Сибирские Огни № 001 - 1990
ва, одержимые его верой в волшебство и неодолимость сил человеческих, одержи мые жаждой той «живой воды», к которой он стремился всю жизнь. Не случайно од но из его «заглавных» стихотворений на зывается «Современник»: Я с кочевою жизнью сросся, Не знал ни крова, ни огня, Когда ружье системы Росса В ущельях берегло меня. И далека от сердца жалость Была и в тот туманный день, Когда на траверзе качалась, Как призрак, древняя Мезень: В еще неведомые страны И в неоткрытые моря Над Ледовитым океаном Текла полярная заря. И всюду — горизонты сини, Светла туманов пелена; Я видел тундры и пустыни Твои, великая страна! Сочти сейчас мои скитанья, Мои заботы и труды И награди высоким званьем Искателя живой воды! Нужны ли поэту иные награды, иные зва ния?!.. Да Сергей Марков и не жаждал иных, как и его герои, меньше всего думая об увековечении собственного имени. Ему бы ла дана такая власть, которая превыше любых честолюбивых устремлений. Трудно найти имя писателя, чья работа была бы столь же объемной и многогранной, как творческое наследие С. Маркова. Он соз дал подлинную «вселенную», в которой художественная проза органично смыка ется с историко-этнографическими иссле дованиями, а публицистические очерки не уступают по мастерству прозе докумен тальной. Эго своего рода научно-художе ственный эпос 25 столетий, от IV в. до н. э. по наш век, развертывающаяся па норама великих первооткрытий на плане те. Здесь и «Летопись Аляски» — доку ментальная хроника о первых русских поселениях в Америке и истории освоения дальнего края. И монументальное сочине ние «Земной круг» — сюита повествований о путешественниках и мореплавателях,— по словам академика Д. И. Щербакова, «кладезь географических знаний о Сиби ри, Средней Азии и Дальнем Востоке, кладезь смелых научных предположений, интересных, заманчивых, увлекательных». И на каждой странице этого эпоса мы ощущаем личность самого автора, трепет ную душу поэта. Его книги способны в единый миг заставить городского жителя перенестись к суровым берегам Севера, вдохнуть соленое ледяное дыхание про стора, по которому поморы шли и на «Грумант», Шпицберген, и в «златокипя щую Мангазею», повести читателя по знойным и вьюжным степным дорогам к «Небесным горам», оттуда — в сибирские дали, где живут знатоки и труженики гор ного дела, рудознатцы, «зодчие недр», об новляющие древнюю землю тайги, гор и великих рек. Эта земля подарила Маркову- поэту множество жемчужин поэзии. Пусть порой неприметен Луч меж яростных туч, Оттого, что он смертен. Он безмерно могуч. Жизнью жертвуя щедро, Светом гибель поправ, Входит в темные недра, Как алмазный бурав. Эти строки родились у него в Сибири... Недолгое время, всего два с лишним года, 142 прожил С. Марков в Новосибирске, неза^ долго до того, так поименованном (не счи тая еще меньшего срока в Омске), но это время оставило глубочайший след в его судьбе, в его творческой биографии. Здесь он, как нынче говорится, «вышел» к исто кам многих своих будущих прозаических и научно-прозаических произведений, здесь он создал свой первый роман «Рыжий Буд да», более шести десятилетий ждавший публикации (напечатан в журнале «Сибир ские огни», 1989, №№ 6 , 7). В сибирских краях писатель обрел верных — на всю жизнь — друзей, и многие из них (те, что не пали жертвами незаконных репрессий) запечатлели его образ в своих мемуарах. В журналистских странствиях по Саянам, по Якутии, по Дальнему Востоку он закалил свой землепроходческий дух и стал на стоящим профессиональным литератором, способным и написать срочный репортаж «в номер», и проникновенное, обжигающее своей страстностью стихотворение, рожден ное встречей с неведомым краем, с людь ми иного языка, иного этноса — с братски ми людьми. Я сел на коня и темную копоть Костров азиатских с лица не смыл, Впивался в сосны месяца коготь, И теплый ветер на стремени стыл. Я слышал гул веселых молений В усталом шатре на белой горе. Казалось, что конь мой, пеня колени, Бредет по волнистой алой заре; Так низко к земле закаты упали, До серых каменьев, до лисьих нор. На перекрестках меня встречали Косматые люди зеленых гор. «Он не заблудится в горных туманах!» «Он в наших кострах душой закален!» И радость гремела бубном шамана На диких свадьбах горных племен. Да, Сибирь, ее многоцветное и много племенное бытие открывались Сергею Мар кову не как искателю экзотики, не в «кип- линговской» палитре. Он, как поэт, как уче ный-этнограф, как историк, вживался в сложное и неоднозначное бытие как своих соплеменников-россиян, потомков жителей костромских, вологодских и других краев, что обживали дальние незнаемые земли, так и в бытие иноязычных народов, в быт и труд людей совершенно иного уклада. На его глазах технический прогресс XX ве ка вторгался в слои жизни совсем иных эпох — и он был одним из первых совет, ских писателей, осваивавших эту трудную тему, сегодня ставшую едва ли не самой жгучей для нас... Но здесь следует сказать о том удивительном и сложном пути, кото рый привел двадцатилетнего уроженца костромского посада ПарфентЬево в Ног восибирск. Что же я — в почете иль в награде Я рожден в неведомом посаде, Где сосна да заячья тропа, Где деревья в инее томились, Проруби крещенские дымились, Где судьба на радости скупа. Так писал поэт о своей северорус ской родине. Он родился в той запо ведной стороне, о которой Мельников- Печерский говорил: «Там Русь сысстари на чистоте стоит». А довелось ему познать зной памирских долин, жгучую свирепость саянских рек — и сладко-медлительную не гу «глиняного рая», и пули басмачей, и про буждение еще недавно глухих земель, и за« гадочную красу женщин восточного края... С первых детских лет, впитал будущий писатель вместе с сосновым воздухом чис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2