Сибирские Огни № 001 - 1990
преподносить ежегодно Маммоне миллио ны заморенных голодом бедняков. Райот (землепашец) — есть козел отпущения в Индии за британские грехи. Райот— жал кое существо, которое, от рождения до смерти, со своим всегда огромным семей ством, живет кусочком иссохшего поля. Обязанный платить за все, от вице-коро левских охот, даваемых в честь скучаю щих туристов из королевского дома, до подарков императрицей царькам Индии, бесталанный райот лучше всех осуществ ляет силу и значение этого страшного слова: «политический престиж». Этот «престиж» наследовал Ваалу-Пеору, в ненасытную пасть которого бросались еже годно тысячами рабы и пленники. Бри танцы перещеголяли, впрочем, в этом даже самих ассириян. Они бросают в пасть «политического престижа» миллио ны человеческих жизней. Со дня основа ния этого престижа райот осуществляет собою великое открытие Дарвина «борь бы за существование». Умирая голодною смертью в стране несметных богатств и расточительности, для поддержания «пре стижа» сильнейшего, райот сделался живым символом и вместе протестом про тив теории, Да не вознегодуют, читая это как и все подписанное «Радда-Бай» в русских журналах, ее подозрительные и ревни вые друзья англо-индийцы! Пусть лучше вспомнят, что писал о них и об этих са мых вопросах «Али-Баба», остроумнейший из их писателей, каждый взмах пера ко торого был злейшею и вместе глубоко правдивою сатирой на современное поло жение Индии, на обязательное теперь в ней присутствие легионов ярко - пунцовых солдат да залитых в золото вице-королев ских сайтов и чупрасси. Сайсы — коню хи и скороходы чиновников, а чупрасси — официальные правительственные рас сыльные, носящие ливрею «империи» и состоящие при всех, больших и малых, гражданских чиновниках; если продать их на вес золота в их ливреях, то они представят сумму, половины которой до статочно, чтобы прокормить сотни се мейств ежегодно. Прибавьте к ним из держки багровых от пьянства членов сове та и разнохарактерных комиссий, учреж даемых обыкновенно при конце каждой повальной голодовки, и докажется, что по литический британский престиж убивает ежегодно более туземцев, нежели взятые вместе холера, тигры, змеи и даже так легко (и всегда так кстати) лопающиеся индийские селезенки...* Правда, убыль, причинямая им в рядах чернорабочего люда, пополняется прибылью все разро- стающегося племени и поколений евра- зиев. Эта весьма некрасивая раса «крео* Этот орган человеческого тела, по-английски «сплин», действительно играет в Индии большую роль. Туземная селезенка —лучший друг и за щитник английских шей, которым без нее неми нуемо грозила бы веревка. Селезенка до такой степени слаба и нежна во мнении англо-индий ских судей и присяжных, что стоит дать туземцу щелчок в живот, дотронуться до него деликатно европейским пальчиком, чтобы тот вдруг упал да и умер. лов», один из самых объективных и удач ных символов нравственности, внесенной расой цивилизованною в расы полудиких рабов их, индусов. Евразии созданы на свет англичанами, при помощи голланд цев, французов и португальцев. Они — венец и бессмертный памятник деятельно сти благодушных «отцов» Ост-Индийской Компании. Компанейские «отцы» часто вступали в браки с туземками, законные как и беззаконные (так как разница меж ду теми и другими в Индии весьма не большая: она основана на веровании суп ругов в степень святости коровьего хво ста). Но и это последнее звено дружес ких сношений между высшею и низшею расами оборвалось. Теперь, к великой ра дости индусов, англичане стали смотреть на их супруг и дочерей с отвращением, которое превышается разве только гадли востью туземцев, при виде англичанки, более или менее, декольте. Две трети Ин дии наивно верят в распущенный брами нами слух, что «белые» обязаны своим цветом проказе. Но не в этом вопрос, а в «престиже». Это чудовище родилось вследствие траге дии 1857 года. Заметая метлой последую щих реформ все следы Англо-Индии ком мерческой, официальная Англо-Индия вы рыла между собою и туземцами такую бездну, что не завалить ее и тысячелети ями. Невзирая на грозный призрак бри танского престижа, она расширяется еже дневно, пока не поглотит окончательно од ну из пород — либо черную, либо белую. «Престиж» поэтому есть не более, как рассчитанная мера самосохранения. Вслед ствие усиленного внимания к престижу и стал появляться в последние годы го лодный мор среди туземцев. В глазах этой «христианской» нации это даже не грех. Туземец давно объявлен ею не чело веком, а вещью. Он — наскоро собранная природой комбинация слабо склееных атомов, прямая эволюция, без переход ных стадий асцидии в негра, даже без помощи обезьяны... Принося за эту диверсию челобитную, возвращаюсь к положению куимбатурцев в 1818 году. Попав между двух огней: престижа земных владык и суеверного страха перед владыками преисподней и их мщением, злосчастные дравиды почув ствовали себя прищемленными между ро гами ужасной дилеммы. Не прошло и не дели, английские саабы, оставившие было жителей деревушки в сладкой надежде, что миновала их еще одна гроза, верну лись в Метопалам у подошвы Нильгири и поразили их как громом объявлением, что через три дня по прибытии нескольких гарнизонных солдат и межевщиков от ряд намерен предпринять путешествие на священные вершины Голубых Гор. Услышав страшную для них новость, несколько земиндаров обрекли себя на дхарну, то есть голодную смерть у две рей саабов, пока те не взмилуются и не обещают отказаться от намерения. Деревенские мунеифы, разодрав одежду, что не стоило больших усилий, обрили головы своим женам и заставили их, в знак общественного бедствия и общего траура, царапать себе (конечно, жен) в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2