Сибирские Огни № 001 - 1990
и никто не строил их за наше время», — йот постоянный ответ тоддов археологам. Если вспомнить гари этом древность, кото рую себе приписывают тодды, то выйдет, что в этих могилах хоронили праотцов Адама и Евы. Обряды погребения у всех пяти племен совершенно различные между собою. Тодды сожигают своих покойников вместе с любимыми буйволами; муллу-ку- румбы хоронят их под водой; эруллары привязывают их к верхушке дерев и т. д. Если бы, придя в себя, заблудившиеся охотники встали и принялись бы осматри вать окрестность, которая расстилалась перед ними во все стороны на много де сятков миль, то они вероятно предупреди ли бы меня описанием одной из великолеп нейших панорам Индии, так как, не ведая еще тогда сами того, они находились на самой высокой, за исключением Тоддабет- ского пика, вершине этих гор. Трудно представить себе, а еще менее браться опи- хывать чувства, волновавшие в то время двух альбиояцев лицом к лицу с такою грандиозною картиной. Вероятнее всего, что ничего похожего на восторг художника или члена «Альпийского Клуба» не нашло себе места в их усталой груди. Они были голодны и полумертвы от истощения, а та кое физическое состояние всегда будет брать верх в подобные минуты над духов ным элементам бедного человечества. Если бы, — как то часто делают теперь, шесть десят лет позднее, их потомки, — если б они приехали к этому холму верхом или в рессорной коляске, окруженные десятками корзин с яствами для веселого пикника, то они, вероятно, пришли бы в такой же энту зиазм, как и все мы перед открывающимся с этого холма как бы новым миром. Но то был критический час, как для всего Мад расского президентства, как для них, так и для нас: погибни они тогда в горах, не бы ло бы теперь ежегодно спасаемых сотен жизней, как и не был бы написан нами этот правдивый рассказ. Так как эта местность тесно связана с последующими событиями, то я прошу поз воления очертить ее и вместе с тем выра зить, за отсутствием лучшего описания, свои собственные чувства,. Трудно тому, кто побывал хоть раз на «Холме Гробниц», за быть его в продолжение самой долгой жизни. А пишущая эти строки не раз со вершала Геркулесовский подвиг восхожде ния на холм по этому скользкому пути... Впрочем, спешу оговориться и вместе по каяться: подвиг был всегда совершаем мною в покойном кресле-паланкине, на го ловах у дюжины алчных кулиев, всегда готовых в Индии рисковать селезенкой из-за пригоршни меди. В Англо-Индви мы легко привыкаем ко всему, даже обра щаться в невменяемых убийц ближнего, злосчастного меньшего брата, пряяикооб- разного и высохшего кули. Но в отношении к «Холму Могил», по крайней мере, мы же лаем и требуем смягчающих обстоятельств, ввиду нашей тяжелой вины перед совестью. Всегда ожидающий на нем путника мир волшебства и чудес природы способен па рализовать всякую предосторожность не только касательно чужой, но даже и своей селезенки. Постарайтесь вообразить себе эту карти ну. Взойдите на этот холм, то есть почти на 9 000 футов выше уровня моря, кото рое, к слову, синеет тонкою ниткой, в соро ка милях оттуда, на горизонте Малабарских берегов, и взгляните: под ногами у вас, миль на двести кругом, расстилается про странство как на ладони! Куда ни взгля нешь: направо, налево ли, на юг или на се вер, перед глазами у вас волнуется без брежное море зеленых, алых и синих хол мов, остроконечных, зубчатых и закруглен ных вершин скал, самых фантастических и капризных форм: точно иссиня-зеленый, облитый сиянием тропического солнца, бур ливый океан во время циклона, покрытый мачтами утопающих и утонувших кораблей. Таким мы видим иногда океан-призрак во время она. Взгляните теперь на север. Хребет Ниль- гирийской цепи, поднимаясь на 3 500 футов выше нагорных плоскостей Майсура, пере брасывается гигантским мостом в 15 миль ширины и 49 в длину, как бы вырастая из пирамидообразного Иелламулая западных гхат, и стремится, сломя голову, отлогими уступами, с сияющими безднами по обеим сторонам, вплоть до утопающих в бархати стой сизой мгле округленных холмов Май сура. Там, наткнувшись на острые скалы Пайкара, чудовищный мост, кроме узень кой полоски, которая соединяет одну цепь с другою, вдруг обрывается перпендикуляр но вниз, разбивается на мелкие скалы, превращается в булыжник и начинает шу меть, бурлить потоком, бешено порываясь вперед, будто догоняя светлую реку, выр вавшуюся из мощных недр его горы. А теперь бросьте взгляд на южную сто рону «Холма Могил». Там, миль на сто в длину, во всю юго-западную область «Го лубых Гор», дремлют во всем величии своей недоступной, девственной красоты темные леса, непроходимые болота Куим- батура, замыкаемые красными, как кирпич, холмами Кхунда. Еще далее, левее на во сток, извиваясь каменным змеем, уходит вдаль средний хребет Гхат, между двумя рядами высоких, вулканических, почти от весных скал. Увенчанные, словно растре панными волосами на макушке, букетами изогнутого во все стороны веером ельника, эти вереницы отдельных зубчатых вершин представляют самое любопытное зрелище. Можно подумать, будто выбросившая их вулканическая сила имела в виду пригото вить каменную модель грядущего человека: до того эти утесы имеют человекообразную форму. Сквозь волнующийся, прозрачный как дымка туман они будто сами волнуют ся, двигаясь одна за другою, и, мнится, будто скачут и бегут они, эти старые, по крытые вековым мохом скалы. Перепуты ваясь, толкая, опережая и разбиваясь друг о Друга, спешат они, как мальчишки- школьники, скорее вырваться из узкого ущелья на простор и свободу... А кругом, высоко над ними, под самыми ногами сто ящего на «Холме Могил» туриста, рассти лается на первом плане картина совсем другого рода: тишь, да гладь, да Божья благодать... Поистине, весенняя идиллия Вергилия, обрамленная грозными картинами из «Ада» Данта. Изумрудные, испещренные цветами пригорки, рассыпанные как бородавки по светлому лику горной долины, с ее длин ною шелковою муравой и ароматическими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2