Сибирские Огни № 001 - 1990
Ст. ЗОЛОТЦЕВ «ЗЕМНЫЕ КОРНИ И РУДНЫЕ ЖИЛЫ...» СИБИРСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. Н. МАРКОВА В той безграничной вселенной, какой является русская поэзия, есть звез да, сияющая особым светом. Есть имя, при мысли о котором вспоми наются старинные, но вечно современные слова: достоинство, бесстрашие, совесть, страсть, подвиг... Пишу это не только по тому, что мне, пусть очень недолгое вре мя, довелось — нет, посчастливилось — знать этого поэта лично, побыть в магнит ном поле его человеческого обаяния, заме шенного на мудрости и неукротимо юной силе духа, и не только потому, что он, один из немногих писателей-современни- ков, стал для многих людей примером му жества и подвижничества русского со ветского художника слова. Я убежден, что среди тех, кто предан русской поэзии, кто любит родное слово как высшую ценность нации, нет людей, не знающих и не любя щих эти удивительные строки: Знаю я —малиновою ранью Лебеди плывут над Лебедянью, А в Медыни золотится мед... Нет человека, чье сердце не дрогнуло бы в приливе радости от звучания этих строф, словно впитавших в себя целебную свежесть и неизбывное тепло нашей зем ли, красоту и жизнелюбие ее сынов и до черей. На заре Звенигород звенит — Будто пчелы обновляют соты. Все поет —деревья, камни, воды, Облака и ребра древних плит. Ты проснулась. И лебяжий пух Лепестком на брови соболиной, Губы веют теплою малиной, Звоном утра околдован слух. Чем больше времени проходит с того хмурого апрельского дня, когда Сергей Николаевич Марков (1906—1979) навсегда остался в подмосковной земле, тем оче видней становится для все большего мно жества читателей подлинная народность его книг, тем яснее истина, что предельно самобытное и правдивое звучание его го лоса, никогда не усиливаемое никаким «подогреванием», никакой рекламой, стано вится все более необходимой частью ду ховной жизни общества. Не смыто водой забвения, все сильнее горит для нас чело вечное пламя, зажженное искрой, о кото рой писал С. Марков: Отчизна-мать! Не позабудь меня. Я —искра от могучего кремня. Я не сгорел в пустынях и снегу. Придет мой час —я океан зажгу. Само по себе слово «поэт» на нашей земле издревле было синонимом духовной высоты и горения, синонимом беззаветно го и бескорыстного служения народу и его высшему сокровищу — родной речи. Как сами понятия «язык» и «народ» были единокровными понятиями в нашей речи, так и понятие «поэт» было равнозначным понятиям «правда», «красота», «человеч ность». Было — и остается, какие бы пе чальные обстоятельства ни пятнали собой действительность нашего цеха поэзии. Сер гей Марков всей своей жизнью подтвер ждает традицию неразрывности слова и дела, художника и народа, традицию слитности творчества с деяниями огром ной социальной общности, объединенной языком, землей, историей и грядущим. Родившийся во время первой русской ре волюции и уже более десяти лет назад ушедший из жизни, он не в переносном, а в прямом смысле — своими произведе ниями — современник наш, участник дней идущих: Мы вспомним тех, кто оставил след На жаркой степной земле. Ведь я —современник славных лет И свой человек в Акмоле. Автор этих строк был и остается своим человеком не только в Акмоле (нынешнем Целинограде), на среднеазиатских просто рах, где прошла его юная пора, но и в си бирской тайге, и в забайкальских степях, и на русском Севере. А там, где не побы вал он сам, побывали герои его стихов и прозы, будь то Афанасий Никитин, Мик лухо-Маклай или основатели «Русской Америки», чьи подвиги были воспеты или открыты писателем. А в тех краях, куда не ступала нога ни Пржевальского, ни героя «Юконского ворона» Загоскина, ни Чокана Валиханова, ни героев, созданных в стихах воображением поэта,— там жи вут читатели и почитатели Сергея Марко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2