Сибирские Огни № 001 - 1990

фразы о буйволах, и только впоследствии узнали ее смысл. А смысл хотя и стран­ ный, но далеко не новый нам — в Ин­ дии, где на корову взирают, как на су­ щество священное и неприкосновенное. В тоддах, невзирая на их собственные предания, которых они упорно держатся, английские этнологи желали бы признать остатки «некоего гордого племени», ни имя, ни другие приметы коего им впрочем не­ известны. На таком твердом основании они строят свою гипотезу, которая со­ стоит в том, что это гордое племя, веро­ ятно, занимало некогда (а именно ког­ да — неизвестно) надречяые низменности Деккана; пасло свои священные стада буйволов (которые, между прочим, ни­ когда не считались священными в Ин­ дии), задолго до эпохи, в которую их по­ следующие соперницы, коровы, монополи­ зировали народное благоговение. Затем предполагается, что то же гордое племя «свирепо отражало и задерживало втор­ жение приходивших постоянно из-за север­ ных гор (то есть Гималай) арийских пле­ мен или макс-мюллеровских браминов «с Оксуса». Эта милая и на первый взгляд правдо­ подобная гипотеза опять-таки разлетается в куски перед известным фактом, что тод- ды, хотя и действительно «гордое племя», но не только сами никакого оружия не но­ сят, а даже не сохранили о нем ни малей­ шего воспоминания. А если, как сказано, они не держат при себе ни ножа, в защиту от диких зверей, ни даже собаки, для ноч­ ной охраны, то, видно, у них есть другие способы к отражению врага, кроме воору­ женной силы. По мнению мистера Сэлливана, тодды совершенно законно предъявляют права на «Голубые Горы», как на свою вековую собственность. Они заявляют, а прожива­ ющие возле них столетиями соседи под­ тверждают это право давности собствен­ ным сознанием. Они показывают едино­ душно, что тодды владели уже горами, когда пришли самые ранние поселенцы дру­ гих племен, именно, муллу-курумбы, за ними баддаги и за баддагами хотты и эруллары. Что все эти племена просили и получили от тоддов, которые прежде жили одни, позволение селиться на горах. За это дозволение все четыре племени всегда пла­ тили тоддам дань не деньгами, потому что до прихода англичан деньги были неиз­ вестны на горах, но натурой; несколько горстей зерен с каждого обрабатываемого поля от баддаг; несколько штук железных изделий, необходимых для постройки до­ мов и домашнего обихода от хоттов, яго­ ды и плоды от курумбов и т. д. Все эти пять рас во все времена резко отличаются одно от другого, как мы это тотчас увидим ниже. Их языки, религии, обычаи, так же, как и типы, не имеют ни­ чего общего. По всем вероятиям, все эти племена последние остатки доисторических рас аборигенов Южной Индии; но если кое-что и было узнано о баддагах, хоттах, курумбах и эрулларах, то на тоддах исто­ рия завязла, как на мели. Судя по древним могилам на «холме», да некоторым разва­ линам храмов и капищ, не только тодды, но и курумбы, должно быть, достигли еше в доисторические времена некоторой циви- лизании: у тоддов есть положительно не­ что вроде писем, какие-то знаки, вроде гвоздеобразных записей у древних персов. Но чем бы тодды ни были в далеком прошлом, теперь они совсем патриархаль­ ный народ, вся жизнь коего сосредоточена на его священных буйволах. Из этого многие, писавшие о тоддах, за­ ключили, что они поклоняются буйволам, как богам, то есть проповедуют зоолатрию. Но это не так. Сколько нам известно, их религия имеет характер гораздо более воз­ вышенный, нежели простое и грубое покло­ нение животным. Второе и последующие донесения мисте­ ра Сэлливана еще интереснее. Но так как я привожу слова почтенного английского чиновника только ради подтверждения соб­ ственных наблюдений и показаний, то здесь не место повторять эти донесения. Позво- ляю себе только представить еще несколько дополнительных статистических замечаний, как его самого, так и других чиновников, о пяти племенах Нильгири. Вот сжатое показание из статистического сочинения о них полковника Торнтона. «1) Первыми на скатах гор за чертой во­ допада встречаются эруллары. Они живут в настоящих земляных норах и питаются кореньями. Теперь, с приходом англичан, они стали менее дики. Они живут группа­ ми от трех до четырех семейств, и их на­ считывают около тысячи душ. 2) Над ними живут курумбы. Эти разде­ ляются на две ветви: а) просто курумбы, живущие в землянках, которые образуют деревушки, и б) муллу-курумбы, отврати­ тельного вида и необычайно малого роста люди, которые живут в настоящих гнездах на деревьях и похожи более на больших обезьян, нежели на человеческие существа». Примечание. Хотя и в других городах Индии есть племена, схожие в общих чертах и даже носящие то же название, но они резко отличаются во всем от этих двух племен, особенно от курумб, страшилищ и злых гениев, избегаемых всеми другими племенами, кроме тоддов, царей и власти­ телей на Голубых Горах. Как хорошо известно, курумбан — та­ мильское слово, означает — «карлик»; но в то время, как курумбы низменностей — просто очень маленькие аборигены, нильги- рийские курумбы часто не превышают трех футов ростом. Оба эти племени не имеют и понятия о необходимых и самых элемен­ тарных потребностях жизни и почти не вы­ шли из состояния самых грубых дикарей, выказывая признаки самой первобытной расы человечества. Они говорят на языке, более напоминающем щебетание птиц и горловые звуки обезьян, нежели людской говор, хотя у них изредка и встречаются слова из многих древних диалектов дра­ видской Индии. Численность эрулларов и курумб не превышает тысячи в каждом племени. 3) Кохтары. Еще более странная раса. Они не имеют понятия о различии каст и отличаются столько же от других горных племен, как и от туземцев Индии. Столь же дикие и первобытные, как эруллары и курумбы, живя, как кроты, в земляных но­ рах и на деревьях, они — странное дело — оказываются превосходными золотых и се­ ребряных дел мастерами, кузнецами и гор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2