Сибирские Огни № 001 - 1990
Из года в год ведутся речи о том, что надо поднять престиж новеллистики. Мно го и справедливо, наверное, говорили об оплате. И может быть, именно этот вопрос и первичен — в историческом, так сказать, аспекте. Но сегодня, думается, и при самых разумных организационных из менениях в работе журналов, издательств и т. д. поднять жанр на иную высоту по мешает инерция литературной практики, в которой рассказ — очень часто — не тодько выходит, но и задуман бывает «без претензий». Рассказ — жанр быстрого реагирования, жанр-первопроходец или же — хорошая школа для начинающих. Такие мнения очень прочно вошли в жизнь литературы. И их влияние не ослабевает, сколько ни спорь, сколько ни выдвигай аргументов — что поднять новый «пласт жизни», скорее, задача для романа или очерковой книги; что именно рассказ может и не поспеть, тогда как иной романист (например, Д. Проханов) вполне оперативно и полно масштабно откликнется; что учить начи нающего: «Начни с рассказа!» — очень по хоже на: сравнись сначала с Чеховым, а там, быть может, и до Потапенки до. растешь. Вот и утвердился (по крайней мере в периодике) тип рассказа, для которого «хромота» — жанрообразующий признак. Такой рассказ пишется, когда у автора есть уверенность, что он располагает од. ним слагаемым полноценного произведе ния художественной прозы. Дескать, было бы и то, и другое, и третье — разве стал бы я так нерасчетливо все это тратить? Руководствуясь мыслью, что у него в ру ках знание описываемого предмета, или острая тема, или ловкий сюжетный ход, новеллист таким образом отдается на волю коварной стихии — литературщины. Сами собой, а в т о м а т и ч е с к и на подмогу столь удачному замыслу (в оценке которо. го автор тоже может ошибаться) являют ся лишь избитые сюжетные, стилистические и иные штампы, типа концентрических кру гов в композиции произведений Э. Руса, кова и В. Зуева, о которых шла речь вы ше, или образ «человека на своем месте» в «Делосе» Н. Сухановой. И тут уж мера таланта автора может проявиться лишь в силе попыток придать дюжинному черты своеобразия. Помнится, в одной из дискуссий о рас сказе Виктор Астафьев выражал недоуме. ние: сейчас-де пишут и не рассказы даже, а какие-то этюды, зарисовки. И добавлял, что вообще плохо верит в рассказ объе мом менее печатного листа. Вл. Новиков («Октябрь», 1986, № 6 ) утверждал, что многим произведениям сегодня не хватает действия, они описательны. Возражая ему, Юрий Нагибин («Октябрь», 1988, №2) го ворит много справедливого, в частности о различии сюжетности и фабульности, о психологизме как неотъемлемой части про изведения литературы. Как видим, одному автору кажется, что недостает «кости», другому — что «мяса», а третий диагно. стирует недостаточность общего объема. Различия существенные, но если учесть, что они не спорят об одном конкретном рассказе, а пытаются сделать верный для какого-то множества вывод, то суть пре тензий, высказанных каждым, сводится к одному: неполноценность, эта самая «хро мота». В «Знамени» (1988, № 6 ) — подборка рассказов Б. Екимова. Содержание перво го из них — «Очередь на тот свет» — без особых потерь можно свести к его фабуле- анекдоту: управляющий отделением совхо за Чапурин, задумавшись однажды о том, как на его хуторе сживает со свету еще молодых людей пьянство, составляет и вы вешивает в конторе список «очередников». Мол, семеро за три года погибли от водки, а вот кто на подходе — читайте. Ствол рассказа почти гол. По ходу вдруг набухнет почка — и рассосется, глубокомысленность окажется ложной. Долгая (треть всего текста) сцена вечер них раздумий Чапурина на крыльце дома и его разговора с женой поражает своей обстоятельной, дотошной выписанностыо, из которой никак не рождается ни глуби ны, ни тонкости. Ясно, что «сманила» ав тора написать рассказ увлекательная ис тория со списком, все прочее должно бы ло «приложиться». Второй рассказ — «В той стране...» — целиком описателен. К соседке рассказ чика в каждый свой отпуск приезжает из города брат. И весь месяц длится россий ская буколика, сопровождаемая звуками исполняемых дуэтом старых деревенских песен, обильно цитируемых... Таков же и третий рассказ из этого номера «Знамени» — «Переправа». О многом говорит также то, что исполь зованы в подборке все три сакраменталь ных для деревенской прозы напева: «де ревня спивается», «деревенские корни помо гают горожанину сохранить духовность», «босоногое детство». В двух последних рассказах главное, по замыслу автора, видимо, настроение, поэтическая картинка. Но никаких нахо док, которые помогли бы лирическое пе реживание резче, индивидуальнее выра зить, у автора нет. Настроение как будто бы способно автоматически вылепиться в рассказ — иллюзия из разряда все тех же, что движут новеллистами, создающими свои тексты как бы в опровержение лука вого солдата, сварившего кашу из топора. Тот, как известно, много кое-чего добавил к «основному компоненту» своего блюда. Некоторые же авторы рассказов действуют совершенно вопреки этой мудрости. Рассказ Б. Василевского «Урна с пра хом» («Октябрь», 1989, № 1) во многом отличается от тех, которых мы коснулись выше. Его тему трудно сформулировать сразу, после первого прочтения, тогда как с иными произведениями это происходит как бы автоматически. Темы «пьянства», «потребительского отношения к жизни» (или, напротив, «служения людям»), «за силья командно-административной систе мы» иной раз, как мы убедились, словно бы заслоняют текст с самых первых стра ниц его — авторы как бы заранее опреде лили себе целью внести п о с и л ь н у ю л е п т у , на свой лад конкретизировать уже существующую, ! живущую идею. В рдс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2