Сибирские Огни № 001 - 1990
вана увидала себя вынужденною оста вить слонов и бросить почти весь багаж, так как приходилось подвигаться все вы ше и выше, перелезая через скалы по средством веревок и блоков. В первый день погибли три человека, на второй —■ семь человек арестантов. Сопровождав шие Салливана Киндерзлей и Уиш не оказали ему ни малейшей помощи. Доро га, по которой их провели так легко на возвратном пути баддаги, исчезла наве ки, как будто следы ее были заметены ка ким-то волшебством: ее не нашли еще и до сей поры, хотя искали ее долго и тща тельно. На все вопросы баддаги притво рялись непонимающими. Очевидно, або ригены не имеют намерения выдавать англичанам всех своих тайн. По одолении главного препятствия, то есть отвесных утесов и скал, окружающих Нильгирийскую гору, словно сплошною китайской стеной, и после потери чело век 15 арестантов да двух сипаев, хотя партии предстояли еще большие затрудне ния, но она нашла себе скоро и награ ду. Подымаясь шаг за шагом, то вырубая выемки в скалах для ноги, то опускаясь снова на сотни футов на веревках в глу бокие бездны, на шестой день путешест вия, англичане очутились наконец на до вольно ровном месте. Здесь, в лице кол лектора, Великобритания «объявила «Го лубые Горы» королевскою территорией». «По водружении на высокой скале англий ского флага, — игриво замечает мистер Сэлливан, — нильгирийские боги сдела лись подданными его великобританского величества». С этого часа экспедиция стала встре чать следы человеческого жилья. Она увидала себя «в стране волшебной, вели чественной красоты»; но через несколько часов «эта картина вдруг чудодейно ис чезла: мы снова попали в туман. Неза метно подкравшись, облако окутало нас со всех сторон, хотя мы давно, как дума ли Уиш и Киндерзлей, — перешли за чер ту «вечного тумана». В те годы Мадрасское метеорологичес кое отделение обсерватории не успело еще решить характера этого странного явле ния и приписать оное, как теперь, его на стоящим причинам. Поэтому и мистер Сэлливан мог только, удивляясь, конста тировать феномен, описав, как он тогда проявился. «В продолжение целого часа, — пишет он, — мы чувствовали себя ося зательно среди окружающего нас теплого, мягкого, как пух, тумана, что доказывали наши насквозь промокшие платья. На рас стоянии полушага люди стали друг у друга пропадать на глазах: до того обла ко было густо; а затем люди, как и час ти окружавшей нас панорамы, начали быстро прыгать перед нами, то появля ясь, то снова исчезая в этой мокрой и словно освещенной бенгальским огнем го лубоватой атмосфере»... Местами, вследствие затруднительного медленного подъема, «пар делался до то го невыносимо горяч», что некоторые из европейцев «чуть было не задохлись». К сожалению, ни натуралисты, ни фи зики высокопочтенной Компании, сопро вождавшие мистера Сэлливана, не могли или не успели исследовать этого явле ния. Не далее как через год после того было уже поздно изучать его: как только большая часть утесов, которые когда-то опоясывали «холмы», стали исчезать один за другим, взрываемые для прокладки до рог в Нильгари, исчезло бесследно и самое явление. Пропал голубой пояс Ниль- гири. Теперь туман является гораздо ре же: только во время муссонов. Зато самые горы сделались еще синее издали, еще более яркого, лазоревого цвета < ...> . Наконец они напали на след настоящих обитателей и владетелей Нильгирийских гор, тоддов и курумбов. Чтобы не возвра щаться опять к предмету, скажем тотчас же, что тогда как, по позднейшим све дениям, баддаги, живущие с тоддами уже около семи лет, являлись иногда им од ним известными дорогами, в полянах Ку- имбатура, где живут их сродники, дру гие баддаги,— тодды и курумбы остава лись совершенно неизвестны туземцам. Они и теперь, когда давно уже установи лось правильное и ежедневное сообщение между Уттакамандом и Мадрасом, ни когда не сходят со своих гор. Долго не знали, чему приписать такое неестествен ное молчание баддаг о существовании двух живущих вместе рас. Теперь реши ли, и как оказалось, весьма справедливо, что тайна объясняется лишь одним суеве рием, начало и причина которого, впро чем, все еще остаются европейцу необъ яснимыми, а для каждого туземца — весьма понятными. Не говорили баддаги о тоддах потому, что для них тодды — боги, неземные существа, которых они боготворят; а произносить имена своих фамильных, раз избранных божеств* счи тается у индусов за величайшее им ос корбление, за кощунство, на которое не решится ни один туземец, даже под угро зой смерти. А курумбов они ненавидят, страшась их столько же, сколько обожа ют тоддов. Одно уже, хотя бы тихо про изнесенное, имя «курумбы» навлекает, по их мнению, несчастье на того, кто его произносит. Поднявшись на высоту 7 000 футов и выйдя на волнообразную широкую по ляну, партия изыскателей нашла группу зданий у подножия скалы, которое Кин дерзлей и Уиш тотчас же признали за уже виденные ими дома тоддов. Каменные до мики без окон и дверей, с их пирамидаль ными крышами были им слишком памят ны, чтобы они могли их забыть. Загля нув в единственное отверстие, служащее в таких домах вместе окном и дверью, они нашли жилища пустыми, хотя видимо обитаемыми. Далее, мили за две от этой первой «деревни», они увидали: «...Картину, достойную кисти художни ка и перед которою мы остановились в неописанном изумлении, а сопровождав шие нас сипаи-туземцы — в великом и су еверном страхе,— докладывает коллектор. — Перед нашими глазами открывалась * Каждое семейство индусов, хотя и принадле жащее к одной секте и одной касте с прочими, выбирает себе свое особенное, именно фамильное, божество, из 33 миллионов национального панте она; и об этом божестве, хотя оно всем бывает известно, члены семьи никогда не упоминают, считая каждое произнесенное о нем слово про фанацией.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2