Сибирские Огни № 001 - 1990
фразы о буйволах, и только впоследствии узнали ее смысл. А смысл хотя и стран ный, но далеко не новый нам — в Ин дии, где на корову взирают, как на су щество священное и неприкосновенное. В тоддах, невзирая на их собственные предания, которых они упорно держатся, английские этнологи желали бы признать остатки «некоего гордого племени», ни имя, ни другие приметы коего им впрочем не известны. На таком твердом основании они строят свою гипотезу, которая со стоит в том, что это гордое племя, веро ятно, занимало некогда (а именно ког да — неизвестно) надречяые низменности Деккана; пасло свои священные стада буйволов (которые, между прочим, ни когда не считались священными в Ин дии), задолго до эпохи, в которую их по следующие соперницы, коровы, монополи зировали народное благоговение. Затем предполагается, что то же гордое племя «свирепо отражало и задерживало втор жение приходивших постоянно из-за север ных гор (то есть Гималай) арийских пле мен или макс-мюллеровских браминов «с Оксуса». Эта милая и на первый взгляд правдо подобная гипотеза опять-таки разлетается в куски перед известным фактом, что тод- ды, хотя и действительно «гордое племя», но не только сами никакого оружия не но сят, а даже не сохранили о нем ни малей шего воспоминания. А если, как сказано, они не держат при себе ни ножа, в защиту от диких зверей, ни даже собаки, для ноч ной охраны, то, видно, у них есть другие способы к отражению врага, кроме воору женной силы. По мнению мистера Сэлливана, тодды совершенно законно предъявляют права на «Голубые Горы», как на свою вековую собственность. Они заявляют, а прожива ющие возле них столетиями соседи под тверждают это право давности собствен ным сознанием. Они показывают едино душно, что тодды владели уже горами, когда пришли самые ранние поселенцы дру гих племен, именно, муллу-курумбы, за ними баддаги и за баддагами хотты и эруллары. Что все эти племена просили и получили от тоддов, которые прежде жили одни, позволение селиться на горах. За это дозволение все четыре племени всегда пла тили тоддам дань не деньгами, потому что до прихода англичан деньги были неиз вестны на горах, но натурой; несколько горстей зерен с каждого обрабатываемого поля от баддаг; несколько штук железных изделий, необходимых для постройки до мов и домашнего обихода от хоттов, яго ды и плоды от курумбов и т. д. Все эти пять рас во все времена резко отличаются одно от другого, как мы это тотчас увидим ниже. Их языки, религии, обычаи, так же, как и типы, не имеют ни чего общего. По всем вероятиям, все эти племена последние остатки доисторических рас аборигенов Южной Индии; но если кое-что и было узнано о баддагах, хоттах, курумбах и эрулларах, то на тоддах исто рия завязла, как на мели. Судя по древним могилам на «холме», да некоторым разва линам храмов и капищ, не только тодды, но и курумбы, должно быть, достигли еше в доисторические времена некоторой циви- лизании: у тоддов есть положительно не что вроде писем, какие-то знаки, вроде гвоздеобразных записей у древних персов. Но чем бы тодды ни были в далеком прошлом, теперь они совсем патриархаль ный народ, вся жизнь коего сосредоточена на его священных буйволах. Из этого многие, писавшие о тоддах, за ключили, что они поклоняются буйволам, как богам, то есть проповедуют зоолатрию. Но это не так. Сколько нам известно, их религия имеет характер гораздо более воз вышенный, нежели простое и грубое покло нение животным. Второе и последующие донесения мисте ра Сэлливана еще интереснее. Но так как я привожу слова почтенного английского чиновника только ради подтверждения соб ственных наблюдений и показаний, то здесь не место повторять эти донесения. Позво- ляю себе только представить еще несколько дополнительных статистических замечаний, как его самого, так и других чиновников, о пяти племенах Нильгири. Вот сжатое показание из статистического сочинения о них полковника Торнтона. «1) Первыми на скатах гор за чертой во допада встречаются эруллары. Они живут в настоящих земляных норах и питаются кореньями. Теперь, с приходом англичан, они стали менее дики. Они живут группа ми от трех до четырех семейств, и их на считывают около тысячи душ. 2) Над ними живут курумбы. Эти разде ляются на две ветви: а) просто курумбы, живущие в землянках, которые образуют деревушки, и б) муллу-курумбы, отврати тельного вида и необычайно малого роста люди, которые живут в настоящих гнездах на деревьях и похожи более на больших обезьян, нежели на человеческие существа». Примечание. Хотя и в других городах Индии есть племена, схожие в общих чертах и даже носящие то же название, но они резко отличаются во всем от этих двух племен, особенно от курумб, страшилищ и злых гениев, избегаемых всеми другими племенами, кроме тоддов, царей и власти телей на Голубых Горах. Как хорошо известно, курумбан — та мильское слово, означает — «карлик»; но в то время, как курумбы низменностей — просто очень маленькие аборигены, нильги- рийские курумбы часто не превышают трех футов ростом. Оба эти племени не имеют и понятия о необходимых и самых элемен тарных потребностях жизни и почти не вы шли из состояния самых грубых дикарей, выказывая признаки самой первобытной расы человечества. Они говорят на языке, более напоминающем щебетание птиц и горловые звуки обезьян, нежели людской говор, хотя у них изредка и встречаются слова из многих древних диалектов дра видской Индии. Численность эрулларов и курумб не превышает тысячи в каждом племени. 3) Кохтары. Еще более странная раса. Они не имеют понятия о различии каст и отличаются столько же от других горных племен, как и от туземцев Индии. Столь же дикие и первобытные, как эруллары и курумбы, живя, как кроты, в земляных но рах и на деревьях, они — странное дело — оказываются превосходными золотых и се ребряных дел мастерами, кузнецами и гор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2