Сибирские Огни № 001 - 1990

Если кто из наших правительственных идиотов скажет вам, что он хорошо знает и даже изучил тоддов, то скажите ему от ме­ ня, что он хвастает и лжет. Этих племен никто не знает. Их происхождение, рели­ гия, язык, обряды, предания, все эго (terra incognita) для ученого, как и для профана... А их удивительная «психическая сила», как ее называет Карпентер*, их так называемое колдовство и дьявольские ча­ ры, кто может нам растолковать эту силу? Это непонятное, ничем необъяснимое их влияние на людей и зверей; у тоддов — к добру, у курумбов — ко злу, кто может разгадать, показать нам, что это такое, ка­ кая это сила, которою они орудуют по своему усмотрению? У себя дома мы, по­ нятно, смеемся над нею и их претензиями. Мы не верим в магию и называем веру в нее туземцев суеверием, ерундой. Мы и не посмеем ей поверить. Во имя нашего ра­ сового превосходства и всеотрицаюшей ци­ вилизации, мы обязаны отвертываться от такой чепухи. И однако же наш закон при­ знает фактически эту силу, если не в прин­ ципе, то в ее проявлениях, наказывая об­ виняемых в ней под разными замаскиро­ ванными предлогами и пользуясь многими лазейками нашего законоведения. Этот за­ кон признал и самих колдунов, повесив вместе с их жертвами некоторых из них, не только за кровавые, но и за те бескровные, таинственные убийства их, которые никог­ да еще не были легально доказаны в тех драмах, которые так часто разыгрываются здесь между колдунами Нильгири, с одной, и туземцами долин, с другой стороны...» «Да, вы правы: вы имеете основание смеяться над нами и нашими тщетными усилиями, — продолжал он, — потому что, невзирая на все наши старания, со дня открытия этих грязных магов и колдунов в трущобах Нильгири (Голубых Гор), мы не подвинулись ни на один вершок в раз­ решении вопросов о них. Более всего нас раздражает эта, поистине, чародейная в них сила, опровергнуть проявления которой мы не в состоянии, так как для этого нам пришлось бы бороться ежедневно против неопровержимых доказательств... Отвергая объяснения этих фактов туземцами, мы только запутываемся в гипотезах собствен­ ного изделия. Отвергая реальность так на­ зываемого колдовства и чар и, вместе с тем, вешая колдунов, мы просто являемся в нашем противоречии грубыми палачами людей, чьи преступления не только еще не доказаны, но и отрицаются нами в самой возможности... То же самое мы можем ска­ зать и относительно тоддов. Мы смеемся над ними и все-таки глубоко уважаем это загадочное племя... Кто они, что они такое? Люди или гении этих гор, боги под заса­ ленными лоскутьями человечества? Все предположения о них отскакивают, как ре­ зиновый мячик от гранитной скалы... Так и знайте впредь, ни о тоддах, ни о курумбах вам ничего верного не скажут ни англо- индийцы, ни сами туземцы, а не скажут потому, что они сами ровно ничего о них не знают: да никогда и не узнают...» Так говорил мне нильгирийский планта­ тор, отставной генерал-майор и судья на * У. Карпентер —известный физиолог. «Голубых Горах», отвечая на все мои во­ просы об интересующих меня давно тоддах и курумбах. Мы стояли против скал «Озе­ ра» и, когда он замолчал, долго еще слы­ шали, как горное эхо, пробужденное его громким голосом, повторяло насмешливо и замирая: «Не уз-на-ют... не уз-на-ют!» А ведь действительно интересно было бы узнать! Такое открытие касательно тоддов было бы, пожалуй, позанимательнее даже нового открытия о десяти потерянных пле­ менах Израиля, которые «Общество Отож­ дествления»* вдруг нечаянно и негаданно открыло теперь в англичанах. А теперь дадим пока то, что знаем. Но прежде мы должны оказать несколько слов. Избрав в этих заметках главными ге­ роями тоддов и муллу-курумбов, мы чув­ ствуем, что вступаем на опасную для себя почву, почву нежеланную и нелюбимую ни европейскими учеными, ни неучеными евро­ пейцами, менее же всего желающею уго­ дить массам печатью. Всем нам ведомо, как упорно она чурается всего, что близ­ ко ли, далеко ли напоминает читателям о «духах» и спиритизме. Но говоря о «Голу­ бых Горах» и их странных племенах, нам совершенно невозможно умолчать о том, что составляет их главную и самую выда­ ющуюся характеристику. Нельзя, описывая совершенно своеобраз­ ный уголок земного шара, а главное — его загадочные, ни на кого другого не похожие племена, выкидывать из рассказа то, на чем вся их бытовая и религиозная жизнь построена. По крайней мере, сделать это в отношении к тоддам и курумбам так же немыслимо, как ставить на сцене Гамлета, выкинув из пьесы роль принца Датского. Тодды и курумбы родятся, растут, живут и умирают в атмосфере колдовства. Если верить рассказам туземцев и даже старо­ жилов на этих горах из европейцев, то эти дикари находятся в постоянном общении с невидимым миром. Поэтому, если в этой гирлянде географических, этнологических, климатических и многих других аномалий природы наш рассказ станет, развиваясь, перемешиваться, как пшеница с плевелами, со всяческою, извиняюсь за выражение, чертовщиной, или с аномалиями человече­ ской природы в области травсцедентальной физики, то вина в том, право, не наша. Зная, как эта область не жалуема гг. есте­ ственниками, мы бы душевно были рады осмеять, как и они, все места как далекие, так и «не столь отдаленные» этой нелюби­ мой страны: да совесть не допускает. Нель­ зя браться описывать совсем новые племе­ на, мало кому известные расы, не затраги­ вая, в угоду скептикам, самой характери­ стичной, рельефной черты их вседневной жизни. Факты налицо. Простые ли они последст­ вия ненормальных и чисто физиологических явлений, п,о излюбленной теории медиков, или же результаты проявлений (наверное, столь же естественных) сил природы, кото­ рые кажутся науке (в ее настоящем неве­ дении) невозможными и несуществующими и поэтому отвергаются, — для нашего де* Identification Society of London, имеющее своим предметом вопрос о «потерянных племе­ нах»; общество чрезвычайно богатое и один из курьезов Англии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2