Сибирские Огни № 001 - 1990

мов, не стал настаивать, чтобы туземный шикари (охотник) проводил его на несколь­ ко сот футов выше. Проводники-туземцы, как бы сговорясь с шикари, очень естест­ венно, под тем либо другим предлогом, от этого отказывались. Чаще всего они уве­ ряли «сааба», что дальше и идти нельзя; нет, де, там ни лесов, ни дичи, а есть толь­ ко одни бездны, скалы до облаков, да трущобы, обитаемые злейшими лешими — почетная стража див. Поэтому ни один ши­ кари не соглашался ни за какие деньги ид­ ти выше известной черты на этих горах... Что такое «шикари»? Современный пред­ ставитель этого класса остался тем же, чем он был и в баснословные времена ца­ ря Рамы. В Индии всякая профессия ста­ новится наследственною, а затем перехо­ дит в касту. Чем был отец, тем будет и сын. Целые поколения кристаллизуются и как бы застывают в одной и той же фор­ ме. Шикари обыкновенно одет в костюм, составленный из охотничьих ножей, поро­ ховниц из буйвольего рога да деревянного кремниевого ружья с девятью осечками на десять выстрелов, на совершенно голом те­ ле. Часто он имеет вид дряхлого старика, и, при встрече с ним, одаренному чувстви­ тельным сердцем «иностранцу» (то есть не туземцу, как и не англичанину) всегда хо­ чется предложить ему гофманских капель: до того у него впалый и словно подведен­ ный болью живот. Но не потому наш ши­ кари еле ползает и ходит сгорбившись, со­ гнутый в три погибели, а по долгой, раз­ вившейся в силу его профессии, привыч­ ке. Пусть только подзовет его к себе сааб- спортсмен, пусть покажет и посулит ему несколько рупий, и шикари мигом выпря­ мится и начнет торг на какого угодно зве­ ря. Условившись, он опять согнется в ду­ гу, поползет осторожно, обвив тело и по­ дошвы пахучими травами, чтобы не выдать себя зверю и чтобы не почуял тот «духа человечьего». И просидит он несколько но­ чей -напролет, спрятавшись, как хищный ястреб, в густой листве древесной среди «вампиров», менее его кровожадных. Не выдавая своего присутствия и полувздохом, дряхлый Немврод приготовляется хладно­ кровно следить за агонией привязанного им, для приманки тигра, к дереву злополучного козленка или младенца - буйвола. А затем, оскалив зубы до ушей при виде тигра, он станет прислушиваться, не шевеля ни од­ ним мускулом, к жалобному блеянью и обонять с наслаждением запах свежей кро­ ви, смешанный с хорошо ему знакомым острым специфическим запахом полосатого палача лесов. Раздвинув осторожно и не­ слышно ветви, он будет зорко и долго -на­ блюдать за насыщающимся зверем, и ког­ да тот, тяжело ступая окровавленными ла­ пами по засохшей земле, облизываясь и зевая, обернется еще раз по привычке всех «полосатых» поглядеть на останки своей жертвы, тогда шикари выстрелит из свое­ го кремневого ружья и наверно положит зверя на месте с одного разу. «Ружье ши­ кари никогда не осекается, стреляя по тиг­ ру», древняя пословица, перешедшая меж­ ду охотниками в аксиому. А если сааб же­ лает сам позабавиться стрельбой в лесного «бара сааба» (большого господина*), то ши­ кари, заметив с дерева, куда тигр отпра­ вился почивать, при первых лучах солнеч­ ных, тотчас же соскочит со своей ветки, бросится со всех ног в деревню, наймет толпу, устроит облаву и будет он целый день, под палящими, убийственными луча­ ми солнца, бегать от одной группы к дру­ гой, устраивать, кричать, жестикулировать и отдавать приказания, пока «сааб» № 1 не ранит с безопасной высоты своего слона «сааба» № 2, когда шикари все-таки при­ дется самому доконать зверя из своего де­ ревянного ружья. Только затем уже, если не случится чего особенного, отправляется шикари под первый попавшийся куст, где он, в одно и то же время и за один раз, роскошно позавтракает, пополудничает, по­ обедает и поужинает горстью протухлого риса и каплей болотной воды. Так вот с тремя такими удалыми ши- карями, и как сказано, в сентябре 1818 года, к ко-нцу летних вакаций, два англи­ чанина, чиновники - землемеры на служ­ бе Компании, отп-равясь на охоту в Куим- батур, заблудились и дошли до самых, в те времена охотничьих, пределов, а имен­ но до Гузлехутского ущелья, близ ныне знаменитого водопада Колакамбе**. Над ними, далеко и высоко под облаками, прорываясь отдельными пятнами сквозь сизый тонкий туман, виднелись скалистые иглы Нильгиры и Муккартебета... То, terra incognita, заколдованный мир — ...Горы таинственные, Обитель Див неведомых, Холмов Голубых...— как гласит старая песня на нежном на- речии малаялима. Поистине «голубые»! Смотрите на них с какой угодно точки и на каком хотите расстоянии, снизу, свер­ ху, или из долины или других высот, и пока они не пропадут у вас совсем из вида, то даже в туманную погоду хол­ мы, сверкая как драгоценный сапфир внутренним огнем, словно тихо дышат, переливаясь, как волнами, своими золо­ тисто-голубыми, в отдалении — синими, лесами, невольно поражая своим необы­ чайным колоритом... Землемеры, пожелав по п робо в а т ь счастья, приказали шикарям вести их да­ лее. Но удалые шикари, «как того и сле­ довало ожидать», наотрез отказались. Далее, из отчета двух англичан, мы уз­ наем, что это старые, опытные и храбрые охотники, истребители тигров и слонов, с первого слова о том, чтобы идти да­ лее, за водопад, бросились бежать. Пой­ манные и приведенные назад, они все трое повалились ниц перед ревущим пото­ ком и, по наивному сознанию одного из межевщиков, Киндерзлея, «соединенные усилия наших двух толстых плетей не могли поднять их на ноги... и прежде не­ жели они не окончили своих громких за­ клинаний дивам этих гор, мольбы богам * Эта кличка дается туземцами, безразлично, как всякому чиновнику или охотнику из англичан, так и тигру. Для невинного индуса действительно не представляется между двумя такого уж боль­ шого различия: разве только что на первом, к его незаслуженному счастью, ружье злосчастного ту­ земца, при каждой национальной попытке, всегда давало осечку. ** Этот водопад имеет 680 футов высоты. Теперь подле него проходит дорога в Уттакаманд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2