Сибирские Огни № 001 - 1990

вана увидала себя вынужденною оста­ вить слонов и бросить почти весь багаж, так как приходилось подвигаться все вы­ ше и выше, перелезая через скалы по­ средством веревок и блоков. В первый день погибли три человека, на второй —■ семь человек арестантов. Сопровождав­ шие Салливана Киндерзлей и Уиш не оказали ему ни малейшей помощи. Доро­ га, по которой их провели так легко на возвратном пути баддаги, исчезла наве­ ки, как будто следы ее были заметены ка­ ким-то волшебством: ее не нашли еще и до сей поры, хотя искали ее долго и тща­ тельно. На все вопросы баддаги притво­ рялись непонимающими. Очевидно, або­ ригены не имеют намерения выдавать англичанам всех своих тайн. По одолении главного препятствия, то есть отвесных утесов и скал, окружающих Нильгирийскую гору, словно сплошною китайской стеной, и после потери чело­ век 15 арестантов да двух сипаев, хотя партии предстояли еще большие затрудне­ ния, но она нашла себе скоро и награ­ ду. Подымаясь шаг за шагом, то вырубая выемки в скалах для ноги, то опускаясь снова на сотни футов на веревках в глу­ бокие бездны, на шестой день путешест­ вия, англичане очутились наконец на до­ вольно ровном месте. Здесь, в лице кол­ лектора, Великобритания «объявила «Го­ лубые Горы» королевскою территорией». «По водружении на высокой скале англий­ ского флага, — игриво замечает мистер Сэлливан, — нильгирийские боги сдела­ лись подданными его великобританского величества». С этого часа экспедиция стала встре­ чать следы человеческого жилья. Она увидала себя «в стране волшебной, вели­ чественной красоты»; но через несколько часов «эта картина вдруг чудодейно ис­ чезла: мы снова попали в туман. Неза­ метно подкравшись, облако окутало нас со всех сторон, хотя мы давно, как дума­ ли Уиш и Киндерзлей, — перешли за чер­ ту «вечного тумана». В те годы Мадрасское метеорологичес­ кое отделение обсерватории не успело еще решить характера этого странного явле­ ния и приписать оное, как теперь, его на­ стоящим причинам. Поэтому и мистер Сэлливан мог только, удивляясь, конста­ тировать феномен, описав, как он тогда проявился. «В продолжение целого часа, — пишет он, — мы чувствовали себя ося­ зательно среди окружающего нас теплого, мягкого, как пух, тумана, что доказывали наши насквозь промокшие платья. На рас­ стоянии полушага люди стали друг у друга пропадать на глазах: до того обла­ ко было густо; а затем люди, как и час­ ти окружавшей нас панорамы, начали быстро прыгать перед нами, то появля­ ясь, то снова исчезая в этой мокрой и словно освещенной бенгальским огнем го­ лубоватой атмосфере»... Местами, вследствие затруднительного медленного подъема, «пар делался до то­ го невыносимо горяч», что некоторые из европейцев «чуть было не задохлись». К сожалению, ни натуралисты, ни фи­ зики высокопочтенной Компании, сопро­ вождавшие мистера Сэлливана, не могли или не успели исследовать этого явле­ ния. Не далее как через год после того было уже поздно изучать его: как только большая часть утесов, которые когда-то опоясывали «холмы», стали исчезать один за другим, взрываемые для прокладки до­ рог в Нильгари, исчезло бесследно и самое явление. Пропал голубой пояс Ниль- гири. Теперь туман является гораздо ре­ же: только во время муссонов. Зато самые горы сделались еще синее издали, еще более яркого, лазоревого цвета < ...> . Наконец они напали на след настоящих обитателей и владетелей Нильгирийских гор, тоддов и курумбов. Чтобы не возвра­ щаться опять к предмету, скажем тотчас же, что тогда как, по позднейшим све­ дениям, баддаги, живущие с тоддами уже около семи лет, являлись иногда им од­ ним известными дорогами, в полянах Ку- имбатура, где живут их сродники, дру­ гие баддаги,— тодды и курумбы остава­ лись совершенно неизвестны туземцам. Они и теперь, когда давно уже установи­ лось правильное и ежедневное сообщение между Уттакамандом и Мадрасом, ни­ когда не сходят со своих гор. Долго не знали, чему приписать такое неестествен­ ное молчание баддаг о существовании двух живущих вместе рас. Теперь реши­ ли, и как оказалось, весьма справедливо, что тайна объясняется лишь одним суеве­ рием, начало и причина которого, впро­ чем, все еще остаются европейцу необъ­ яснимыми, а для каждого туземца — весьма понятными. Не говорили баддаги о тоддах потому, что для них тодды — боги, неземные существа, которых они боготворят; а произносить имена своих фамильных, раз избранных божеств* счи­ тается у индусов за величайшее им ос­ корбление, за кощунство, на которое не решится ни один туземец, даже под угро­ зой смерти. А курумбов они ненавидят, страшась их столько же, сколько обожа­ ют тоддов. Одно уже, хотя бы тихо про­ изнесенное, имя «курумбы» навлекает, по их мнению, несчастье на того, кто его произносит. Поднявшись на высоту 7 000 футов и выйдя на волнообразную широкую по­ ляну, партия изыскателей нашла группу зданий у подножия скалы, которое Кин­ дерзлей и Уиш тотчас же признали за уже виденные ими дома тоддов. Каменные до­ мики без окон и дверей, с их пирамидаль­ ными крышами были им слишком памят­ ны, чтобы они могли их забыть. Загля­ нув в единственное отверстие, служащее в таких домах вместе окном и дверью, они нашли жилища пустыми, хотя видимо обитаемыми. Далее, мили за две от этой первой «деревни», они увидали: «...Картину, достойную кисти художни­ ка и перед которою мы остановились в неописанном изумлении, а сопровождав­ шие нас сипаи-туземцы — в великом и су­ еверном страхе,— докладывает коллектор. — Перед нашими глазами открывалась * Каждое семейство индусов, хотя и принадле­ жащее к одной секте и одной касте с прочими, выбирает себе свое особенное, именно фамильное, божество, из 33 миллионов национального панте­ она; и об этом божестве, хотя оно всем бывает известно, члены семьи никогда не упоминают, считая каждое произнесенное о нем слово про­ фанацией.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2