Сибирские Огни № 001 - 1990
мов, не стал настаивать, чтобы туземный шикари (охотник) проводил его на несколь ко сот футов выше. Проводники-туземцы, как бы сговорясь с шикари, очень естест венно, под тем либо другим предлогом, от этого отказывались. Чаще всего они уве ряли «сааба», что дальше и идти нельзя; нет, де, там ни лесов, ни дичи, а есть толь ко одни бездны, скалы до облаков, да трущобы, обитаемые злейшими лешими — почетная стража див. Поэтому ни один ши кари не соглашался ни за какие деньги ид ти выше известной черты на этих горах... Что такое «шикари»? Современный пред ставитель этого класса остался тем же, чем он был и в баснословные времена ца ря Рамы. В Индии всякая профессия ста новится наследственною, а затем перехо дит в касту. Чем был отец, тем будет и сын. Целые поколения кристаллизуются и как бы застывают в одной и той же фор ме. Шикари обыкновенно одет в костюм, составленный из охотничьих ножей, поро ховниц из буйвольего рога да деревянного кремниевого ружья с девятью осечками на десять выстрелов, на совершенно голом те ле. Часто он имеет вид дряхлого старика, и, при встрече с ним, одаренному чувстви тельным сердцем «иностранцу» (то есть не туземцу, как и не англичанину) всегда хо чется предложить ему гофманских капель: до того у него впалый и словно подведен ный болью живот. Но не потому наш ши кари еле ползает и ходит сгорбившись, со гнутый в три погибели, а по долгой, раз вившейся в силу его профессии, привыч ке. Пусть только подзовет его к себе сааб- спортсмен, пусть покажет и посулит ему несколько рупий, и шикари мигом выпря мится и начнет торг на какого угодно зве ря. Условившись, он опять согнется в ду гу, поползет осторожно, обвив тело и по дошвы пахучими травами, чтобы не выдать себя зверю и чтобы не почуял тот «духа человечьего». И просидит он несколько но чей -напролет, спрятавшись, как хищный ястреб, в густой листве древесной среди «вампиров», менее его кровожадных. Не выдавая своего присутствия и полувздохом, дряхлый Немврод приготовляется хладно кровно следить за агонией привязанного им, для приманки тигра, к дереву злополучного козленка или младенца - буйвола. А затем, оскалив зубы до ушей при виде тигра, он станет прислушиваться, не шевеля ни од ним мускулом, к жалобному блеянью и обонять с наслаждением запах свежей кро ви, смешанный с хорошо ему знакомым острым специфическим запахом полосатого палача лесов. Раздвинув осторожно и не слышно ветви, он будет зорко и долго -на блюдать за насыщающимся зверем, и ког да тот, тяжело ступая окровавленными ла пами по засохшей земле, облизываясь и зевая, обернется еще раз по привычке всех «полосатых» поглядеть на останки своей жертвы, тогда шикари выстрелит из свое го кремневого ружья и наверно положит зверя на месте с одного разу. «Ружье ши кари никогда не осекается, стреляя по тиг ру», древняя пословица, перешедшая меж ду охотниками в аксиому. А если сааб же лает сам позабавиться стрельбой в лесного «бара сааба» (большого господина*), то ши кари, заметив с дерева, куда тигр отпра вился почивать, при первых лучах солнеч ных, тотчас же соскочит со своей ветки, бросится со всех ног в деревню, наймет толпу, устроит облаву и будет он целый день, под палящими, убийственными луча ми солнца, бегать от одной группы к дру гой, устраивать, кричать, жестикулировать и отдавать приказания, пока «сааб» № 1 не ранит с безопасной высоты своего слона «сааба» № 2, когда шикари все-таки при дется самому доконать зверя из своего де ревянного ружья. Только затем уже, если не случится чего особенного, отправляется шикари под первый попавшийся куст, где он, в одно и то же время и за один раз, роскошно позавтракает, пополудничает, по обедает и поужинает горстью протухлого риса и каплей болотной воды. Так вот с тремя такими удалыми ши- карями, и как сказано, в сентябре 1818 года, к ко-нцу летних вакаций, два англи чанина, чиновники - землемеры на служ бе Компании, отп-равясь на охоту в Куим- батур, заблудились и дошли до самых, в те времена охотничьих, пределов, а имен но до Гузлехутского ущелья, близ ныне знаменитого водопада Колакамбе**. Над ними, далеко и высоко под облаками, прорываясь отдельными пятнами сквозь сизый тонкий туман, виднелись скалистые иглы Нильгиры и Муккартебета... То, terra incognita, заколдованный мир — ...Горы таинственные, Обитель Див неведомых, Холмов Голубых...— как гласит старая песня на нежном на- речии малаялима. Поистине «голубые»! Смотрите на них с какой угодно точки и на каком хотите расстоянии, снизу, свер ху, или из долины или других высот, и пока они не пропадут у вас совсем из вида, то даже в туманную погоду хол мы, сверкая как драгоценный сапфир внутренним огнем, словно тихо дышат, переливаясь, как волнами, своими золо тисто-голубыми, в отдалении — синими, лесами, невольно поражая своим необы чайным колоритом... Землемеры, пожелав по п робо в а т ь счастья, приказали шикарям вести их да лее. Но удалые шикари, «как того и сле довало ожидать», наотрез отказались. Далее, из отчета двух англичан, мы уз наем, что это старые, опытные и храбрые охотники, истребители тигров и слонов, с первого слова о том, чтобы идти да лее, за водопад, бросились бежать. Пой манные и приведенные назад, они все трое повалились ниц перед ревущим пото ком и, по наивному сознанию одного из межевщиков, Киндерзлея, «соединенные усилия наших двух толстых плетей не могли поднять их на ноги... и прежде не жели они не окончили своих громких за клинаний дивам этих гор, мольбы богам * Эта кличка дается туземцами, безразлично, как всякому чиновнику или охотнику из англичан, так и тигру. Для невинного индуса действительно не представляется между двумя такого уж боль шого различия: разве только что на первом, к его незаслуженному счастью, ружье злосчастного ту земца, при каждой национальной попытке, всегда давало осечку. ** Этот водопад имеет 680 футов высоты. Теперь подле него проходит дорога в Уттакаманд.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2