Сибирские Огни № 001 - 1990
земных морей Евразии, о прокладке новой трассы через тайгу — сегодняшнего БАМа. Здесь можно было бы назвать еще целый ряд имен самобытных, неповторимых, одер жимых людей, с которыми был дружен в Новосибирске будущий автор «Юконско го ворона». Судьбы большинства из них трагически оборвались в 30-е годы. Но тогда «огнелюбы» были молоды и полны веры — в республику, в будущее страны, в Сибирь и в себя. У С. Маркова готовились к выходу первые сборники про зы и стихов. «Казалось, что литератур ное небо Сибири светит и мне, и моим друзьям-писателям добрым, обнадеживаю щим светом», — вспоминал он. И он еще не знал тогда, живя в сибирском городе, но напечатав свой очерк в столичных «На ших достижениях», что Горький из Соррен то уже написал А. Халатову, одному из ру ководителей журнала и директору Госизда та: «Это — весьма неплохо, автор, видимо, осведомленный человек — несмотря на свою молодость; я бы очень советовал при влечь его к постоянному сотрудничеству». Но в то самое время, когда Горький пи. сал эти строки, в «литературном небе» Но восибирска грянул гром, да такой, что эхо его слышалось Сергею Маркову всю жизнь... Это было первое в его жизни столкнове ние с чуждыми русской советской литера туре силами. Оно произошло не в горном ущелье и не в степи, а в редакционных стенах и в дискуссионных залах, но было не менее грозным, чем стычки с бандитами, в которых довелось участвовать юному Маркову. Здесь необходимо напомнить не которые обстоятельства общественно-лите ратурной жизни страны в конце 20 -х годов. Одним из главных пунктов теоретической программы журнала «На посту» (затем —- «На литературном посту»), вокруг кото рого группировались наиболее рьяные сто ронники РАППа, было отрицание художе ственной литературы в целом. «Ко всем собакам», по мысли руководителя сибир ских рапповцев Александра Курса, должны были пойти и романы, и рассказы, и сти хи — все должен был заменить докумен тальный очерк. Это была политика столь же антикультурная, направленная на унич тожение духовных ценностей России, сколь и антипартийная. Ибо резолюция Ц К ВКП(б) 1925 года «О политике партии в области художественной литературы» резко осуждала политику «напостовцев» по отношению к так называемым «попутчи кам», выразившуюся в методах «админи стративного прижима» и попытках захвата всего литературного движения в свои ру ки. К попутчикам же Л. Авербах, С. Родов и другие ведущие рапповцы относили в то время многих «непролетарских» пи сателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Есенина, А. Толстого, Л . Леонова, М. Пришвина, то есть фактически весь цвет молодой советской литературы. Ре золюция Ц К призывала «всячески бороть ся против легкомысленного и пренебрежи тельного отношения к старому культурно му наследию, равно как и к специалистам художественного слова». Однако «напостовцы», став руководите лями РАППа, продолжали выдвигать ни гилистические концепции литературного движения, насаждать методы грубого ад министрирования в организациях пролетар ских писателей по всей стране. Редакция журнала «На литературном посту» откро венно похвалялась излюбленным оружием своего метода: «Мы вовсе не поставили в дальний угол нашу, столь популярную у наших противников, напостовскую дубинку. Она, к нашему удовольствию, всегда с нами». Эта дубинка гвоздила творчество Есени на после его трагической смерти, она «за гоняла в угол» Маяковского, сыпались ее удары и на Горького, и на Шолохова. По следнего называли прямым пособником белогвардейцев... А вот какие слова про звучали в журнале «На литературном пос ту» в январе 1928 года: «Горький — чело век, лишенный классового сознания, идео лог промежуточных слоев...» Не себя, а молодые силы литературы за щищал автор «Матери» и «Клима Самги. на», когда писал в «Известиях», откли каясь на бесчинства московских и сибир ских сторонников «дубинки»: «...К разряду упростителей принадлежат люди бездар ные, бесталанные, а также рвачи, людиш ки, которые спешат занять видные места, паразиты, которых рабочий класс, к со. жалению, уже развел около себя и в своих рядах». «Людишки», под руководством троцкиста А. Курса сгруппировавшиеся в Новосибир ске вокруг журнала «Настоящее», в ответ обрушились на старейшину советской ли тературы с обвинениями в измене рабоче му классу. «Мы, пролеткультовцы, глубо ко возмущены этим выпадом, расценива ем его как выступление изворотливого, маскирующегося врага на арене классовой борьбы в области искусства, с враждебной пролетариату, реакционной линией » (кур сив подлинника.— С. 3 ) — так было ска зано в выпуске 8 —9 журнала «Настоящее». Что уже говорить об отношении «на- стоященцев» (так называла себя группа си бирских лит. троцкистов) к местным ху дожественным силам: здесь началось нас тоящее избиение «огнелюбов», среди кото рых Сергей Марков особенно активно вы ступал на диспутах и дискуссиях в защиту подлинной литературы. На последнем из этих диспутов, длившемся неделю в декаб ре 1928 года, он пять-шесть раз поднимал ся на трибуну, чтобы сказать: «Поэзия нужна, как солнце, воздух!» Что же слы шалось в ответ? Обвинения в измене делу революции. Так, писателю Н. Феоктистову вменялось в вину то, что он разыскал письма «классового и национального вра га» — Ф. Достоевского. Об этом свиде тельствуют «Очерки истории русской совет ской журналистики» (1917—1932 гг., т. I. М., 1966, с. 301). «Впрочем, удивительно ли это? Вспомним, какую оценку Достоев скому дал на Первом съезде советских пи сателей В. Б. Шкловский, — она была еще резче и страшнее.). А потом развернулась подлинная травля... Надо заметить, что в рядах сибирских рапповцев находились и люди, так сказать, у власти, в частности — полномочный представитель ГП У по За падно-Сибирскому краю. Вот что, по вос- 6 Сибирские огни К» 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2