принадлежащие к нему тодды посвящены служению буйволам, приговорены к вечно­ му безбрачию и совершают какие-то непо­ нятные обряды, которые они весьма тща­ тельно скрывают от европейцев и даже ото всех, не принадлежащих к их племени ту­ земцев. Второй класс, кутты, простые смертные. Насколько нам известно, первые составляют аристократию племени. В этом небольшом племени мы насчитали 700 че­ ловек, и судя по их показанию, их числен­ ность никогда не превышала этой цифры». Дабы показать, что сюжет этой были вполне достоин внимания, добавим к пока­ занию мистера Сэлливана мнение авторов книги, изданной в 1853 году, по приказа­ нию Ост-Индийской Компании. Там гово­ рится о тоддах следующее: «Это крошечное племя привлекло за по­ следние годы весьма восторженное и серьезное внимание не только посетителей Нильгири, но и лондонских этнологов. Ин­ терес, возбуждаемый тоддами, очень заме­ чателен. Они заслужили необыкновенные симпатии мадрасских властей. Этих дика­ рей описывают как великолепно сложенную атлетическую расу великанов, найденных самым неожиданным образом в недрах Гхаты. Манеры их полны грации и достоин­ ства, а наружность можно характеризовать так...» За этим следует уже известное описание наружности тоддов. Параграф о тоддах кончается фактом, на который я нарочно * Теперь, когда уже давно узнали, что кохты обладают таким секретом, все стараются заказы­ вать у них ножи и дают оттачивать оружие. Простой с грубым клинком нож, сделанный кох- том, оплачивается в несколько раз дороже самого лучшего шеффильдского ножа. напираю, ввиду его многозначительности и прямого отношения к разъяснению собы­ тий, коих мы были очевидцами, и опять- таки сознанием полного неведения их исто­ рии и происхождения. «Тодды не употребляют никакого ору­ жия, кроме короткой тросточки из бамбу­ ка, которая никогда не покидает их пра­ вой руки. Старания многих лет узнать что-нибудь об их прошлом, о языке и ре­ лигии, остались вполне безуспешными. Это самое таинственное племя изо всех наро­ дов Индии». Мистер Сэлливан оказался весьма скоро вполне порабощенным «нильгирийскими Адонисами», как их прозвали ранние по­ селенцы и плантаторы на «Голубых Горах». То был первый, быть может, единственный в Англо-Индии пример, чтоб английский чиновник, бара-сааб открыто братался, вступал бы в такие интимные, дружеские сношения с подвластными ему аборигена­ ми, как то делал куимбатурский коллек­ тор. В награду за подарок Компании еще лишнего куска территории в Индии, его тотчас же повысили в чине «главноуправ­ ляющего» «Голубыми Горами». Так мистер Сэлливан прожил около тридцати лет; там он и умер. Что же его привлекло к этим людям? Что могло быть в самом деле общего меж­ ду цивилизованным европейцем и совер­ шенно примитивными людьми, как тодды? На этот вопрос, как и на многие другие, нам никто еще не мог ответить. Не потому ли, что все неизвестное, таинственное, при­ влекает нас как пустое пространство и, производя головокружение, притягивает к себе, подобно бездне? С практической точ­ ки зрения, конечно, тодды не более как ди­ кари, совершенно незнакомые с первыми основными правилами цивилизации и даже на вид, невзирая на их физическую красо­ ту, довольно грязные. Но дело не в наруж­ ной их оболочке, а во внутреннем, духов­ ном мире этого народа. Во-первых, тодды совершенно незнакомы с ложью. На их языке не имеется даже таких слов, как «неправда» или «ложь». Воровство или да­ же простое присваивание не принадлежа­ щего им •—•также им неизвестны. Доста­ точно прочесть то, что о них говорит капи­ тан Гаркнесс в книге своей, озаглавленной «Странное племя аборигенов», дабы убе­ диться в том, что такие редкие качества не суть продукт единственно нашей цивилиза­ ции. Вот что пишет о них этот известный путешественник: «...Прожив около двенадцати лет в Утта- каманде, говорю положительно, что .никог­ да не встречал народа, как в цивилизован­ ных, так и в первобытных странах, кото­ рый выказывал бы такое религиозное ува­ жение к праву т е и т е!: 1еит*, как тодды. Они внушают это чувство детям с самого нежного возраста. Мы (англичане) не на­ шли между ними еще ни одного вора!.. Обман и ложь им неизвестны, кажутся не­ возможными»... А далее: «Как и у тузем­ цев низменной страны Южной Индии, ложь во мнении этого племени самый под­ лый, непростительный порок. Фактическим доказательством этому врожденному в них чувству является на высоте 'Годабетского * мое и твое. (Лат.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2