Сибирские Огни № 001 - 1990
тейшую, не замутненную нашествиями речь земляков — и она тоже стала «воздухом» его творчества, обогащенная многозвучи- ем и многоцветьем фольклора и мелоса различных народностей Азии. Величавая и суровая мощь природы, слитая с вольной и прочной натурой северян, костромских крестьян, с духовной атмосферой народной интеллигенции, продолжавшей лучшие, «чеховские» традиции русского просвети тельства — таков был мир, окружавший Сергея Маркова в детстве. Его отец был землемером, и перед первой мировой вой ной семья Марковых оказалась уже в Во логодской губернии, где будущий поэт стал гимназистом. А затем, уже в мятеж, ном семнадцатом, отца назначают на служ бу в Верхнеуральск, но вскоре поднявший ся вихрь гражданской войны вновь срыва ет его вместе с семьей с еще не обжитого места, и Сергей Марков вместе с родите лями оказывается в дальнем казахском го. роде Акмолинске, в краях, столь не похо жих на его родные северорусские места. И восходит над его судьбой «звезда ски тальчества», как назвал он свою планиду в стихах, тревожная звезда, которая будет светить костромскому уроженцу до кон ца его дней. Начинается суровая взрослая полоса жизни, полная горчайших ранних потерь и ударов судьбы, полная голово кружительных приключений и опасностей. В Акмолинске от тифа умирает отец бу дущего писателя. На руках матери оста лось шесть детей, а вскоре и она умерла от холеры. Тринадцатилетний подросток Сергей Марков стал кормильцем большой семьи. Сначала его берут за каллиграфи ческий почерк писарем в уездный прод- комитет, а затем он поступает на службу в прокуратуру. Начинаются его поездки по аулам и казачьим станицам: он принимает сданный хлеб, сопровождает — уже с вин товкой — хлебные обозы и отары, отстре ливается от басмачей и контрабандистов, однажды даже попадает в плен и чудом спасается... А в пятнадцать лет Марков — уже репортер акмолинской газеты «Крас ный вестник». Она «охватывала» огромную территорию, от Семиречья до Балхаша, от озера Бурабай (ныне Боровое) до кара гандинских шахт и до тех мест, где сегод ня уходят в космос байконурские ракеты. И в любом из этих мест побывал начи нающий журналист, который к тому вре мени уже стал писать и стихи. И каждая его поездка или поход (транспорт-то — верблюд, конь, арба да свои ноги) рожда ли целый «букет» произведений не только газетного плана: тут были и рассказы, пе реходившие в стихи, и стихотворные очер ки, и собственно стихи. Творческая энергия юного репортера кажется поразительной: с 1921 по 1925 год им опубликовано в га. зетах Акмолинска, Петропавловска-Казах- ского и Омска около полусотни очерков, статей и заметок, два десятка рассказов и около сорока стихотворений. Рано тогда зрели и мужали люди... В 18-19 лет С. Марков уже находился в состоянии активного творческого и граж данского роста и становления. Моло дого газетчика и поэта замечают в дру гих городах восточного региона страны, 1 ?де тогда были сосредоточены крупные ли тературные силы. В Петропавловске выхо дит коллективный сборник русских поэтов Казахстана и Восточной Сибири «Звено» — там дебютные вещи Маркова соседство вали со стихами юного Л . Мартынова. В 1924 году поэт впервые попадает в «бело каменную» — и там ему удается напеча тать в журнале «Красная новь» стихотво рение «Горячий ветер», которое открыва ет сегодня едва ли не все вышедшие сбор, ники автора «Земного круга»... ...С чуть розоватой горькой пылью Смешался огненный песок. Я жар солончаковый вылью В клокочущие русла строк. В 1925 году он переезжает в Петропав- ловск-Казахский и работает там в газе, те «Мир труда», часто бывает в Омске, где его «приветил» маститый и известный в ту пору Георгий Вяткин (бывший тогда, как и Антон Сорокин, кумиром творческой мо лодежи восточного края). Юный газетчик и стихотворец стал ощущать себя п о э т о м , начал верить в себя, в свое дарование: вот главное, с чем он встретил свое двадцати летие. А в 1926 году его приглашают рабо тать в газету «Советская Сибирь» — на чинается краткий, но предельно интенсив ный период его жизни и творчества в Но восибирске. Эти два года действительно «поставили голос» Сергею Маркову — и как поэту, и как художнику-гражданину в целом. Они были счастливыми, хотя и за кончились трагически... Чтобы понять сущ ность этих определений надо хотя бы не надолго заглянуть в страницы мемуаров. Вспоминает литературовед Виктор Ут ков, живший тогда в Новосибирске: «Он (С. Марков — С. 3.) появляется в стенах редакции молодого журнала «Сибирские огни», юный, с выгоревшими бровями, ко торые кажутся светлыми на его обветрен ном, обожженном солнцем лице, с копной русых волос и сразу же входит в круг но восибирских литераторов как равный. Его имя то и дело появляется на страницах журналов и газет. Он печатает стихи, очер ки, рассказы. Ему немногим более двадца ти, а он уже шагает в ногу с испытанными журналистами и писателями...» «Огнелюбы» — так называли себя мо лодые литераторы, группировавшиеся вок руг «Сибирских огней». Сергей Марков — один из них. Прочитаем несколько абза цев из его собственных воспоминаний о жизни и работе в Новосибирске: «...Мне действительно посчастливилось. Редакция поручила давать информацию об освоении Сибири, о работе путешествен ников, геологов, гидрографов, историков и краеведов, что открывало для меня двери многих учреждений... На каждом шагу я знакомился с людьми интересными, по- своему замечательными. В Сибводпути слу жил тогда брат писателя В. Шишкова, ин женер водных сообщений, прекрасный знаток сибирских рек. Душой общества по изучению Сибири был писатель Максими лиан Кравков, страстный исследователь, ему принадлежит открытие графита в Ени сейской впадине. «Фантастика, да и только!» — восклицал я про себя. Но полет над городом со зна менитым летчиком Николаем Иеске — это была реальность. Подо мной пролетел пря мой, как стрела, Красный проспект с зеле ным рубцом бульваров посредине. Будто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2