Сибирские Огни № 001 - 1990
Если кто из наших правительственных идиотов скажет вам, что он хорошо знает и даже изучил тоддов, то скажите ему от ме ня, что он хвастает и лжет. Этих племен никто не знает. Их происхождение, рели гия, язык, обряды, предания, все эго (terra incognita) для ученого, как и для профана... А их удивительная «психическая сила», как ее называет Карпентер*, их так называемое колдовство и дьявольские ча ры, кто может нам растолковать эту силу? Это непонятное, ничем необъяснимое их влияние на людей и зверей; у тоддов — к добру, у курумбов — ко злу, кто может разгадать, показать нам, что это такое, ка кая это сила, которою они орудуют по своему усмотрению? У себя дома мы, по нятно, смеемся над нею и их претензиями. Мы не верим в магию и называем веру в нее туземцев суеверием, ерундой. Мы и не посмеем ей поверить. Во имя нашего ра сового превосходства и всеотрицаюшей ци вилизации, мы обязаны отвертываться от такой чепухи. И однако же наш закон при знает фактически эту силу, если не в прин ципе, то в ее проявлениях, наказывая об виняемых в ней под разными замаскиро ванными предлогами и пользуясь многими лазейками нашего законоведения. Этот за кон признал и самих колдунов, повесив вместе с их жертвами некоторых из них, не только за кровавые, но и за те бескровные, таинственные убийства их, которые никог да еще не были легально доказаны в тех драмах, которые так часто разыгрываются здесь между колдунами Нильгири, с одной, и туземцами долин, с другой стороны...» «Да, вы правы: вы имеете основание смеяться над нами и нашими тщетными усилиями, — продолжал он, — потому что, невзирая на все наши старания, со дня открытия этих грязных магов и колдунов в трущобах Нильгири (Голубых Гор), мы не подвинулись ни на один вершок в раз решении вопросов о них. Более всего нас раздражает эта, поистине, чародейная в них сила, опровергнуть проявления которой мы не в состоянии, так как для этого нам пришлось бы бороться ежедневно против неопровержимых доказательств... Отвергая объяснения этих фактов туземцами, мы только запутываемся в гипотезах собствен ного изделия. Отвергая реальность так на зываемого колдовства и чар и, вместе с тем, вешая колдунов, мы просто являемся в нашем противоречии грубыми палачами людей, чьи преступления не только еще не доказаны, но и отрицаются нами в самой возможности... То же самое мы можем ска зать и относительно тоддов. Мы смеемся над ними и все-таки глубоко уважаем это загадочное племя... Кто они, что они такое? Люди или гении этих гор, боги под заса ленными лоскутьями человечества? Все предположения о них отскакивают, как ре зиновый мячик от гранитной скалы... Так и знайте впредь, ни о тоддах, ни о курумбах вам ничего верного не скажут ни англо- индийцы, ни сами туземцы, а не скажут потому, что они сами ровно ничего о них не знают: да никогда и не узнают...» Так говорил мне нильгирийский планта тор, отставной генерал-майор и судья на * У. Карпентер —известный физиолог. «Голубых Горах», отвечая на все мои во просы об интересующих меня давно тоддах и курумбах. Мы стояли против скал «Озе ра» и, когда он замолчал, долго еще слы шали, как горное эхо, пробужденное его громким голосом, повторяло насмешливо и замирая: «Не уз-на-ют... не уз-на-ют!» А ведь действительно интересно было бы узнать! Такое открытие касательно тоддов было бы, пожалуй, позанимательнее даже нового открытия о десяти потерянных пле менах Израиля, которые «Общество Отож дествления»* вдруг нечаянно и негаданно открыло теперь в англичанах. А теперь дадим пока то, что знаем. Но прежде мы должны оказать несколько слов. Избрав в этих заметках главными ге роями тоддов и муллу-курумбов, мы чув ствуем, что вступаем на опасную для себя почву, почву нежеланную и нелюбимую ни европейскими учеными, ни неучеными евро пейцами, менее же всего желающею уго дить массам печатью. Всем нам ведомо, как упорно она чурается всего, что близ ко ли, далеко ли напоминает читателям о «духах» и спиритизме. Но говоря о «Голу бых Горах» и их странных племенах, нам совершенно невозможно умолчать о том, что составляет их главную и самую выда ющуюся характеристику. Нельзя, описывая совершенно своеобраз ный уголок земного шара, а главное — его загадочные, ни на кого другого не похожие племена, выкидывать из рассказа то, на чем вся их бытовая и религиозная жизнь построена. По крайней мере, сделать это в отношении к тоддам и курумбам так же немыслимо, как ставить на сцене Гамлета, выкинув из пьесы роль принца Датского. Тодды и курумбы родятся, растут, живут и умирают в атмосфере колдовства. Если верить рассказам туземцев и даже старо жилов на этих горах из европейцев, то эти дикари находятся в постоянном общении с невидимым миром. Поэтому, если в этой гирлянде географических, этнологических, климатических и многих других аномалий природы наш рассказ станет, развиваясь, перемешиваться, как пшеница с плевелами, со всяческою, извиняюсь за выражение, чертовщиной, или с аномалиями человече ской природы в области травсцедентальной физики, то вина в том, право, не наша. Зная, как эта область не жалуема гг. есте ственниками, мы бы душевно были рады осмеять, как и они, все места как далекие, так и «не столь отдаленные» этой нелюби мой страны: да совесть не допускает. Нель зя браться описывать совсем новые племе на, мало кому известные расы, не затраги вая, в угоду скептикам, самой характери стичной, рельефной черты их вседневной жизни. Факты налицо. Простые ли они последст вия ненормальных и чисто физиологических явлений, п,о излюбленной теории медиков, или же результаты проявлений (наверное, столь же естественных) сил природы, кото рые кажутся науке (в ее настоящем неве дении) невозможными и несуществующими и поэтому отвергаются, — для нашего де* Identification Society of London, имеющее своим предметом вопрос о «потерянных племе нах»; общество чрезвычайно богатое и один из курьезов Англии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2